Классный час в 7 классе на тему «Права человека и гражданина РФ»
Классный час в 7 «В» классе «Права человека и гражданина РФ»,
посвященный 25-летию Конституции
Цели урока: расширить и систематизировать знания учащихся в области прав и свобод человека, познакомиться с главным законом РФ – Конституцией РФ.
Задачи:
- поработать с Конституцией РФ, познакомиться с ее содержанием;
- познакомиться с международными документами о правах ребенка;
- воспитание гражданственности и патриотизма.
Оборудование и необходимые материалы: конституция, мультимедийная презентация, карточки, таблицы, тесты.
Ход урока
Слово учителя:
- Здравствуйте дорогие ребята, сегодня мы собрались не случайно, дело в том, что 12 декабря в нашей стране традиционно отмечается праздник, а кто скажет мне, как он называется.
Отчеты ребят
- Правильно, День Конституции РФ. И сегодня, мы собрались, чтобы познакомиться с этим документом. Он уже лежит у вас на столах.
Конституция - это основной закон государства. Он является ядром законодательной системы. Все принимаемые законы должны ему соответствовать. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993г., поэтому именно этот день объявлен Днем Конституции РФ. Конституция была принята на всеобщем референдуме. Что такое референдум? Это всенародное голосование. Все жители страны приняли участие и проголосовали за принятие Конституции.
- Давайте с ней знакомиться. Конституция разделена на 2 раздела, первый из которых поделен на 9 глав или 137 статей.
- Кто назовет мне как называется первый раздел?
Ответы учащихся (Основы Конституционного строя)
- А как называется второй раздел?
Ответы учащихся (Права и свободы человека и гражданина)
- Перечислите мне названия других разделов.
Отчеты учащихся (Федеративное устройство, Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ, Судебная власть, Конституционные поправки и пересмотр Конституции).
Слово учителя:
- Правильно. Но сегодня нас будет волновать больше второй раздел Конституции – права и свободы человека и гражданина.
А кто знает, что такое права?
Ответы учащихся
- Правильно, права человека - это его возможности, то что он может делать и совершать. Это узаконенная возможность что-то делать, удовлетворять свои потребности.
Высшей ценностью в России согласно Конституции является человек, его права и свободы.
- А почему мы говорим права и свободы человека и гражданина? Кто такой гражданин? И что такое гражданство?
Ответы учащихся.
Слово учителя:
- Правильно, гражданин – это человек проживающий на территории страны и именно на него распространяются права и свободы этого государства. Через взаимные права и обязанности осуществляется связь между гражданином и государством.
А теперь я предлагаю вам поиграть.
Класс делится на группы, выбирается капитан и название команды.
задание – работа с документом
Слово учителя:
- Рассмотрите 2 главу конституции – «Права человека и гражданина» и выпишите из нее как можно больше прав, которые есть у граждан России.
На выполнение задания 7-8 минут.
По истечении времени учитель забирает текст конституции. Начинается обсуждение.
Группы перечисляют перечень выписанных ими прав.
Каждой группе зачисляется то количество баллов, сколько прав она выписала.
задание – работа с иллюстрациями
Слово учителя:
- На столе у вас представлены картинки, иллюстрирующие то или иное право. Вам нужно распределить эти картинки на группы по своему усмотрению и объяснить почему вы распределили их именно таким образом.
На выполнение задания дается 3 минуты.
По истечении времени учитель останавливает обсуждение. По очереди команды выступают, каждая объясняет свой выбор.
Даются пояснения учителя, выставляются баллы, если команда правильно распределила картинки на 4 группы: социально-экономические, культурные, политические, личные. команда получает 4 балла, если есть 1 ошибка – 3 балла, 2 ошибки- 2 балла, более 3 ошибок 0 баллов.
задание – работа с таблицей
Слово учителя:
- Действительно ребята мы можем разделить наши права на 4 группы: личные, они же гражданские, политические, культурные и социально-экономические. И об этом вам уже известно из курса обществознания.
Давайте потренируемся как вы умеете распределять эти права. Перед вами список прав и таблица, заполните ее, разнеся права по столбцам.
На выполнение задания 5 минут.
Правильность заполнения таблицы проверяется другой командой.
Слово учителя:
- Передайте свою таблицу по кругу следующей команде. На экране правильное заполнение проверьте правильность заполнения и выставите баллы. Нет ошибок – 5 баллов, 1 – 2 ошибки – 4 балла, 3- 4 ошибки – 3 балла, 5 – 6 ошибок – 2 балла, более 6 ошибок – 0 баллов.
Баллы суммируются с баллами предыдущих заданий.
Слово учителя:
- Ребята, а кто знает в каких еще международных документах закреплены права и свободы людей?
Ответы учащихся.
- Правильно это «Всеобщая декларация прав человека», которая была принята в 1948г. по окончании второй мировой войны.
