Классный час, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне
Классный час, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне
«Мы этой памяти верны!»
Абдуллаева Эльвина Шахбазовна
Цель: патриотическое воспитание молодого поколения на высоких примерах Великой Отечественной в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на2011-2015 годы».
- Задачи:
- формировать ценностное отношение у детей к Отечественной истории;
формировать эмоционально-отзывчивую личность ребенка;
воспитывать уважение к старшему поколению;
способствовать формированию у детей таких важных понятий, как «Родина», «патриот», «подвиг»;
способствовать формированию чувства гордости за свой народ, за свою Родину, уважения к её свершениям и достойным людям;
развивать и углублять знания об истории родного края;
формировать исследо
вательские навыки, умения самостоятельно добывать новую информацию.Оборудование: выставка книг, посвященных Великой Отечественной Войне, интерактивная доска, компьютер, плакаты и фотографии героев и солдат ВОВ, «Календарь Победы».
Длительность: краткосрочный.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Участники:
учащиеся 5- 8 классов,
учителя;
родители.
ведущие (обучающиеся старших классов)
Формы реализации проекта:
непосредственно образовательная деятельность;
самостоятельная деятельность учащихся;
Ожидаемый результат:
формирование чувства самоуважения и уважения к людям;
выпуск газеты «Календарь Победы»;
формирование первоначальных представлений о герое-земляке.
Ход мероприятия.
Организационный момент.
Учащиеся входят в классный кабинет, располагаются по группам за столами.
Мотивация.
Учитель. Здравствуйте, ребята. На нашем мероприятии присутствуют гости (родители, учителя - предметники). Оглянитесь на них, поздоровайтесь, подарите им свои улыбки, получите их обратно.
Учитель. Ребята, послушайте, пожалуйста, музыку. Какому событию посвящена данная композиция?
(Звучит песня «День Победы»)
Дети отвечают.
Учитель. «День Победы» — популярная советская песня композитора Давида Тухманова и поэта Владимира Харитонова о Дне Победы.
Учитель. О какой победе говорится в этой песни? (Победе в ВОВ, которая длилась с 1941 по 1945 г).
Учитель. Что вы знаете об этой войне? (ответы учащихся). Именно этому событию посвящено наше сегодняшнее мероприятие.
Ведущий1. Бывают события, которые со временем стираются из памяти народной, становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с годами не только не уменьшается, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне, годовщину которой мы отмечаем в этом году. Мы родились и выросли в мирное время. Для нас война - история. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков.
Ведущий2. 22 июня, на рассвете, в 4 часа утра, в один из самых длинных дней в году, без объявления войны гитлеровская Германия начала войну против Советского Союза. Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье –все опалил огонь жестокой, кровопролитной войны.
(фонограмма, Левитан о начале ВОВ)
Ведущий1. Небывалый патриотический подъем охватил всех советских людей. Каждый человек Советской страны плечом к плечу встал на защиту своей Родины. Мужчины сражались с врагом. Женщины, дети, старики трудились в тылу: работали на заводах и фабриках, строили оборонительные сооружения, шили одежду для солдат, собирали посылки на фронт…
Ведущий2. Не обошла стороной война и наш родной Новодеревеньковский район Орловской области. С первого дня войны Указом Президиума Верховного Совета Орловская область была объявлена на военном положении. 23 июня 1941 г. началась мобилизация на фронт. Тысячи добровольцев подали заявления об отправке на фронт.
Ведущий1. За время оккупации гитлеровцы успели совершить множество злодеяний: разрушили здания, мосты, организации и предприятия, колхозы и совхозы, отобрали у местных жителей скот и ценности. Много трудностей пришлось пережить нашим землякам…
3. Целеполагание.
Ведущий2. В годы войны ушли защищать Родину 7257 новодеревеньковцев, не вернулись - 4427человек…Новодеревеньковский район был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками с ноября 1941по конец декабря 1941-начало 1942г. Районный центр Хомутово освобожден 21декабря 1941г. Освобождение произошло в ходе контрнаступления советских войск под Москвой 5-6 декабря 1941г, в рамках которого проходила Елецкая наступательная операция.
