12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна5434
Логинова Татьяна Алексеевна. Учитель физики лицея "Технический" г.о.Самара.
Россия, Самарская обл., Самара
Материал размещён в группе «Классные руководители»
4

Классный час «Недетское лицо блокады»



Здесь будет файл: /data/edu/files/a1457283594.ppt (Недетское лицо блокады)

Классный час «Недетское лицо блокады» 

Цели:

  • развивать интерес к истории своей родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения, используемые в сценарии;
  • воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу.

Подготовительная работа:

Поиск материала

Подбор фотографий и составление презентации

Подбор фонограмм военных песен для музыкального оформления классного часа.

Подготовка выразительного чтения наизусть стихотворений.

Подготовка театрализованных миниатюр.

Подготовка поздравлений и подарков прабабушкам и дедушкам, пережившим войну.

 

Ход классного часа Слайд 1

Ученица
 

Я не жила в блокадном Ленинграде.
Не я пугалась, слыша вой сирен,
в очередях голодных хлеба ради
не я стояла у разбитых стен,
не я с ведром на саночках шла к речке,
не я мечтала до утра дожить,
прекрасно зная, что наесться нечем,
и, что родных нет сил похоронить...
Не я сжигала стопки книг в буржуйке,
горбушку не делила по частям,
едва живая, в старенькой тужурке
не я цингой болела и вестям,
что доходили с фронта, не внимала…

(Алкора, Жителям блокадного Ленинграда посвящается)

Ведущий. А хочешь побольше узнать о том, как это было?

Ученица. Да!
 

Голос за сценой. Слайд 2

Ночь с 21 на 22 июня 1941 года.
Звучит мелодия «Довоенного вальса». На сцене несколько групп ребят. Одна девочка сидит, читает. Другая - прыгает через скакалку. Несколько ребят играют в ручеек. Спокойные  лица, видно, что они радуются чему-то. Мелодия внезапно обрывается, сменяясь нарастающим воем авиабомб и разрывом снарядов. Страх искажает лица ребят. Все разбегаются.
За сценой голос Левитана. Слайд 3

22 июня, в 4 часа утра, без объявления войны гитлеровская Германия вероломно нарушила границы Союза Советских Социалистических республик.
Небольшая группа ребят подходят к репродуктору, напряженно слушает сообщение.
 

1 ученик
Его я узнал не из книжки –

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство врывалась она.

2 ученик

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной

Слайд 4

Звучит музыка Д. Шостаковича – Ленинградская симфония

3 ученик

Ведущий. 8 сентября 1941 года фашисты захватили Шлиссельбург. Ленинград был блокирован. Страшная угроза нависла над городом на Неве. Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей - от младенцев до школьников и подростков. Они были такими же блокадниками, как и взрослые. И погибали так же.

4 ученик
Прорвались все-таки.
Бомбят.

Горят Бадаевские склады.
В огне пожаров Ленинград.
Пришел он —
Первый день блокады. (В. Суслова «Первый день»)

1 ученик

Первый день догорал...
Как потом оказалось,
Впереди оставалось
Еще 900.


Ведущий. «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли… — так гласила секретная директива от 22 сентября 1941 года. Предложено тесно блокировать город и «путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сровнять его с землей. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты… С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Слайд 5

Звук воздушной тревоги

2 ученик

За воем сирен —

Самолёты в ночи.

За взрывом —

Завалы из щебня и лома,

Я цел.

Но не знаю ещё,

Что ключи

В кармане —

Уже от разбитого дома. (Алкора. «Жителям блокадного Ленинграда посвящается»)
 

5 ученица Слайд 6

Я в госпитале мальчика видала.
При нем снаряд убил сестру и мать.
Ему ж по локоть руки оторвало.
А мальчику в то время было пять.

Он музыке учился, он старался.
Любил ловить зеленый круглый мяч...
И вот лежал - и застонать боялся.
Он знал уже: в бою постыден плач.

