Классный час на тему «День Конституции»
Классный час «День Конституции».
Цели:
формирование у учащихся понимания сущности и значения Конституции и государственных символов Российской Федерации, правах и обязанностях гражданина;
воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма и значимости Конституции и символики для нашего государства;
расширение кругозора и повышение общей культуры учащихся.
Задачи:
1. Познакомить с основным законом - Конституцией России, дать представления о правах ребенка, объяснить детям, что означает понятие «право», где отражены права.
2. Формировать представление о правах и обязанностях школьника.
Ход урока
Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом!
Я предлагаю поздороваться всем тем,
- кто родился зимой, летом, весной, осенью,
-кто пришел с хорошим настроением.
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!
Радостно от того, что мы с хорошим настроением собрались сегодня на классный час для серьезного разговора.
Мы начинаем нашу беседу, посвященную празднику, который отмечают в России 12 декабря. Я думаю, вы мне подскажите, что это за праздник (ответы учащихся). СЛАЙД 1.
- Да, Россия отмечает День Конституции.
-А что такое Конституция?
- Конституция РФ - это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане России.
СЛАЙД 2. Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие - добавили, третьи - переписали по-другому.
Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно.
Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция. Этот день стал всенародным праздником.
Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции. Мы – жители России и обязаны знать их и соблюдать. символы государства.
А начнём мы свами с ребуса - СЛАЙД 3.
Какое предложение здесь зашифровано? (Столица России город Москва)
Давайте напомним, друг другу, какие государственные символы имеет наша страна? (герб, флаг, гимн). СЛАЙД 4.
-Что такое герб? (Денис) (Герб – отличительный знак (эмблема) государства, города, рода)
-А как выглядит герб нашей страны? (Герб России – золотой двуглавый орел на фоне красного щита)
-Что изображено на нём? (В лапах у орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом на верху) А в центре всадник Георгий Победоносец поражающий копьём дракона СЛАЙД 5. Скажите а где ещё мы встречаем гербовую печать (свид. о рождении, паспорт, деньги, печати.)
-А кто расскажет про наш флаг? (Безруков) (Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос, сверху вниз: белой, синей, красной.
Белый цвет означает мир, чистоту. Синий - небо, верность и правду. Красный – храбрость. Государственный флаг России утвержден 22 августа 1991 года. СЛАЙД 6.
-А что такое гимн, и в каких случаях он звучит? (Незнамов) (Гимн – торжественная песня или просто мелодия – символ государства. Он исполняется в особых, торжественных случаях: в дни торжественных праздников, собраний, когда проходят парады, в случаях победы наших спортсменов на соревнованиях. При исполнении гимна встают, слушают молча или подпевают) СЛАЙД 7.
Музыка СЛАЙД 8. (встать)
О символах мы уже говорили, сейчас предлагаю поговорить о другом.
-Давным - давно на Земле появились люди, с ними появились главные вопросы:
-Что люди могут делать и чего не могут?
- Что обязаны и чего не обязаны?
- На что они имеют право, на что не имеют?
Так в беседах, с помощью различных религий, в битвах, войнах, в драках появились законы.
В толковом словаре Бабенко разъясняется это слово.
(Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны)
Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством и определяют отношения людей в обществе.
-Ребята, как вы думаете, есть ли в мире такой документ, который бы закрепил все эти и другие права именно детей?
Кто из вас знает, как называется этот документ?
Этот документ называется Конвенция о правах ребенка.
(Гаврилов) СЛАЙД 9. Конвенция – это международный договор, содержащий перечень прав; документ носящий обязательный характер)
20 ноября 1989 год - принята Конвенция о правах ребенка.
Права ребенка надо знать (читают дети)
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
ФИЗМИНУТКА
Путешествие по стране Правознайке
Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и осмеяние, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло. Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.
1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». «Карабас-Барабас»)
2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»)
3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-яга)
4. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность? («Три поросенка», «Дюймовочка)
5. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища? («Три поросенка»)
6. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг? («Золушка»)
НА ДОСКЕ ТРИ ЛИСТА С НАДПИСЯМИ:
• Право на бесплатное образование.
• Право на свободный труд, защиту от безработицы.
• Право на неприкосновенность жилища.
Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Перед нами три островка. Чтобы узнать их названия, надо ответить на вопросы:
1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, какое право они нарушили? (Дети указывают на третий лист.)