Ведущий1.В каждой семье сохранилась память о прадедах, дедах, которые защищали нашу страну, но, к сожалению, многие из них не вернулись с этой войны. Память о них живет в наших сердцах. И сегодня мы вспомним имя одного из таких героев, имя нашего земляка – Евтеева Михаила Ивановича.
Учитель. Сегодня вы работаете в группах, каждая из групп в конце мероприятия создаст символический лист календаря, использовав при этом специальные шаблоны-бланки, изготовленные организаторами.
Что такое «Календарь Победы»? «Календарь Победы» - это календарь, который создадите вы, ребята, из воспоминаний, событий, историй, памятных дней Вов с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года. На лицевой стороне календаря вписывается дата и год знаменательного события, связанного с Великой Отечественной войной, в нашем случае дата, которая связана с именем нашего героя-земляка Евтеева Михаила Ивановича. На оборотной стороне раскрывается суть события в творческой форме (группы : «Художники», «Сочинители», «Исследователи»). В итоге ваши листы будут объединены в единый календарь, который станет символом сохранения исторической памяти о Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Полученный календарь останется в нашем школьном музее «Наши корни».
4.Изучение материала.
Выступление активистов школьного музея «Наши корни», посвященное жизни и деятельности Героя Советского Союза Евтеева Михаила Ивановича.
Ведущий 1. (чтение сопровождается показом презентации: фотографий военных лет на фоне музыки)
Пусть гадают потомки, какими мы были,
С богатырскою статью, со взглядом орла?
Нет, мы были простыми!
Мы шутку любили,
Нас хорошая песня за сердце брала.
Мы любили Россию…
Мы мечтали живыми вернуться с войны!
Ведущий 2. Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родине.
Ведущий 1. Каждый старался своим трудом приблизить желанную победу. Во многом победа в войне зависела от тех, кто воевал на фронте. Одним из таких был командир авиаэскадрильи Михаил Иванович Евтеев.
Ведущий 2. Родился Михаил Иванович Евтеев в 1920 г. в деревне Карповке (в настоящее время деревня исчезла с карты района) Волынского района Орловской (ныне Липецкой) области в семье крестьянина. Отец ушел на фронт Первой Мировой войны и не вернулся. Несладко пришлось матери будущего героя: она, оставшись одна, вынуждена была уехать на заработки в Москву.
Ведущий 1. А маленькому Михаилу пришлось остаться у дедушки: мальчишка рос шустрым, любознательным, немного хулиганистым, был главным заводилой во всех мальчишеских играх. Но вот наступило время прощания с беззаботным детством, за плечами семилетняя школа деревни Смоленки.
Ведущий 2. Когда Михаилу исполнилось 13 лет, он переезжает к матери в Москву. В 1938 г. оканчивает ФЗУ. Учится в аэроклубе. Далее заканчивает Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. В Советскую Армию был призван в 1938 г. А в 1939 г. участвовал в боях с белофиннами. ВОВ встретил по месту службы - в составе авиакорпуса противоздушной обороны г. Ленинграда.
Ведущий 1. В боевых действиях участвовал с 22 июня 1941г. В боях за Ленинград проявил исключительные образцы стойкости, отваги и героизма. За короткое время проделал путь от рядового летчика до гвардии капитана, командира эскадрильи 11 истребительного авиаполка 7 истребительного авиакорпуса.
Ведущий 2 М. И. Евтеев первым открыл счет сбитым вражеским самолетам. За годы войны совершил 285 боевых вылетов, провел 73 воздушных боя, сбил лично 13 и в группе девять самолетов противника.
Ведущий 1. Подвиги Евтеева живут в многочисленных историях, к сожалению, мы о них можем узнать лишь по книгам. Вот некоторые из них.
(Выходят рассказчики).
Рассказчик 1....До линии фронта Михаил Евтеев и Александр Савушкин летели спокойно, а дальше их встретил шквальный огонь неприятельских зениток. Пришлось менять курс и высоту полета. И тут они обнаружили, что по проселочным дорогам двигались колонны серых автомашин, а к деревне Ивановской ползли десятки танков. В воздухе, словно птицы, взмывая ввысь и устремляясь вниз, кружились «юнкерсы». Они бомбили наши войска.
