Классный час на тему «У войны не женское лицо» (9–11 класс)
Пояснительная записка к презентации
Аннотация.
Данная разработка посвящена вопросу проведения внеклассных мероприятий патриотической направленности. Работа предлагает сценарий проведения классного часа, посвященного участию женщин в событиях Великой Отечественной войны. Работа может быть полезна всем классным руководителям, а также преподавателям общественных дисциплин.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение. 3
2.Проведение классного часа «У войны не женское лицо» 6
2.1. Подготовительный этап
2.2. Сценарий мероприятия
3.Заключение. 19
4.Список литературы и источников. 20
Введение
С распадом Советского Союза пала и система патриотического воспитания в России. Прошло более 10 лет до того момента как представители власти осознали необходимость возведения новой системы такого воспитания. За эти годы только у отдельных представителей молодого поколения сохранились представления о патриотизме и любви к своей Родине.
В настоящее время идет построение новой системы патриотического воспитания молодежи. Она уже вступила в действие на всей территории страны. Организуются центры патриотического воспитания для молодежи, разнообразные конференции, конкурсы, военно-патриотические игры и т.п.
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Патриотизм – это одна из устойчивых характеристика человека, он выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. Кроме того, представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству и системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, он всегда конкретен и направлен на реальные объекты, зарождаясь из любви к своей малой Родине, перерастая в общегосударственное патриотическое самосознание.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции, готовности служению Отечеству.
Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Охватывает своим воздействием все поколения и все стороны жизни.
В систему патриотического воспитания входят соответствующие государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовая и духовно-нравственная база воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также мероприятия по формированию патриотических чувств и сознания граждан. Охватывает все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи и заканчивая высшими органами государства, и предполагает организацию мероприятий патриотической направленности как на федеральном и региональном уровнях, так и проведение индивидуально-воспитательной работы с отдельно взятой личностью.
Сегодня в стране работает Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Приоритетным направлением является патриотическое воспитание подрастающего поколения - детей и молодежи, причем, главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях.
Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Воспитание патриота – одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения.
Решая проблему патриотического воспитания учащихся, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. Особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма.
Данная методическая разработка посвящена проведению классного часа на патриотическую тематику «У войны не женское лицо».
Мероприятие преследует следующие цели:
А) Воспитательные:
Формирование чувства гордости за достижения своей страны.
Воспитание готовности к защите Родины.
Усвоение положительного примера героических защитников Родины.
Б) Развивающие:
Получение новых знаний о Великой Отечественной войне.
Знакомство с подвигами героев нашего края.
2. Проведение классного часа «У войны не женское лицо».
2.1. Подготовительный этап.
Для проведения мероприятия необходимо:
комплект мультимедийного оборудования,
аудиозапись песни «Священная война»,
презентация «У войны не женское лицо»,
песни военных лет.
В качестве предварительной подготовки к мероприятию студентам можно дать задание найти информацию о героях – женщинах, чьими именами названы улицы городов и поселков края.
Для создания эмоционального фона в начале мероприятия целесообразно поставить запись песен военных лет.
2.2. Проведение мероприятия.
Включить песню «Священная война». Включить презентацию.
Слайд 1.
Сегодня мы поговорим о Великой Отечественной войне. Мы знаем уже о крупных сражениях этой войны, о выдающихся военачальниках, о героях, вписавших свои имена в историю. Большинство из этих героев – мужчины, но сегодня речь пойдет о женщинах на войне.
Когда произносятся слова «Великая Отечественная война», какой женский образ сразу встает перед глазами? Образ, ставший символом самоотверженной борьбы с врагом. Конечно, это плакат «Родина-мать зовет».
Слайд 2.
Этот образ стал символом борьбы с врагом с первых дней войны. Идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла в голову художнику совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга художника Ираклия Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Поражённый выражением её лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра.
Во взгляде женщины тревога за родных, решимость, напряжение, но в нем нет страха, как не было его в сердцах тех женщин, которые взяли в руки оружие, чтобы защитить страну.
Слайд 3.
