Классный час, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне на тему «Никто не забыт, ничто не забыто»

11
0
Материал опубликован 29 March 2018 в группе

ГБПОУ города Москвы

«Московский технологический колледж»

КЛАССНЫЙ ЧАС, ПОСВЯЩЕННЫЙ

ДНЮ ПОБЕДЫ

В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

НА ТЕМУ: «НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО»

Автор-составитель: Гончарова Олеся Леонидовна,

кандидат педагогических наук, преподаватель высшей квалификационной категории, классный руководитель

Москва

2018

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………….3

Основная часть……………………………………………………6

Презентация (видео-презентация)……………………………...7

Список используемой литературы…….…………..…….……23

Приложения.........................................................................................24-39

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Пояснительная записка

На сегодняшний день патриотическое, духовно-нравственное воспитание детей и молодежи является актуальной проблемой не только для системы образования, но и для общества в целом. Нельзя сказать, что до настоящего времени эта проблема не ставилась, однако сейчас ее актуальность растет с каждым днем.

Необходимо отметить, что все начинается с воспитания. Воспитание это целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, социальной и природной среды с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности.

История показывает, что идея патриотизма в России всегда занимала особое место. Она изменялась вместе с развитием общественной жизни и опиралась на народность, на особенности национального характера.

Патриотизм – любовь к Отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. Быть патриотом – значит, любить Отечество, Родину.

Патриотизм как моральный принцип, как социальное и нравственное качество включает любовь к Родине и родным местам, родному языку; уважение и знание истории своей Родины, традиций и обычаев своего народа; понимание общеполитической ситуации в мире и задач, стоящих перед страной, нетерпимость к расовой, национальной неприязни, стремление к отстаиванию чести и достоинства Родины; осознание своего патриотического долга; уважение армии, готовность служить и защищать интересы Родины; активно участвовать в

трудовой деятельности, сочетая личные и общественные интересы (Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2003. – С. 185).

 

А.В. Лебедев, Н.А. Тюрина под системой патриотического воспитания понимается совокупность органов государственной власти и общественных организаций, а также их деятельность по формированию

у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Российской Федерации. Главной задачей патриотического воспитания является формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины.

Духовное воспитание – формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоническое воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и других качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека (А.Н. Стрижев. Школа православного воспитания, Поломникъ, 1999).

Нравственное воспитание – формирование отношения к Родине, общественной системе и государству, к людям, к труду, к самому себе на уровне общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры общения, способности к их совершенствованию и умения поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системе привычного повседневного морального поведения. (Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004).

И. А. Ильин подчеркивал, что «все, что воспитывает духовный характер – все хорошо для России, все должно быть принято, творчески продумано, утверждено, насаждено и поддержано. И обратно: все, что не содействует этой цели, должно быть отвернуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами. В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания, – ни в народной школе, ни в гимназиях, ни профессиональных училищах, ни университете».

П. И. Ковалевский писал: «В деле воспитания юношества мы должны строжайше руководствоваться особенностями и основными качествами нашей нации: поощрять то, что мы в ней находим ценного и

достойного дальнейшей культивировки, и бороться и уничтожать то, что является в нации неудовлетворительным, недостаточным, бесполезным и

вредным. Воспитывать – значит внедрить в человека известные душевные качества, как питать, напитать – значит ввести в организм и

его питательные соки – физические, материальные вещества. Воспитывать в национальном духе – значит внедрить в человека такие душевные, духовные и даже физические свойства, кои присущи и свойственны и той и другой народности. Воспитание должно соответствовать истории, характеру и особенностям данной народности» (А.Н. Стрижев. Школа православного воспитания, Поломникъ, 1999).

Без патриотического, духовно-нравственного воспитания не возможно вырастить полноценную личность…

Необходимо отметить, что в основу методической разработки классного часа, посвященного Дню победы в Великой Отечественной Войне на тему: «Никто не забыт, ничто не забыто» легли, такие понятия как патриотизм, патриотическое, духовное, нравственное воспитание, рассмотренные более подробно выше.

Методическая разработка классного часа, посвященного Дню победы в Великой Отечественной Войне на тему: «Никто не забыт, ничто не забыто» актуальна в связи с тем, что она дает возможность сформировать у студентов ценностного отношения к культурному наследию, развить патриотические, духовно-нравственные задатки.

Методическая разработка классного часа представлена в форме презентации (видео-презентация), в которой показываются и комментируются исторические события, факты. Преимущество данной методической разработки классного часа, заключается именно в том, что форма реализации – презентация (видео-презентация). Материал в презентация (видео-презентации) хорошо воспринимается студентами из-за того, что нагляден, красочен. Сама презентация (видео-презентация) имеет музыкальное сопровождение.