Решение было принято немедленно. Наши истребители, набрав предельную скорость, ринулись на врага. Гитлеровцы не выдержали их атаки и начали уходить на юг. Вот один из «юнкерсов» спикировал, пытаясь оторваться от истребителя Евтеева. Михаил дал длинную очередь из пулемета. Вражеская машина заколебалась, зачадила дымным хвостом и врезалась в землю. Второй самолет сбил Савушкин. Однако дальнейшее преследование противника пришлось прекратить — кончалось горючее.
Разгоряченные боем, с хорошим настроением вернулись летчики на свой аэродром. И так было не раз. И уже не одну фашистскую машину вогнали ребята в землю.
Но вот однажды Михаилу Евтееву не повезло.
Рассказчик 2. 17 сентября 1941 г. в район Красного Села вылетели шесть истребителей под командованием капитана Пасечника. Вскоре они заметили самолет-разведчик, с борта которого вражеский артиллерист корректировал огонь своих батарей. Евтеев и Пасечник взяли его в клещи, открыв огонь из пулеметов. Трассирующий веер прошил «Хейнкель-126». Он рухнул на землю.
Воздушный бой скоротечен. Не успели летчики развернуться, как из-за облаков показалось шесть Ме-109. Пасечник устремился им навстречу. Хотел сделать это и Евтеев, но в мотор что-то глухо ударило. Самолет вздрогнул. Лицо и грудь Михаила обожгли брызги горячей воды и масла. Кабина наполнилась удушливым дымом. Истребитель перевернулся и начал падать. Выровнять его не удалось. Оставалось одно — прыгать. Михаил выбрался из кабины и изо всех сил оттолкнулся от нее. Упругий воздух ударил в лицо. Через мгновение над ним раскрылся купол парашюта.
Евтеев опускался на молодой лес. Он знал: там был враг.
«Живым не сдамся»,— решил Михаил и вытащил из кобуры пистолет.
Не успел летчик коснуться земли, как услышал крики фашистов, бежавших к нему. Михаил выстрелил в приближавшегося офицера и, казалось, сразил его. Немцы в замешательстве остановились. Евтеев, воспользовавшись этим, бросился бежать в глубь леса. Вдогонку ему хлестнула автоматная очередь. Он бежал до тех пор, пока не почувствовал острую боль. В его левой ноге оказались две сквозные пулевые раны. Остановившись в глухом месте, разорвал нательную рубашку, туго перевязал кровоточащие раны.
Наступил вечер, а Евтеев все шел и шел. Он спотыкался, падал, вновь поднимался. Уйти как можно дальше от врага — эта мысль придавала ему силы. Наконец он свалился, потеряв сознание.
Рассказчик 3. Очнулся он ночью. О многом передумал Михаил тогда. Вспомнил родных, друзей. Особенно сжалось сердце при мысли о самом близком и дорогом человеке — о матери, Евдокии Дмитриевне. Она работала на московском заводе «Серп и молот». Отца он не помнил. Он погиб еще в годы гражданской войны, защищая Родину от интервентов.
На рассвете Михаил пошел дальше. Вскоре он встретил старика.
— Кто вы? — негромко спросил его Михаил.
— А ты кто? — в свою очередь спросил тот.— От немцев прячешься?
Михаил рассказал, кто он и что с ним произошло.
— А я Иван Николаевич Кудрявцев, из села Константиновки,— сказал старик.
Иван Николаевич привел Евтеева в село, к своему соседу Николаю Михайловичу Зинковичу, в доме которого было безопаснее находиться.
Две недели прожил Михаил у стариков, заботившихся о нем, как о родном сыне. Советских патриотов не страшил приказ немецкого командования, наклеенный на телеграфном столбе у самого дома Николая Михайловича. Гитлеровцы предупреждали, что всех, кто будет скрывать командиров, комиссаров, красноармейцев, партизан и оружие, ожидает расстрел.
Как только рана стала заживать, Евтеев решил пробираться в свой полк. Надо было пересечь линию фронта. Приютившие его старики посоветовали идти вдоль берега Финского залива: там камыши и высокие болотные травы, в них удобно прятаться.