- А в каких международных документах нашли отражение права ребенка?
Ответы учащихся
- Правильно это «Декларация прав ребенка», принятая в 1959г. и «Конвенция о правах ребенка» принятая в 1989г.. Россия одной из первых подписала эти международные документы, обязавшись соблюдать их.
задание – «Знай свои обязанности»
Слово учителя:
- Но не бывает прав без обязанностей. Из курса обществознания и используя текст конституции который лежит у вас на столе, назовите мне обязанности граждан РФ.
Группы перечисляют обязанности, кто первый поднял руку тот и отвечает, той группе и засчитывается 1 балл.
задание – конкурс капитанов – выступление «Почему не бывает прав без обязанностей?»
Слово учителя:
- Совместно обсудите почему не бывает прав без обязанностей и подготовите выступление на 1 – 2 минуты.
Выступления капитанов.
Выступление оценивается по 5 балльной шкале. Дан полный, развернутый, аргументированный ответ – 5 баллов, ответ не полный, но аргументированный – 4 балла, ответ не полный, слабые аргументы – 3 балла, ответ не полный, нет аргументов – 2 балла, ответ не полный, нет аргументов – 0 баллов.
задание – экспресс-тест.
Слово учителя:
- На экране будут появляться вопросы, вы должны записать ответ на листе бумаги. Выберите того, кто будет писать, вопросы обсуждаем, советуемся, на обсуждение одного вопроса дается 1 минута.
Всего на выполнение задания 10 минут
Каждый вопрос в тесте оценивается по 2 балла. Максимальное количество баллов за тест 20.
Экспресс-тест
1. Права человека - это:
а) исключительная льгота, предоставляемая кому-либо в отличие от других;
б) узаконенная возможность что-то делать, удовлетворять свои потребности;
в) отсутствие каких-либо ограничений.
2. Высшей ценностью в России согласно ее Конституции является:
А) Российское государство;
Б) ее территория;
В) человек, его права и свободы.
3. В зависимости от чего человек обладает всеми правами и свободами?
А) от национальности, расы;
Б) пола;
В) религии;
Г) от богатства;
Д) политических убеждений;
Е) ни от чего, (все должны обладать равными правами).
4. Герои известной серии «Бременские музыканты» поют:
«Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы…»
Почему люди ценят свободу выше богатства?
А) её ценят те, кто не был богат;
Б) так считают только романтики;
В) это неотъемлемое право человека.
5. В каких международных документах закреплены права ребенка?
А) «Декларация прав ребенка" (1959г.);
Б) «Всеобщая декларация прав человека" (1948г.);
В) «Конвенция о правах ребенка" (1989г.)
6. Ребенком считается любое лицо:
А) не достигшее 18 лет;
Б) не достигшее 16 лет;
В) не достигшее 14 лет.
7. Права человека связаны с:
А) гражданством;
Б) фактом рождения;
В) общей правоспособностью.
8. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»?
а) право на неприкосновенность жилища
б) право на труд
в) право на свободу
г) право на защиту в суде
9. Каким правом не воспользовался Буратино, продав свои учебники?
а) правом на свободу
б) правом на труд
в) правом на образование
г) свободой передвижения
10. Какое право нарушили лиса в сказке о Колобке?
а) право на свободу
б) право на достоверную информацию
в) свобода передвижения
г) право на жизнь
Слово учителя:
- Снова меняется своими листочками, только на этот раз передаете лист с ответами команде, расположенной против часовой стрелки.
Команды проверяют тест, выставляют баллы.
После подсчета баллов определяются победители и призеры и вручаются призы и грамоты.
Список используемых источников и литературы:
Акчурин Т.Ф. «Некоторые особенности правовой подготовки средствами дополнительного образования»// «Право в школе», № 1, январь-март 2007г.
Букатов В.М., Ершова А.П. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социоигровых технологий обучения. Спб.: Школьная лига. 2013. – 240с.
Букатов В.М., Ершова А.П. Хрестоматия социоигровых приемов обучения на школьных уроках. Спб.: Школьная лига. 2013. – 192 с.
Кожин Ю.А. «Задания для брейн-ринга по праву»// «Право в школе», № 3, июль-сентябрь 2008 г.
Конституция РФ
Фоминых А.М. «Правовой статус ребенка в РФ»// «Право в школе», № 1, январь – март 2008г.
Приложение № 1
Таблица «Права человека и гражданина»
личные |
Политические |
Социально-экономические |
Культурные |
Перечень прав и свобод:
право на бесплатное образование, право на бесплатное медицинское обслуживание, право на доступ к произведениям искусства, право на жизнь, право на неприкосновенность личности, право участвовать в выборах, избирательное право, свобода слова, свобода передвижения, право на труд, право на выбор профессии, свобода вероисповедания, право на свободу творчества.
Приложение № 2
Иллюстрации для 2 задания