Основная часть

Классный час, посвященный Дню победы в Великой Отечественной Войны на тему: «Никто не забыт, ничто не забыто».

Цель: развитие у студентов ценностного отношения к культурному наследию.

Задачи:

- воспитать у студентов мужество, стойкость, смелость, силу воли;

- сформировать у студентов уважение к старшему поколению;

- сформировать у студентов терпимое отношение к окружающим людям;

- сформировать у студентов необходимые знания по тематике классного часа;

- применять полученные знания в ходе изучения общеобразовательных дисциплин (история, обществознание);

- повысить у студентов внутреннюю культуру;

- повысить у студентов учебную мотивацию;

- повысить у студентов коммуникативные способности;

- активизировать творческие способности студентов.

Форма проведения: классный час.

Формы реализации: презентация (видео-презентация), дискуссия.

Методическая разработка включает в себя следующий материал:

презентацию (видео-презентация);

список используемой литературы;

приложение 1 наглядный материал – подшивки газет (1945 г.);

приложение 2 важнейшие события Великой Отечественной Войны;

приложение 3 – герои Великой Отечественной Войны;

приложение 4 – рекомендуемые сайты, посвященные Великой Отечественной Войне.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

(ВИДЕО-ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Список используемой литературы:

Гончарова О.Л., Исмаилова Р., Украинец О. Духовно-нравственное воспитание молодежи как одно из важнейших условий культурного развития современного общества // Сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Социально-экономическое развитие России в условиях многополярного мира». – [Электронное издание]. – М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2015. – С. 1192-1195.

Гончарова О.Л. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи как одно из важнейших условий духовно-нравственного развития современного общества // Сборник материалов 8-й Международной научно-практической конференции «Россия в XXI веке: экономические, правовые и социально-культурные перспективы развития». Часть 2. – М.: РУДН, 2012. – С. 307-311.

Дереклеева Н.И. Классный руководитель: Основные направления деятельности. – М.: Вербум, 2003. – 64 с.

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 5-11 классы. – М.: Изд-во ВАКО, 2003. – 272 с.

Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя: 10-11 классы. – М.: Изд-во ВАКО, 2009. – 320 с.

Кульков Е., Мягков М., Ржешевский О. Война 1941-1945. – М.: Изд-во Олма-Пресс, 2005. – 479 с.

Маленкова Л.И. Классный руководитель (воспитатель): практические материалы. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 272 с.

Максимов И.И. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Справочное пособие. – М.: Изд-во Дрофа, 2005. – 160 с.

http://victory.rusarchives.ru/ Победа 1941-1945 на портале «Архивы России»

http://www.rusarchives.ru/ Портал Архивы России

http://www.otvoyna.ru/index.htm Великая Отечественная война

http://www.soldat.ru/doc/casualties/book/ Солдат.ру

http://ura.9may.ru/docs/about/action.html Ура Победе.

http://www.litera.ru/stixiya/themes/war.html Стихи советских поэтов о войне

http://www.pobediteli.ru/ Победители. Солдаты великой войны

http://soldat1941.narod.ru/ Фотоархив ВОВ 1941-1945 г.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

Приложение 1

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ

 

ПОДШИВКА

ГАЗЕТ

 

Приложение 2

Важнейшие события Великой Отечественной Войны

1941

 

22 июня - вероломное нападение фашистской Германии и ее сателлитов на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны Советского Союза против немецко-фашистских захватчиков.

 

22 июня - 20 июля - героическая оборона Брестской крепости.

10 июля - 9 августа 1944 - битва за Ленинград.

10 июля - 10 сентября - Смоленская битва.

11 июля - 19 сентября - героическая оборона Киева.

22 июля - первый налет немецко-фашистской авиации на Москву.

5 августа - 16 октября - героическая оборона Одессы.

8 августа - первый налет советской авиации на военные объекты Берлина.

8 сентября - начало героической обороны Ленинграда в условиях блокады.

30 сентября 1941 - 20 апреля 1942 - битва под Москвой.

30 октября 1941 - 4 июля 1942 - героическая оборона Севастополя.

7 ноября - парад советских войск на Красной площади в Москве.

 

1942

 

1 января - подписание в Вашингтоне Декларации 26 государств (Декларация Объединенных наций).

 

8 января - 20 апреля - общее наступление Советской Армии.

 

12 - 29 мая - Харьковская битва.

 

17 июля 1942 - 2 февраля 1943 - Сталинградская битва.