Темной октябрьской ночью Евтеев вышел в путь. Моросил мелкий дождь. Было сыро и холодно. Напрягая все силы, Михаил упорно шел и шел вперед. Немало лишений претерпел за эти дни. Пришлось плыть в ледяной воде Финского залива, ползти по смрадной болотной грязи. И всюду была опасность наскочить на фашистов.
Однажды в предрассветной мгле его неожиданно окликнули:
— Стой! Кто идет?
Безграничная радость охватила Михаила: наконец-то он у своих, у героических защитников Ленинграда.
После непродолжительного лечения в госпитале Евтеев возвратился в полк.
Рассказчик 4....Ленинград был полностью блокирован фашистскими войсками с суши. Связь со страной поддерживалась только через Ладожское озеро. На подступах к городу шли ожесточенные бои. Летчики и танкисты, артиллеристы и пехотинцы, моряки и ополченцы, тысячи и тысячи ленинградцев с величайшим мужеством отражали яростные атаки врага.
С наступлением зимы связь Ленинграда с Большой землей совсем прекратилась. А населению города и войскам требовались хлеб, оружие, медикаменты...
Военный совет Ленинградского фронта решил проложить дорогу по льду Ладоги. 20 ноября 1941 г. по ней началось движение конно-санных обозов. На второй день прошли первые автомобили. Лед выдержал их тяжесть. По трассе пошли грузы в Ленинград. «Дорогу жизни» надежно прикрывали опытные летчики-истребители. Враг всячески старался разрушить дорогу, сорвать начавшееся движение по ней и снабжение города. Почти каждый день над трассой шли воздушные бои. В них участвовал и Михаил Евтеев.
В начале декабря в паре с летчиком Хатунцевым он вступил в бой с шестью немецкими самолетами. Гитлеровцы, видя свое превосходство над двумя советскими истребителями, как говорится, с ходу, в лоб атаковали их. Евтеев и Хатунцев навязали им схватку на виражах. Михаилу удалось зайти в хвост «мессеру» и с близкого расстояния открыть огонь. Фашист рухнул вниз и скрылся подо льдом. В этом бою был подбит и самолет Хатунцева. Евтеев продолжал сражаться один с пятью «мессершмиттами». От атак гитлеровцев он скрывался в облаках, менял курс и внезапно заходил неприятелю в хвост. Израсходовав боеприпасы, «мессершмитты» ушли.
Через несколько дней Евтеев прикрывал «дорогу жизни» вместе с Савушкиным. Внезапно над ней появилось семь Ме-109. Короткая схватка закончилась гибелью фашистского ведущего.
Ведущий 2. За эти подвиги Михаил Иванович был награжден первым орденом Красного Знамени, а рабочие одного из заводов Ленинграда подарили ему наручные часы и финский нож собственного производства.
Рассказчик 5. Месяц за месяцем проходили в неимоверно тяжелых боях. Особенно памятным для Евтеева выдался сентябрь 1942 г. За месяц Михаил сбил шесть самолетов противника, а эскадрилья, в которой он был заместителем командира, уничтожила 17 немецких истребителей и бомбардировщиков.
Та осень запомнилась навсегда и потому, что 30 сентября Михаил был принят в члены Коммунистической партии. Принимая партийный билет, Михаил поклялся с честью оправдать высокое звание коммуниста. А через несколько часов он с двумя товарищами поднялся в воздух. Над Шлиссельбургом встретили шесть Ме-109 и вступили в бой. Михаил сразу же сбил один истребитель. Однако загорелся и его самолет. Погасить огонь не удалось. Он посадил горящую машину в ближайшем лесу. Сам едва не погиб: получил сильный ожог, сломал правую ключицу. И снова госпиталь. Унылые, томительные дни с перевязками, процедурами.
...В январе 1943 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда. Один за другим двинулись в город эшелоны с продовольствием, боеприпасами, военной техникой. Летчики начали получать самолеты новых типов, более совершенные машины. Михаил Евтеев один из первых освоил новый истребитель.
Советская авиация завоевала полное господство в воздухе. Фашистские летчики стали бояться вступать в бой с нашими соколами. В июне 1943 г. восьмерка истребителей под командованием Евтеева встретила около 30 «юнкерсов» и 12 Ме-109. Советские летчики смело атаковали врага, сразу сбили четыре самолета. Остальные трусливо повернули обратно.