2) Папа Карло жил очень бедно, у него не было постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ на втором листе.)
3) Буратино продал свою азбуку и не воспользовался каким правом? (Ответ на первом листе.)
В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование...»
- Какие же права есть у вас, школьников? (Право на учебу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях)
Правильно, обязанность уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников), культурно вести себя в классе, школе и за их пределами, ходить опрятными, выполнять устав школы.
-В школе тоже есть свои правила и называются они Устав школы. Сейчас мы с вами проверим, соблюдаете и вы устав школы, проделав небольшой тест.
Тест «Соблюдаю ли я устав школы» (ДА «+», НЕТ «-»)
1. Не пропускаю без уважительной причины занятия в школе.
2. Хожу всегда аккуратным?
3. Не приношу в школу опасных предметов, которые могут принести вред ребятам?
4. Берегу школьное имущество?
5. Не беру чужие вещи без разрешения владельца?
6. Не дерусь с ребятами на перемене.
7. Уважительно отношусь к работникам школы (поварам, учителям, администрации, тех. Персоналу…)
Нужно пользоваться правами не принося вред другим людям. Иначе это будет расцениваться как нарушение прав, и наказываться по закону РФ.
Игра « Кто больше угадает прав»
Рассмотрим иллюстрации и расскажем об основных правах ребёнка в нашем государстве: СЛАЙД 10-12.
-Что это за документ? (Свидетельство о рождении). О каком праве он вам напоминает? (Право на жизнь)
- Какое право может обозначать сердечко? (Право на любовь и заботу).Что значит забота? Кто о вас заботится? (Родители, государственная власть РФ, педагоги, медицинские работники, психологи, организации по правам ребенка – опека, социальная защита).
- Что может обозначать домик? (право на имущество). Можно ли брать чужую вещь без разрешения?
- Как вы думаете, для чего я вам показываю конверт? О каком праве может идти здесь речь? (никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать друг за другом).
- А о каком праве вам могут напомнить ваши учебники? (право на учебу).
Право на отдых.
Право на имя, отчество и фамилию.
Право жить и воспитываться в семье.
Право на образование.
Право на медицинское обслуживание.
Право на защиту своих прав. Право на полноценное питание.
Все эти права записаны в законах, а это значит, что нарушать их, отнимать у вас никто не может. Человек, который нарушает ваши права, совершает преступление, и он несёт ответственность перед государством.
А теперь послушайте стихи и скажите, каких своих обязанностях забыли дети?
1. Э.Успенский "Разгром"
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама приходит в дом,
Мама глядит кругом.
- Был на квартиру налёт?
- Нет.
- К нам заходил бегемот?
- Нет.
- Может быть, дом не наш?
- Наш.
- Может, не наш этаж?
- Наш.
Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.
- Значит это не обвал?
- Нет.
- Значит, слон не танцевал?
- Нет.
- Очень рада. Оказалось,
Я напрасно волновалась.
2. Лидия Огурцова «Драка»
Я без шишек и царапин
Не могу прожить и дня.
У меня характер папин –
Лезет драка из меня.
Пять минут сидел я тихо,
Рисовал людей, дома…
Только драка, свистнув лихо,
Снова вылезла сама!
3. Елена Стеквашова «Врунишка»
Было раз - разбил я чашку,
Все свалил на брата Сашку.
Только мама как-то сразу
Не поверила рассказу.
Мне досталось не за чашку -
За обиженного Сашку.
4. С.Маршак «Про одного ученика и шесть единиц». Отрывок
Пришел из школы ученик
И запер в ящик свой дневник.
Где твой дневник? - спросила мать.
Пришлось дневник ей показать.
Не удержалась мать от вздоха,
Увидев надпись: "Очень плохо".
Узнав, что сын такой лентяй,
Отец воскликнул: - Шалопай!
5. А. Барто «Любочка». Отрывок
Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота!—
Говорит она старушке:
— Это детские места.
СЛАЙД 13. Рефлексия
- Я узнал сегодня, что у каждого ребенка есть…….
- Все права и обязанности прописаны в документах, которые называются…..
- Мне было интересно на занятии….
- Я запомнил….
- Я никогда не знал, а сегодня узнал, что…
- Хочу сказать спасибо…
Вывод: Только живя по правилам, взрослые, дети и вся страна будут жить счастливо. Я вам желаю счастья.