 

27, 30 августа, 10 сентября - советская авиация далекого действия нанесла удары по Берлину.

 

22 октября - разгром немецко-фашистского десанту, который пытался перекрыть Ладожскую дорогу жизни в Ленинград.

 

18 декабря - советские войска вступили на украинскую землю; 1-ша гвардейская армия генерала В. І. Кузнецова освободила с. Пивневку Меловского района Луганской области - первый населенный пункт на территории Украины.

 

1943

 

Январь - май - освобождение советскими войсками большей части территории Северного Кавказа.

 

12-18 января - прорыв блокады Ленинграда.

 

13 января - приказ Гитлера о тотальной мобилизации - чрезвычайные мероприятия для возобновления человеческих и материальных ресурсов на советско-немецком фронте.

 

29 января - 18 февраля - наступательная операция советских войск в Донбассе.

 

1 апреля - французская эскадрилья «Нормандия» в составе 1-и воздушной армии Западного фронта впервые приняла бой.

 

5 июля - 23 августа - Курская битва.

 

12 июля - встречная танковая битва под Прохоровкой - наибольшая танковая битва Второй мировой войны.

 

25 июля - 8 сентября - падение фашистского режима в Италии, капитуляция Италии.

 

5 августа - первый артиллерийский салют в Москве в ознаменование освобождения Орла и Белгорода. Август - декабрь - битва за Днепр.

 

21 - 22 сентября - выход советских войск к Днепру.

 

26 сентября - начало освобождения Беларуси.

 

9 октября - полное освобождение Таманского полуострова; завершение битвы за Кавказ.

 

10-14 октября - ликвидация советскими войсками плацдарма врага на левом берегу Днепра; освобождение Запорожья.

 

12 октября - день рождение Войска Польского.

 

3-13 ноября - Киевская наступательная операция.

 

1944

 

5 - 10 января - Кировоградская наступательная операция.

 

24 января - 17 февраля - Корсунь-шевченковская наступательная операция.

 

27 января - окончательное освобождение Ленинграда от фашистской блокады.

 

17 марта - вступление советских войск на территорию Молдавской ССР.

 

26 - 27 марта - выход советских войск на государственную границу СССР с Румынией на г.Прут; вступление на территорию Румынии.

 

26 марта - 14 апреля - Одесская наступательная операция.

 

8 апреля - 12 мая - Крымская наступательная операция.

 

6 июня - высадка войск союзников у Нормандии; открытие второго фронта в Европе.

 

13 июля - 29 августа - Львовско-Сандомирская наступательная операция.

 

17 июля - советские войска вступили на территорию Польши.

 

1 августа - 2 октября - Варшавское восстание.

 

17 августа - советские войска вышли на границу с Германией (Восточная Прусия).

 

23 - 24 августа - антифашистское вооруженное восстание в Румынии; объявление Румынией войны Германии.

 

29 августа - 27 октября - словацкое национальное восстание.

 

8 сентября - советские войска вступили в Болгарию; объявление Болгарией войны Германии.

 

15 сентября - объявление Финляндией войны Германии.

 

20 сентября - вступление советских войск к Чехословакии.

 

23 сентября - вступление советских войск к Венгрии.

 

28 сентября - вступление советских войск на территорию Югославии.

 

22 октября - войска Карельского фронта вышли на государственную границу с Норвегией.

 

28 октября - советские войска полностью завершили освобождение Украины.

 

Конец октября - советские войска завершили освобождение района Петсамо (Печенги). Полностью возобновленная государственная граница СССР.

 

1945

 

12 января - 3 февраля - Висло-Одерская операция советских войск.

 

12 января - февраль - наступление советских войск в Западных Карпатах.

 

16 марта - 15 апреля - Венская операция советских войск.

 

1 апреля - завершение освобождения Венгрии.

 

9 апреля - советские войска штурмом завладели городом-крепостью Кенигсберг (Калининград).

 

16 апреля - 8 мая - Берлинская операция советских войск.

 

25 апреля - встреча советских и американских войск на реке Эльба в районе Торгау.

 

30 апреля - советские воины подняли Флаг Победы над рейхстагом в Берлине.

 

2 мая - советские войска завершили разгром окруженной группировки немецко-фашистских войск в Берлине и полностью завладели столицей фашистской Германии.

 

5-11 мая - вооруженное антифашистское восстание в столице Чехословакии Праге; Пражская операция советских войск.

 

8 мая - подписание у Карлсхорсти (предместье Берлина) акта о безусловной капитуляции фашистской Германии.

 

9 мая - День Победы над фашистской Германией.

 

24 июня - парад Победы в Москве на Красной площади.