Ведущий 1. За храбрость и мужество, за умение побеждать врага Президиум Верховного Совета СССР 28 сентября 1943 г. присвоил Михаилу Ивановичу Евтееву звание Героя Советского Союза.
Ведущий 2. Последним уничтоженным Евтеевым фашистским самолетом был Ме-109. Это произошло 22 июня 1944 г. А 8 марта 1945 г. летчик Рыбин из эскадрильи Евтеева сбил последнего гитлеровского пирата, пытавшегося прорваться к Ленинграду.
Ведущий 1. В 1953 г. М.И. Евтеев в звании подполковника уволился из армии в запас.
Ведущий 2. А в 1971 г. М. И. Евтеева не стало…
Ведущий 1. Жил герой, незаурядный и талантливый человек, но вам, своим потомкам, Михаил Иванович оставил пример горячей любви к Родине, благородного презрения к смертельной опасности во имя свободы и счастья родного народа.
(Звучит отрывок из песни «Журавли»).
5.Подведение итогов.
Ведущий 2. Война не окончена, пока не похоронен последний солдат. До сих пор работают поисковые отряды в местах сражений, ищут и находят, и предают с почестями земле, останки солдат, погибших в этой войне. Ищут солдатские медальоны, чтобы не осталось неизвестных бойцов.
Ведущий 1. Сколько лет прошло со Дня Победы. Год 1945... Год 2015. Между ними 70 лет мира и памяти. Сколько всего доброго и хорошего успели сделать люди за эти мирные 70 лет! Вернувшиеся с войны заново отстроили города и села, засеяли поля, запустили человека в космос, изобрели компьютеры и новые игрушки…
Учитель. Во время учебы в школе вы будете изучать эту войну с разных сторон, на разных уроках. К сожалению, историю часто «переделывают» в угоду тем или иным людям. Вы вырастете, и у вас сложится свое мнение об этой войне. Но неизменным для вас должно остаться одно – подвиг, мужество, героизм людей подарившим нам жизнь. Давайте занесем в «Календарь Победы» имя героя, которому был посвящен наш классный час.
Работая в группах, учащиеся создают символические листы «Календаря Победы».
6. Выступление групп.
7. Рефлексия.
Учитель. Мы узнали об одном из героев ВОв, гвардии капитана, командира эскадрильи 11 истребительного авиаполка 7 истребительного авиакорпуса, Евтееве Михаиле Ивановиче.
Ребята, если бы была возможность написать ему письмо, то что бы вы ему рассказали, что пожелали? (ответы детей). Перед вами листы бумаги, давайте сложим фронтовое письмо – треугольник. А правильно сложить его нам поможет стихотворение.
Практическая работа «Сложи фронтовое письмо - треугольник»
(чтец читает стихотворение и складывает письмо)
Чтец. Написал я то, что надо,
А увижусь – доскажу.
А теперь письмо солдата
Треугольником сложу.
Угол первый – самый главный.
Этот угол я загну,
Чтоб с победою и славой
Мы окончили войну.
Я сложу края второго.
Вот и вышел уголок,
Чтоб вернуться мне здоровым
На отеческий порог.
Ну а третий, ну а третий
В честь твою сложу скорей,
Чтоб тебя, как прежде, встретить
И назвать тебя своей.
Так лети с приветом жарким
На заветное крыльцо,
Треугольное, без марки
Фронтовое письмецо.
Б. Лихарев.
Дети складывают свои письма в почтовый ящик, который остается в музее «Наши корни».
Учитель. Все огромное спасибо за работу. Надеюсь, сегодняшнее занятие вам всем понравилось и вынесите из него жизненный урок. До свидания.
Литература
1.С.В.Шевченко, В.Г.Денисова «Классные часы», издательство «Учитель», Волгоград, 2005 г.
2.П.И.Потёмкин «Историко-художественная хрестоматия по великой отечественной войне», Москва «Просвещение», 1987 г.
3. Ресурсы Интернет сайта www.festival.1september.ru
4 Герои огненных лет. Очерки о москвичах — Героях Советского Союза. Вып. 2. М.: Московский рабочий, 1976.