Что мы знаем об участии женщин в войне? Попробуйте ответить на предложенные вопросы сейчас, а после завершения разговора мы вернемся к ним еще раз.
1. Сколько женщин воевало на фронтах Великой Отечественной войны?
2. Сколько женщин стали Героями Советского Союза за годы Великой войны?
3. Сколько женщин стали полными кавалерами ордена Славы?
4. Какие книги и художественные фильмы рассказывают о подвиге женщин на войне?
Слайд 4.
Война – это тяжелый труд. Сложно даже представить себе, как выживали на войне молодые хрупкие женщины, как переживали тяготы военных дней. Но они без колебания брали на себя эту тяжкую ношу в суровый для Родины час.
Некоторые из них находили в себе силы описывать в стихах свои фронтовые впечатления. Одна из них – поэтесса Юлия Друнина, прошедшая санитаркой через всю войну. Стихотворение «Запас прочности».
… До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.
И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! — Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.
Слайд5.
В Советской армии воевало около миллиона женщин. Они овладели всеми военными специальностями, в том числе и самыми "мужскими". Даже возникла языковая проблема: у слов «танкист», «пехотинец», «автоматчик», «снайпер» до того времени не существовало женского рода, потому что эту работу еще никогда не делала женщина. Женские слова родились там, на войне, где женщины встали плечом к плечу с мужчинами...
Слайд 6. Фотографии.
Вглядитесь в эти лица. Знакомы ли они вам? Можете ли вы назвать фамилии этих женщин? А между тем это, без сомнения самые известные женщины, воевавшие на фронтах Великой Отечественной войны.
Слайд 7.
Бершанская Евдокия Давыдовна - Командир 46-го Гвардейского Таманского женского авиационного полка легких ночных бомбардировщиков. Летчицы этого полка были прозваны немцами «Ночными ведьмами».
Она родилась 6 февраля 1913 года. Окончила авиационную школу лётчиков в 1932 году. Работала лётчиком - инструктором школ Гражданского Воздушного Флота в Батайске и Краснодаре.
В феврале 1942 года майор Е. Д. Бершанская была назначена командиром 588-го полка лёгких ночных бомбардировщиков, С 1943г. ставшего 46-м Гвардейским Таманским полком. С 27 мая 1942 года и до конца Великой Отечественной войны - на фронте, в составе действующей армии.
Слайд 8.
В 28 лет стала командиром авиаполка. Порой его шутливо называли: «Дунькин полк», с намёком на полностью женский состав и оправдываясь именем командира. 23 лётчицы полка были удостоены звания Героя Советского Союза. Сама она звания Героя не получила, зато стала единственной женщиной, награжденной орденом Суворова. До своего расформирования в октябре 1945 года полк оставался полностью женским. После войны работала в комитете советских женщин. Умерла в Москве в 1982г.
Слайд 9.
Екатерина Зеленко. Герой Советского Союза.
12 сентября 1941 года на бомбардировщике Су-2 таранила немецкий истребитель Ме-109. Единственный в истории авиации таран, выполненный женщиной.
Слайд 10.
Лидия Литвяк. Герой Советского Союза. Самая результативная женщина-истребитель. Лично сбила 11 самолетов противника. Погибла в воздушном бою 1 августа 1943 года.
Слайд 11.
Александра Григорьевна Самусенко — советский танкист, офицер связи, гвардии капитан. Скорее всего, единственная девушка-танкист в составе 1-й гвардейской танковой армии. К сожалению, Самусенко не довелось встретить победу, она погибла 3 марта 1945 года.
Слайд 12.
Сообщается, что Великую Отечественную войну она встретила рядовым пехотинцем, будучи призванной РВК города Читы. На фронте с 22 июня 1941года.
Александра Самусенко успела принять участие в тяжелых боях лета-осени 1941 года. Она сражалась в составе Западного фронта и Брянского фронта. В боях августа и октября 1941 года девушка получила легкие ранения. Всего за время Великой Отечественной войны была ранена трижды, последний раз — тяжело, в сентябре 1943 года. В определенный момент написала письмо Председателю Президиума ВС СССР Михаилу Калинину, в котором просила содействовать ее поступлению в танковое училище. Просьба девушки была удовлетворена.