Лежал тихонько на солдатской койке,
обрубки рук вдоль тела протянув...
О, детская немыслимая стойкость!
Проклятье разжигающим войну!..

(Ольга Берггольц, «Пусть голосуют дети»)

Ведущий. Ленинград не сдавался. Он жил! Но как ой ценой…

3 ученик

А напротив через Фонтанку - немые сплошные дома,
окна в белых бумажных крестах. А за ними ни искры, ни зги.
И мерцает на стеклах жемчужно-прозрачная тьма.
И на подступах ближних отброшены снова враги... (Ольга Берггольц, «В 1941 году в Ленинграде»)

Ведущий. Не вышло, не молили ленинградцы фашистов пощаде, не желали сдаваться! К 25 сентября 1941 года гитлеровцы потеряли под Ленинградом 190 тысяч солдат и офицеров, 750 танков и бронемашин, свыше тысячи самолетов... Измотанный в упорных боях враг стал готовиться к осаде. Гитлер так объяснял немцам и миру непредвиденную «задержку» с Ленинградом: «Ленинград мы не штурмуем сейчас сознательно. Ленинград выжрет сам себя». Блокадникам от голода, смертельного, невыносимого, «уйти» большей частью некуда было: он был кругом, на всем прижатом к заливу, к озеру, прошитом пулями, снарядами пространстве города, он блокировал человека наглухо. Но люди продолжали работать.

4 ученик Слайд 7

Да, мы не скроем: в эти дни
мы ели землю, клей, ремни…
 

1 ученик
Но, съев похлебку из ремней,
вставал к станку упрямый мастер,
чтобы точить орудий части,
необходимые войне.
Но он точил, пока рука
могла производить движенья.
И если падал - у станка,
как падает солдат в сраженье. (Ольга Берггольц, «Ленинградская поэма»)

Звучит отрывок из «Вокализа» С.Рахманинова.

Ведущий. Взрослые уходили в народное ополчение. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.

Звук воздушной тревоги.

6 ученица Слайд 8

Ночь. Воздушная тревога.
Как страшен мессершмитов вой.
Зенитки наши бьют, но самолетов много -
Нам не заснуть. Идет неравный бой.
Мы переходим на одну кровать,
А мама к нам садится в ноги,
"Убьют, так вместе, - говорит,

- давайте ждать"
Но вот по радио отбой тревоги.
Вдруг братик говорит: "Я есть хочу,
Мам, дай хоть крошечку

от завтрашнего пая"
"Тот хлеб на завтра, трогать не могу"
А он все просит, не переставая:
"А если немец бомбой нас убьет,
И хлеб останется лежать в буфете?"
А мама: "Ну а если не убьет,
Где хлеб я вам возьму на завтра, дети?
Тот хлеб на завтра. Не могу. Не дам".
К груди она прижала крепко брата,
И слезы покатились по щекам.
Как будто перед нами виновата.

(Н.В. Спиридонова (Кулакова). «Стихотворение девочки блокадного Ленинграда»)

2 ученик


Ведущий. Потребности человека стремительно сужались, концентрировались, заострялись на хлебе, тепле, воде. И тем не менее в осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

7 ученица Слайд 9

Девочка руки протянула,
Уснула,
А оказалось - умерла..
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья после похорон (Ю. Воронов)

8 ученик Слайд 10

«…Дети не плакали и не улыбались. Дети как старички, безулыбчивые, молчаливые, вялые, всё понимающие и ничего не понимающие: «Когда их эвакуировали на Большую землю, их узнавали сразу — ленинградские дети. Узнавали по старческим личикам, походке, но, прежде всего, по глазам, видевшим всё». (А. Адамович, Д. Гранин «Блокадная книга»).