 

9 августа - начало боевых действий Советских вооруженных сил на Дальнем Востоке.

 

2 сентября - подписание акта о безусловной капитуляции империалистической Японии; окончание Второй мировой войны.

 

 

 

Приложение 3

Герои Великой Отечественной Войны

Александр Матвеевич Матросов (1924-1943)

23 февраля 1943 года на одном из участков Калининского фронта у деревни Чернушки севернее города Великие Луки развернулись ожесточенные бои. Враг превратил деревню в сильно укрепленный опорный пункт. Несколько раз бойцы поднимались в атаку на фашистские укрепления, но губительный огонь из дзота преграждал им путь. Тогда рядовой гвардии Матросов, пробравшись к дзоту, закрыл своим телом амбразуру. Воодушевленные подвигом Матросова, бойцы поднялись в атаку и выбили немцев из села. За подвиг А. М. Матросову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Нынче полк, в котором служил Матросов, носит имя героя, навечно зачисленного в списки части.

Нельсон Георгиевич Степанян (1913-1944)

В годы Великой Отечественной войны командир полка штурмовой Степанян совершил 293 успешных боевых вылетов на штурмовку и бомбардировку кораблей противника. Степанян прославился высоким мастерством, внезапностью и дерзостью ударов по врагу. Однажды полковник Степанян повел группу самолетов на бомбардировку вражеского аэродрома. Штурмовики сбросили бомбы и стали уходить. Но Степанян увидел, что несколько фашистских самолетов остались неповрежденными. Тогда он направил свой самолет назад, а подходя к вражескому аэродрому, выпустил шасси. Зенитная артиллерия врага прекратила огонь, думая, что советский самолет добровольно садится на их аэродром. В этот момент Степанян дал газ, убрал шасси и сбросил бомбы. Все три самолета, уцелевшие при первом налете, запылали факелами. А самолет Степаняна благополучно приземлился на своем аэродроме. 23 октября 1942 года за отличное выполнение заданий командования славному сыну армянского народа было присвоено знание Героя Советского Союза. Второй медалью "Золотая Звезда" он был награжден посмертно 6 марта 1945 года.

Василий Георгиевич Клочков (1911-1941)

Ноябрь 1941 года. Москва объявлена на осадном положении. На Волоколамском направлении в районе разъезда Дубосеково насмерть стояли во главе с политруком Клочковым 28 бойцов стрелковой дивизии генерал-майора И. В. Панфилова. 16 ноября фашисты бросили против них роту автоматчиков. Но все атаки врага были отбиты. На поле боя гитлеровцы оставили около 70 трупов. Через некоторое время фашисты двинули против 28 храбрецов 50 танков. Бойцы во главе с политруком мужественно вступили в неравный бой. Один за другим падали на землю доблестные воины, сраженные фашистскими пулями. Когда кончились патроны, а гранаты были на исходе, политрук Клочков собрал вокруг себя оставшихся в живых бойцов и с гранатами в руках пошел на врага. Ценой собственной жизни панфиловцы не пропустили рвавшиеся к Москве танки врага. 18 подбитых и сожженных машин оставили гитлеровцы на поле боя. За беспримерный героизм, мужество и отвагу политруку В. Г. Клочкову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны у разъезда Дубосеково героям-панфиловцам воздвигнут памятник

.

Александр Михайлович Родителев (1916-1966)

Во время боев за Кенигсберг в апреле 1945 года командир саперского взвода младший лейтенант Родителев с восемью саперами действовал в составе штурмовой группы. Стремительным броском штурмовая группа вышла к артиллерийским позициям противника. Не теряя времени, Родителев приказал атаковать артиллеристов. В завязавшемся рукопашном бою сам он уничтожил шесть фашистов. Не выдержав натиска советских бойцов, 25 немецких солдат сдались в плен, остальные бежали, оставив 15 тяжелых орудий. Спустя несколько минут гитлеровцы предприняли попытку вернуть оставленные орудия. Саперы отбили три контратаки и удержали артиллерийские позиции до похода основных сил. В этом бою группа саперов по командованием Родителева истребила до 40 гитлеровцев и захватила 15 исправных тяжелых орудий. На другой день, 8 апреля, Родителев с двенадцатью саперами взорвал дзот противника, очистил от гитлеровцев 6 кварталов города и захватил в плен до 200 солдат и офицеров. За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецкими фашистами, А. М. Родителеву присвоено звание Героя Советского Союза.

