Классный час «Победим коррупцию»
Методическая разработка «Классный час «Победим коррупцию»
Тема
«Долой коррупцию!»
Муниципальное
общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа №13»
с.Мирное, Благодарненский район
Класс -9-11
Форма проведения – квест-игра
Автор:
Булгакова Лариса Ивановна,
учитель русского языка
с. Мирное Благодарненский район
2021г
Пояснительная записка
Коррупция оказывает разлагающее влияние на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику. Уметь правильно реагировать на факты коррупции необходимо каждому человеку.
Открытый классный час проводился в соответствии с планом воспитательной работы.
Целью проведения классного часа является профилактика коррупции, становление гражданского правосознания личности обучающихся.
В результате проведения классного часа ученик должен:
Иметь представление:
Об истории развития коррупции в России;
О коррупции как антиобщественном явлении в целом;
Знать:
Формы проявления коррупции;
Методы профилактики и борьбы с коррупцией;
уметь:
правильно реагировать на факты проявления коррупции.
Классный час состоит из:
Подготовительной работы;
Проведение квест-игры с учащимися;
Обсуждение проблемы в командах;
Подведение итогов занятия.
Используются наглядные материалы:
Компьютер
Данная форма занятия приводит к решению всех поставленных образовательных, развивающих и воспитательных целей классного часа.
Ход классного часа
Форма проведения: квест-игра
Цели и задачи:
Выявление уровня знаний учащихся на тему коррупции и права;
Формирование у обучающихся навыков антикоррупционного поведения, нетерпимости к проявлениям коррупции в повседневной жизни.
Привитие антикоррупционных навыков, воспитание честности, порядочности.
Участники: обучающиеся 9-11 классов
1. Вступительная беседа
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный классный час. Необычен он как по форме, так и по содержанию. Поговорим о коррупции.
Термин «коррупция» стал широко применяться только с конца 20-го века. Ранее с «коррупционными деяниями» соотносились такие понятия, как «взяточничество», «лихоимство», «мздоимство», «казнокрадство»
Взяточничество в толковом словаре С.И. Ожегова определяется как должностное преступление, заключающееся в получении взяток
Словарь Д.Н. Ушакова определяет лихоимство как синоним взяточничества и помечает это слово как устаревшее и книжное. Слово мздоимство также определяется в словарях как устаревшее. Данное слово произошло от слова мзда - награда, плата (устар.) и взятка.
Понятие казнокрадство. В толковом словаре С.И. Ожегова казнокрадство определяется как «обкрадывание казны государства»
С древних времен в России существовало несколько форм коррупции. К ним можно отнести, например, посулы и почести.
Посулы - это плата за благоприятное решение дел и за совершение незаконных деяний. Посулы выражались в переплатах за услуги, за ведение и оформление дел.
Почесть как подношение выражало уважение к человеку, который удостаивался ее. Это уважение проявляется в русском обычае одаривать высокое начальство. Но в XVII веке почесть начала приобретать значение взятки. В итоге на почве практики подношения почести в России расцвело мздоимство.
Таким образом, все эти понятия объединены между собой общей проблемой злоупотребления полномочиями с целью личной выгоды.
Согласно российскому законодательству, коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды
Борьба с коррупцией самая сложная и главная в обществе во все времена. Поэтому проблема коррупции была и есть одной из самых злободневных и в литературе, и в кинематографе, и в других видах искусства.
Я предлагаю Вам принять участие в антикоррупционном квесте: «Долой коррупцию!». Вам необходимо пройти 4 станции.
Итак, перед нами три команды, придумайте название своей команде, выберите капитана. Все ваши результаты выполнения заданий по станциям будет оценивать справедливое и бескорыстное жюри. По окончании квеста, оно ознакомит вас с результатами, по которым и будет определяться победитель. Приступаем!
2. Квест-игра «Долой коррупцию!»
Станция 1 «Русская литература о коррупции» (на этом этапе необходимо правильно и быстро угадать из какого произведения фраза (цитата) (кабинет русского языка)
Вопросы:
«Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки!»
Лисицу спрашивал Сурок.
«Ох, мой голубчик-куманек!
Терплю напраслину и выслана за взятки». (Крылов И.А басня «Лисица и сурок»)
2. «Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?» ( монолог Чацкого А.Грибоедов «Горе от ума»)
3. «И, покуда до меня не дошла очередь, я подхожу к рабочему и прошу его на всякий случай укрепить мою сомнительную тару. Он спрашивает с меня восемь рублей. Я говорю:
– Что вы, говорю, обалдели, восемь рублей брать за три гвоздя.
Он мне говорит интимным голосом:
– Это верно, я бы вам и за трояк сделал, но говорит, войдите в мое пиковое положение – мне же надо делиться вот с этим крокодилом.
Тут я начинаю понимать всю механику...» (М.Зощенко «Слабая тара»)
«Ну, слава богу! деньги взял. Дело, кажется, пойдет теперь на лад. Я таки ему вместо двухсот четыреста ввернул» (Н.Гоголь «Ревизор»)
«… Подхалюзин. А вы вот возьмите задаточку сто серебра, да и по – рукам-с.
Устинья Наумовна. Так ты, яхонтовый, говоришь, что две тысячи рублей да шубу соболью? Подхалюзин.Точно так-с. Уж будьте покойны! – А надемши- то шубу соболью, Устинья Наумовна, да по гулянью пройдетесь, - другой подумает, генеральша какая.
Устинья Наумовна. Давай задаток! Была не была!» (А.Н.Островский «Свои люди – сочтемся»)
Станция 2 «Сочини рифму» (кабинет русского языка)
Участникам команд предлагается сочинить двустишие, используя следующие слова: взятка, подкуп, коррупция, злодейство
Станция 3 «Рекламный буклет» (кабинет информатики)
Подготовить буклет на тему «Долой коррупцию!»
Станция 4 инсценировка «Коррупция в …» (командам необходимо инсценировать предложенную ситуацию) (рекреация)
I ситуация: Коррупция на дорогах
II ситуация: Коррупция в высших учебных заведениях
III ситуация: Коррупция в суде
Подведение итогов квест-игры. Объявление победителя
Заключительное слово
Ребята, мы смогли с вами в необычной форме затронуть такую серьезную и вечную проблему нашей страны. Эффективность борьбы с коррупцией зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества.
Как видите, коррупция сильна, но бороться с ней можно. Если давать отпор коррупционерам и взяточникам, то эта огромная гидра останется без головы.
Когда вы станете взрослыми, вам придётся решать многие вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Постарайтесь найти верное решение в любой ситуации, не обходя закон.
Спасибо всем за участие!
Список литературы
Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. (Рекомендовано РЭС КО СПб.) – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2009.
Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008.
Клюковская И.Н. Современное состояние коррупции в России и проблемы ее предупреждения. – Ставрополь, 2001.
Дорожная карта команды
Станция, кабинет |
Станция «Русская литература о коррупции» (кабинет русского языка и литературы) |
Станция «Сочини рифму» (кабинет русского языка) |
3. Станция «Рекламный буклет» (кабинет информатики) |
4. Станция Инсценировка «Коррупция в …» (рекреация) |
Итог. Рекреация |