Летом 1943 года Александра Самусенко принимала участие в Курской битве в составе войск Воронежского фронта. В то время девушка уже была гвардии старшим лейтенантом и являлась офицером связи в 97-й танковой бригаде. В конце июля 1943 года была представлена к Ордену Красной Звезды. В наградном листе говорилось о том, что в период с 19 по 28 июля 1943 года Александра Самусенко постоянно находилась в боевых порядках бригады, своевременно обеспечивая связь и информацию о положении частей и подразделений бригады, принимающих участие в бою.
В сентябре 1943 года Александра была тяжело ранена. А уже в 1944 году была вновь в строю, принимала участие в Львовско-Сандомирской наступательной операции советских войск. В 1945 году уже гвардии капитана Александру Самусенко перевели офицером связи в штаб 1-й гвардейской танковой бригады. Наступательные бои начала 1945 года проводила в звании капитана, приняла непосредственное участие в освобождении Польши от немецко-фашистских захватчиков. С боями вместе со своей частью прошла более 700 километров по территории Польши и вышла к Одеру.
Погибла во время проведения Восточно-Померанской наступательной операции. 3 марта 1945 года Александра Самусенко умерла от ран, полученных в деревне Цюльцефирц возле города Лобез. Сегодня этот город находится в Западно-Поморском воеводстве Польши. Позднее она была перезахоронена на центральной площади этого города.
Слайд 13.
Евдокия Завалий – единственная женщина – командир взвода морской пехоты, ушла на фронт в августе 1941 года, в неполные 18 лет. Под Будапештом со своим взводом захватила бункер немецкого командования, пленив, в том числе, одного генерала. Фашисты называли её «Фрау черная смерть».
Слайд 14.
Всего за свою долгую службу Евдокия Завалий стала кавалером пяти боевых орденов и более десятка различных медалей.
После окончания войны её хотели направить на учёбу в военное училище, но сказались 4 ранения и 2 контузии, полученные ею во время войны. В 1947 году она демобилизовалась и уехала в Киев.
Вела активную работу среди молодёжи. Объездила множество городов, воинских частей, кораблей и подводных лодок с рассказами о своём взводе морской пехоты. Скончалась 5 мая 2010 года в Киеве.
Слайд 15.
Гантимурова Альбина Александровна. Главстаршина
(ст. сержант), командир отделения разведки морской пехоты, кавалер Ордена Славы двух степеней.
Слайд 16.
Из воспоминаний Альбины:
Все ордена я получила за разведку, за пленных. Но самая дорогая награда - это медаль «За отвагу». Она у меня старого образца, и все мне говорят: «что ты ленточку не сменишь?» А я говорю: «не хочу, это у меня самая дорогая награда».
Разведка боем. И очень трудно подняться, когда делают артиллерийский налет, потом его переносят, и нам надо вставать и бежать вперед, и там брать кого-то. Это рассказывать так легко, а когда лежишь, через голову летят снаряды, пули и все что хотите. Прекратили огонь, перенесли дальше, и мы должны вставать и бежать. Залегли все, пехота залегла, и не поднять ее. Это такое чувство, когда кажется, что земля держит. Все отяжелело, ни ногу не поднять, ни руку не поднять. Вот она держит тебя. Я это испытала, и поэтому я об этом говорю. И у всех это было. Тогда командир крикнул: «Альбина, сними шапку!» У меня волосы были длинные. И он крикнул - чтобы все видели, что я девчонка. И этот крик и призыв - я встала и закричала «вперед!». Все парни встали и пошли вперед. После боя подошел ко мне командующий, взял руку и просто положил туда эту медаль.
Слайд 17.
Еще одна военная профессия, которую освоили женщины – это профессия снайпера. В годы Великой Отечественной войны снайперскому мастерству женщины обучались во многих частях и соединениях действующей армии. Но особенно большой их отряд был подготовлен Всевобучем НКО СССР.