Владимир Дмитриевич Лавриненков (Род. 1919)

Свой первый бой летчик-истребитель Лавриненков провел под Сталинградом. Вскоре на его счету было уже 16 уничтоженных самолетов противника. С каждым вылетом росло и крепло его мастерство. В бою он действовал решительно и смело. Счет сбитых вражеских самолетов увеличивался. Вместе со своими товарищами он прикрывал штурмовики и бомбардировщики, отражал налеты вражеской авиации, ведя воздушные бои - молниеносные схватки с врагом, из которых всегда выходил победителем. К концу войны на боевом счету коммуниста Лавриненкова было 448 боевых вылетов, 134 воздушных боя, в которых он сбил лично 35 самолетов врага и 11 - в составе группы. Родина дважды награждала В. Д. Лавриненкова медалями "Золотая Звезда" Героя Советского Союза.

Виктор Дмитриевич Кусков (1924-1983)

Моторист торпедного катера Кусков всю войну сражался на кораблях Краснознаменного Балтийского флота. Катер, на котором он служил, участвовал в 42 боевых операциях, потопил 3 корабля противника. В одном из боев прямым попадением вражеского снаряда в моторный отсек был разбит левый мотор и поврежден маслопровод второго мотора. Сам Кусков был тяжело контужен. Превозмогая боль, он добрался до мотора и закрыл руками пробоину в маслопроводе. Раскаленное масло жгло руки, но он разжал их только тогда, когда катер вышел из боя и оторвался от противника. В другом бою, в июне 1944 года, от прямого попадания вражеского снаряда в машинном отделении возник пожар. Кусков был тяжело ранен, но продолжал оставаться на посту, борясь с пожаром и водой, заливавшей моторный отсек. Однако корабль спасти не удалось. Кусков вместе со старшиной Матюхиным на спасительных поясах спустили на воду членов экипажа, а тяжело раненных командира катера и офицера в течение двух часов держали в воде на руках до подхода наших кораблей. За бесстрашие и самоотверженность, высокое понимание воинского долга и спасение жизни командира корабля коммунисту В. Д. Кускову 22 июля 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза.

 

 

Приложение 4

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ САЙТЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

 

1. Великая Отечественная война Википедия: http://ru.wikipedia.org

Справочный материал о войне: битвы, операции и сражения, потери,

герои, военачальники, награды.

2. Великая Отечественная война: http://gpw.tellur.ru/

Статьи о событиях накануне войны. Сведения об операциях, положении на фронте. Анализ сил и потерь. Биографии полководцев. Итоги. Рецензии и аннотации книг о войне.

3. Великая Отечественная война: http://patrioticwar.narod.ru

Здесь вы сможете найти информацию о военной технике, оружии, полководцах и военачальниках, государственных деятелях того времени, а также о советских и немецких наградах военного времени.

4. Вторая мировая война (1941-1945). Великая Отечественная война (1941-1945): http://1941-1945.net

История. Герои. Ветераны Великой Отечественной войны.

5. Начало Великой Отечественной Войны Великая Отечественная Война: www.otvoyna.ru/voina.htm

Тяжелый исход начального периода войны оказал всестороннее влияние на дальнейший ход Великой Отечественной войны.

6. ПОБЕДИТЕЛИ Солдаты Великой Войны: http://www.pobediteli.ru/

Мультимедийная модель хода войны. Воспоминания и архивные хроники.

Список ветеранов с системой поиска.

7. Военная литература [Военная история ] - Великая Отечественная:

http://militera.lib.ru/memo/1/new/index.html

Сайт с названием "Военная литература" содержит такие разделы как: "Первоисточники", "Дневники и письма", "Военные мемуары", "Биографии", "Живая история", "Военная история", "Общая история", "Первопроходчество", "Военная мысль", "Исследования", "Пропаганда", "Публицистика", "Проза войны", "Поэзия войны", "Техника и оружие", "Уставы и законы", "Спецхран", "Альтернативы".

 

8. Великая Отечественная Война: Непридуманные рассказы о войне:

http://www.world-war.ru/

Задача сайта – попытка формирования объективной картины Великой Отечественной войны. Непредвзятое освещение героических и трагических событий Великой Отечественной Войны. Сайт представляет собой архив аудио, видео и текстовых файлов, а также редких фотографий (в т.ч. из семейных альбомов) военного времени.

Особенность сайта – наличие переводных материалов: воспоминания участников

войны из других стран – немцев, англичан, американцев, итальянцев.

9. Документальные фильмы [о войне]: http://rushill07.narod.ru

Фотодокументы, фотоархивы.

10. Победа 1941-1945 фотоматериалы: victory.rusarchives.ru

Информация по государственным архивам РФ, хранящим фотодокументы периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Архивные фотографии.

 

 

39

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.