Классный час по профориентации «Без труда не вынешь и рыбку из пруда»
Классный час по профориентации
«Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»
Кл. час разработала
учитель истории и обществознания
МБОУ «Никольская СОШ»
Мацало Е.В.
Аудитория: обучающиеся 8 класса.
Цели и задачи:
- формирование у учащихся первоначального представления о многообразии профессий и их классификации;
- знакомство с источниками информации о профессиях;
- стимулирование учащихся к активному и самостоятельному знакомству с миром профессий;
- воспитание уважения к труду и к людям разных профессий.
Предварительная подготовка
Нарисовать и вырезать рыбок. На одной стороне написать профессии. Количество зависит от времени, отведённого на классный час, а перечень профессий – от ситуации на рынке районного и регионального рынка труда. Прикрепить рыбок на скрепки.
Методический инструментарий:
- Видеопрограмма «Мир профессий», ЗАО «Маэстро класс», 2014 г. (DVD);
- «Сборник профессиональных игр и упражнений», ЗАО «Маэстро класс», 2014 г. (DVD);
- Горбунова М.В. «333 современные профессии и специальности: 11 профессиональных профессиограмм». – Ростов – на Дону: Феникс, 2010.
Оборудование:
Ноутбук,
Проектор,
Интерактивная доска,
Удочка (игрушка с магнитным поплавком).
Ход классного часа.
Вступительное слово учителя:
«Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» - это тема нашего занятия. Вы узнаете каждый ли труд считают специалисты профессией, какими бывают профессии; желающие смогут пройти тестирование и узнают о себе немало интересного.
Упражнение-разминка «Силачи».
Участники делятся на две команды. Встают друг напротив друга. По знаку ведущего встречаются в центре и упираются друг в друга ладонями. Нужно сместить партнера к стене. Резких толчков делать не следует.
Вопрос учащимся: Знаете ли вы что означают понятия «профессия», «специальность» и «труд», и в чем их различие?
Ответы учеников…
Мини лекция.
Профессия (лат. Professio – объявляю своим делом), род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.
Специальность (лат. Species – род,вид), вид занятия в рамках одной профессии (например: врач – хирург, терапевт).
Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг.
Не любой труд человека может считаться профессиональным. Например уход за своими собственными детьми не является профессиональной деятельностью, хотя его и можно назвать трудом, работой. А вот уход за детьми в детском саду, который осуществляет воспитательница, - в полном смысле этого слова профессиональная деятельность.
Трудовая деятельность является профессиональной, если:
- человек обладает определённым уровнем квалификации;
- прошёл обучение в учебном заведении и имеет документ об образовании;
- выполняемая человеком деятельность приносит доходы.
Вопрос учащимся: Почтальон – это профессия?
Ответы учащихся… (правильный ответ: почтальон – это не профессия, а работа, за которую человек получает заработную плату, но выполнять её можно, не имея никакого специального образования.)
В настоящее время в мире насчитывается около 10000 профессий. Чтобы не «заблудиться» все профессии объединены в группы по различным признакам, т.е. классифицированы. Наиболее распространенной и признанной в России является классификация профессий по предмету труда, разработанная коллективом специалистов-психологов под руководством Климова Евгения Александровича.
Просмотр тематической видеопрограммы «Мир профессий» (раздел 1 «Работа всякого нужна одинаково» (краткий обзор классификации профессий Е.А.Климова).
Игра «Рыбалка».
Условия игры:
Каждый ученик по очереди ловит рыбку и рассказывает всё что знает о той профессии, которая ему попалась. В случае затруднения аудитория ему помогает, а учитель корректирует, используя профессиограммы.
Тестирование. (программный комплекс «Маэстро класс»)
Анализ результатов тестирования.
Рефлексия.
Для подведения итогов урока можно использовать упражнение «Плюс-минус-интересно». Ученикам предлагается таблица, в которой необходимо ответить на вопросы, используя «плюс-минус»:
- Понравилась вам такая форма работы?
- Довольны вы результатом своей работы?
- Насколько классный час оказался полезным?
Заключение:
Друзья, берегите минуту и час
Любого из школьных дней!
Пусть станет профессором каждый из вас
В профессии нужной своей.
М.Раскатов