9 ученик

«— Потом я еще очень хорошо помню, как люди шли. Никогда я и нигде не видела и не слышала, чтобы человек шел так, как в блокаду: человек шел так, как против ветра идут, понимаете, вот наклонившись всем корпусом вперед, чтобы не упасть, тяжело вот так переставляя ноги! Почти все так ходили. Не знаю, почему мне запомнилась эта походка. (Григорович Александра Дмитриевна).

10 ученик Слайд 11

В ушах все время словно щебет птичий,
Как будто ропот льющейся воды:
От слабости. Ведь голод. Нет еды.
Который час? Не знаю. Жалко спички,
Чтобы взглянуть. Я с вечера легла,
И длится ночь без света и тепла.

На мне перчатки, валенки, две шубы
(Одна в ногах). На голове платок;
Я из него устроила щиток,
Укрыла подбородок, нос и губы.
Зарылась в одеяло, как в сугроб.
Тепло, отлично. Только стынет лоб.

Лежу и думаю. О чем? О хлебе.

 

11 ученица Слайд 12

…День ото дня
Из наших клеток исчезает кальций.
Слабеем. (Взять хотя бы и меня:
Ничтожная царапина на пальце,
И месяца уже, пожалуй, три
Не заживает, прах ее бери!)

Как тягостно и, главное, как скоро
Теперь стареют лица! Их черты
Доведены до птичьей остроты
Как бы рукой зловещего гримера:
Подбавил пепла, подмешал свинца —
И человек похож

на мертвеца…

12 ученик

Апатия истаявшей свечи...
Все перечни и признаки сухие
Того, что по-ученому врачи
Зовут «алиментарной дистрофией»
И что не латинист и не филолог
Определяет русским словом «голод».

А там, за этим следует конец.
И в старом одеяле цвета пыли,
Английскими булавками зашпилен,
Бечевкой перевязанный мертвец
Так на салазках ладно снаряжен,
Что, видимо, в семье не первый он. (О. Берггольц, «Пулковский меридиан. Свет и тепло»)

Ведущий. Фашисты были уверены, что нечеловеческие условия пробудят в ленинградцах низменные инстинкты. Но они просчитались. Несмотря на постоянный голод, ленинградцы не превратились в животных. Они даже в самых трудных ситуациях оставались людьми, думали не только о себе, но заботились о тех, кто рядом. Это и спасло их.


 

13 ученик (О. Бергольц) Слайд 13

Я как рубеж запомню вечер:
декабрь, безогненная мгла,
я хлеб в руке домой несла,
и вдруг соседка мне навстречу.
- Сменяй на платье,- говорит,-
менять не хочешь - дай по дружбе.
Десятый день, как дочь лежит.
Не хороню. Ей гробик нужен.
Его за хлеб сколотят нам.
Отдай. Ведь ты сама рожала...-
И я сказала: - Не отдам.-
И бедный ломоть крепче сжала.
- Отдай,- она просила,- ты
сама ребенка хоронила.
Я принесла тогда цветы,
чтоб ты украсила могилу.-
...Как будто на краю земли,
одни, во мгле, в жестокой схватке,
две женщины, мы рядом шли,
две матери, две ленинградки.
И, одержимая, она
молила долго, горько, робко.
И сил хватило у меня
не уступить мой хлеб на гробик.
И сил хватило - привести
ее к себе, шепнув угрюмо:
- На, съешь кусочек, съешь... прости!
Мне для живых не жаль - не думай.

Слайд 14

Ведущий. В Музее истории Ленинграда под стеклянным колпаком хранится метроном. Громко тикая, он отсчитывает время. Этот метроном включали в Ленинградском радиокомитете после объявления воздушной тревоги. И он стучал до отбоя, как большое сердце города. Сердце, которое нельзя остановить.