Добиваясь отправки на фронт, молодые советские патриотки проходили первичное военное обучение в местных стрелковых и специальных комсомольско - молодёжных подразделениях. За годы войны в них было подготовлено 102 333 снайпера.
Шестерым из них было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Одна (Нина Петрова) стала полным кавалером солдатского ордена Славы.
Слайд 18.
Людмила Павличенко. Самый успешный снайпер Великой Отечественной войны.
На счету этой женщины 309 личных побед над врагом. После окончания войны была сотрудником Главного штаба ВМФ СССР в
звании майора войск береговой обороны.
Слайд 19.
Герой Советского Союза. Награждена орденом Ленина и медалью Золотая звезда. Накануне войны окончила снайперскую школу Осоавиахима. Боевое крещение получила под Одессой. Участвовала в обороне Севастополя. После войны окончила Киевский Государственный университет. Умерла в Москве в 1974году.
Слайд 20.
Зина Портнова. Участница подпольной комсомольской организации «Юные мстители», действовавшей в Витебской области.
Подпольная кличка Ромашка.
Расстреляна фашистами 10 января 1944года.
Родилась в 1926г. в Ленинграде. Летом 1941г. находилась в Белоруссии, в гостях у бабушки в деревне Зуи Витебской области. В 1942году совместно с местными комсомольцами создала подпольную организацию «Юные мстители», занимавшуюся распространением листовок со сводками Информбюро, диверсиями против вражеских войск. Поддерживали связь с партизанскими отрядами.
Осенью 1942-го Зину послали на боевое задание, и ей пришлось проявить себя в деле – нападать на гитлеровцев. За зиму 1943-го Зине пришлось побывать во почти всех местах партизанского края. Вместе с другими партизанами участвовать в боях. Несколько раз ходить во вражеский тыл с заданиями командира. Она принимала участие в минировании железной дороги Полоцк–Витебск. В августе 1943-го гестаповцы разгромили «Юных мстителей», арестовав и казнив68 человек. Погибли и подруги Зины по разведотряду. Сама Зина попала в руки гестаповцев позже, больше месяца провела в застенках, стойко снося пытки и побои, но не назвала ни одного из своих товарищей. 10 января 1944-го ленинградскую школьницу расстреляли. В 1958 году Зинаиде Мартыновне Портновой было присвоено звание Героя Советского Союза.
Слайд 21.
Зоя Космодемьянская. Первая женщина, удостоенная звания Герой Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны.
Партизанка. 29 ноября 1941 года была казнена фашистами в деревне Петрищево Московской области.
Училась в школе №201 г.Москвы. Мечтала поступить в Литературный институт. Когда в 1941-м году был объявлен набор добровольцев для комплектации партизанской части 9903, Зоя Космодемьянская одна из первых отправилась на собеседование и успешно его прошла. После этого ее и еще около 2000 других комсомольцев направили на специальные курсы, а затем перебросили в Волоколамский район. 18 ноября командиры двух диверсионных групп ВЧ № 9903 П. Проворов и Б. Крайнов получили приказ уничтожить в течение недели 10 населенных пунктов, расположенных в тылу противника. В составе первой из них на задание отправилась и красноармеец Зоя Космодемьянская. Группы были обстреляны немцами у деревни Головково, и из-за тяжелых потерь им пришлось объединиться под командованием Крайнова. На свое последнее задание в деревню Петрищево девушка отправилась в ночь на 27 ноября вместе с командиром группы и бойцом Василием Клубковым. Они подожгли три жилых дома вместе с конюшнями, уничтожив при этом 20 лошадей оккупантов. Кроме того, впоследствии свидетели рассказали еще про один подвиг Зои Космодемьянской. Оказывается, девушке удалось вывести из строя узел связи, благодаря чему стало невозможно взаимодействие некоторых немецких частей, занимающих позиции под Москвой. Расследование событий, произошедших в Петрищеве в конце ноября 1941-го года, показало, что Крайнов не дождался Зои Космодемьянской и Василия Клубкова и вернулся