Слайд 15 Звучит метроном

Наверное, все, кто хоть что-то читал про фашистскую блокаду Ленинграда 1941-44 г.г., помнят имя Тани Савичевой. Большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый, звонкий «ангельский» голос, обещавший певческое будущее. Война перечеркнула планы. Вместе с другими ребятами Ленинграда Таня помогала взрослым тушить «зажигалки», рыть траншеи. Когда началась война, Тане исполнилось 11 лет. Семья у неё была большая и дружная: Таня, бабушка, братья Тани – Лёка и Миша, сёстры – Женя и Нина, да ещё в том доме жили два дяди – братья отца.

Слайд 16

Выходят шестеро ребят с зажжёнными свечами. Укутанная в шаль девочка садится за стол. Это Таня Савичева, она пишет свой дневник.

Таня: В те жуткие дни зимы 1941 1942 г., когда ежечасные обстрелы и бомбёжки, голод и холод блокады уносили тысячи жизней ленинградцев, Таня вела в записной книжке страшный дневник.

После каждого имени гаснет одна свеча

14 ученик «Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942.»

Таня: Если просто хочешь есть, это не голод – поешь часом позже. Голод – когда изо дня в день голодает голова, руки, сердце – всё, что у тебя есть – голодает. Сперва – голодает, потом – умирает.

15 ученик «Лёка умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года»

Таня: Очень трудно писать слово «умер». У Лёки был свой угол, отгороженный шкафом. Он там чертил, зарабатывал деньги черчением. Он был тихий и близорукий, ходил в очках. И всё скрипел своим пёрышком, рейсфедер оно называется… Он умер на кухне, где маленьким слабым паровозиком дымилась буржуйка, где спали, раз в день ели хлеб. Маленький кусочек – как лекарство от смерти… Лёке не хватило лекарства…

16 ученик Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года. Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

Таня: Тане становилось всё хуже, но она не сдавалась - жила. Наступила весна, зазеленели деревья. Таня высохла и вымерзла, стала тоненькой и лёгкой. У неё даже дрожали руки и от солнца болели глаза. Фашисты убили половину Тани Савичевой, а может быть, больше половины. Но с ней была мама и она держалась.

17 ученик Мама… 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года. Таня не написала слово «умерла», у неё не хватило сил написать это слово…

18 ученик Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня… Без мамы, без папы, без сестрёнки. Голодная. Под обстрелом. В пустой квартире.

Слайд 17 Таня: Таня Савичева не стреляла фашистов, не была разведчицей у партизан. Просто она жила в родном городе в самое трудное для него время. Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нём жила Таня Савичева и жили еще много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени.

Ведущий. Таню, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Спасти ее не удалось. Её дневник - девять страничек алфавитной записной книжки, исписанные детским почерком, был предъявлен на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм. 

Слайд 18

22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду Ладожского озера проложили дорогу, по ней пошли первые грузовики с мукой. Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни». Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.

19 ученик

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)

Ведущий. Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики - работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

20 ученик

И было на всем году
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут - пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам

(О. Берггольц)

Слайд 19

Ведущий. 18 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов после ожесточенных боев за каждый метр ленинградской земли соединились и прорвали блокаду! Но потребовался еще целый год непрерывных боев, тысячи жизней, чтобы блокада Великого города окончательно прекратилась!

Блокада продолжалась 871 день. Число погибших ленинградских детей по оценкам историков могло составлять до 200 тысяч. Только 3 % из них погибли от бомбёжек, и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода.

3 ученик

В блокадных днях мы так и не узнали:

Меж юностью и детством где черта?..

Нам в сорок третьем выдали медали

И только в сорок пятом - паспорта. Воронов Юрий

Ведущий. После освобождения города более 15249детей были награждены Медалью “За оборону Ленинграда”.

Слайд 20

4 ученик

А может, нам о них забыть
Опять война,
Опять блокада...

Я слышу иногда:
“Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне”.

1 ученик

И может показаться: правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда -
Не права!

Ведущий. Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы! … (Ю. Воронов)

 

Источники:

  1. А. Адамович, Д. Гранин «Блокадная книга». Лениздат, 1984
  2. Ю Яковлев «Девочки с Васильевского острова»
Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.