к своим. Сама же девушка, не найдя товарищей в условленном месте, решила самостоятельно продолжить выполнение приказа и снова пошла в деревню вечером 28 ноября. На этот раз ей не удалось осуществить поджог, так как она была схвачена крестьянином С. Свиридовым и сдана им немцам. Фашисты, взбешенные постоянными диверсиями, стали истязать девушку, пытаясь узнать у нее, сколько еще партизан действует в районе Петрищево. Утром 29 ноября 1941-го года Космодемьянскую привели к месту, где была сооружена виселица. Не ее шее висела табличка с надписью на немецком и русском языках, которая гласила, что девушка является поджигательницей домов. По дороге на Зою напала одна из крестьянок, оставшихся без дома по ее вине, и ударила ее палкой по ногам. Затем несколько немецких военнослужащих стали фотографировать девушку. Впоследствии крестьяне, которых пригнали, чтобы они увидели казнь диверсантки, рассказали следователям еще про один подвиг Зои Космодемьянской. Краткое содержание их показаний таково: перед тем как ей накинули петлю на шею, бесстрашная патриотка сказала короткую речь, в которой призывала бороться с фашистами, и закончила ее словами о непобедимости Советского Союза. Тело девушки находилось на виселице около месяца и было похоронено местными жителями лишь накануне Нового года.
Всего за годы войны 27 партизанок и подпольщиц стали Героями Советского Союза (22посмертно).
Слайд 22.
А сколько женщин совершали в годы войны свой ежедневный безымянный подвиг. Сколько километров дорог прошли связистки, сколько тысяч солдатских жизней спасли санитарки. И каждая из них тоже приближала счастливый миг Победы.
Слайд 23.
Тяжело было женщинам на войне, но не менее тяжело было возвращаться к мирной жизни. В своем дневнике участница Великой Отечественной войны Валентина Чудаева позже напишет:
«Мы в восемнадцать-двадцать лет ушли на фронт, а вернулись в двадцать - двадцать четыре. Сначала радость, а потом страшно: а что мы будем делать на гражданке? Страх перед мирной жизнью... Подружки институты успели окончить, а кто мы? Ни к чему не приспособленные, без специальности. Все, что знаем - война, все, что умеем, - война. Хотелось скорее отделаться от войны. Из шинели быстренько сшила себе пальто, пуговицы перешила. На базаре продала кирзовые сапоги и купила туфельки. Надела первый раз платье, слезами обливалась. Сама себя в зеркале не узнала, мы же четыре года - в брюках. Кому я могла сказать, что я раненая, контуженая. Попробуй скажи, а кто тебя потом на работу примет, кто замуж возьмет? Мы молчали, как рыбы. Никому не признавались, что воевали на фронте. Это потом чествовать нас стали, через тридцать лет... Приглашать на встречи... А первое время мы таились, даже награды не носили. Мужчины носили, а женщины нет. Мужчины - победители, герои, у них была война, а на нас смотрели совсем другими глазами. Совсем другими... У нас, скажу я вам, забрали победу. Тихонько выменяли ее на обычное женское счастье. Победу с нами не разделили. И было обидно... Непонятно...»
Слайд 24.
Возвращаясь к вопросам, заданным в начале беседы, хочется добавить еще несколько слов. Всего за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны к званию Героя Советского Союза было представлено 11674 человека, из них женщин – 95. Многих награды находили уже после войны. Последней Золотую Звезду получила Екатерина Демина (Михайлова), санинструктор 369-го отдельного батальона морской пехоты. Произошло это 5 мая 1990 года.
За послевоенные годы было снято немало фильмов о подвиге женщин на войне:
«А зори здесь тихие…»
«В небе ночные ведьмы»
«Битва за Севастополь»
Мы всегда должны помнить тех, кто подарил нам мир и быть благодарными им за возможность жить в этом мире.
4. Список литературы и источников.
1. Левашов В.К. Патриотизм в условиях глобализации: о чем свидетельствуют данные социологических опросов./ В.К.Левашов// Вестник РАН.- 2005.-№2, с.99-102.
2. www.fb.ru