Классный час «Правила дорожные знать каждому положено» (3 класс)
Пояснительная записка к презентации
ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Лапшина Л. А.
Классный час: «Правила дорожные знать каждому положено»
Цель: Уточнить и расширить представления детей о правилах дорожного
движения.
Задачи:
1. Познакомить с правилами безопасности на улице; развивать умение предвидеть опасную ситуацию; учить детей быть внимательными на дороге, обращать внимание на дорожные знаки; познакомить с историей появления транспортных средств, правил дорожного движения.
2. Развивать у учащихся умение искать правильное решение, применять полученные знания на практике.
3. Воспитывать культурного пешехода, желание и стремление изучать и сознательно выполнять правила дорожного движения; формировать у учащихся коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку.
Оборудование: компьютер учителя, подключённый к нему проектор, экран,
презентация, кружки красного, жёлтого, зелёного цвета,
медальки по количеству детей «Знаток правил дорожного
движения», разрезные картинки с изображением дорожных
знаков.
Ход классного часа:
I. Введение в тему. Слайд 1.
Вступительное слово учителя.
-Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались, чтобы провести очень важное мероприятие.
- Каждой фигуре соответствует определённая буква. Используя шифр, получите слово, которое укажет о чём мы будем говорить на классном часе. Слайд 2.
- Какое слово получилось? (дорога)
- Что такое дорога? (опрос учащихся)
- Дорога – это полоса земли, чаще покрытая асфальтом, для движения транспортных средств. Слайд 3.
II. Сообщение темы мероприятия.
- Сегодня мы поговорим об очень важном - о правилах дорожного движения.
Классный час называется «Правила дорожные знать каждому положено» Слайд 4.
- Посмотрим, что вы знаете о правилах поведения на дороге, проверим как вы умеете пользоваться дорожными знаками, сигналами светофора.
III. Основная часть.
- Ребята, а вы знаете как появились ПДД? (предположения детей).
Учитель: В давние времена, когда транспорта и ПДД не было, люди ходили просто пешком, но это было медленно и неудобно. Чтобы двигаться быстрее, перевозить грузы, люди сели сначала на лошадь, а потом запрягли их в повозки, кареты. Слайд 5.
- Те, кто ехал, торопились, а прохожие мешали им. Кучера покрикивали на прохожих и разгоняли их кнутами. А тот, кто не смог увернуться, попадал под копыта лошадей. Так начались дорожно-транспортные происшествия. Не понравилось это русским царям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу. Решили они издать указ, который и стали потом считать первыми правилами дорожного движения.
- Прошло время. Люди придумали первый автомобиль с паровым двигателем. Затем появился первый автомобиль с бензиновым двигателем, а немного позже - современный автомобиль. Слайд 6.
- Соответственно и правила дорожного движения претерпели свои изменения.
- Правилами дорожного движения мы не пользуемся, пока находимся в школе. Но они сразу же становятся необходимыми, как только мы выходим на улицу.
- Скажите, когда мы идём по улице, мы кто? (Пешеходы)
- А когда мы едем в автобусе или в другом транспорте, мы кто? (Пассажиры)
- Как называются люди, которые управляют разными видами транспорта? (Водители)
Пешеходы, пассажиры, водители - участники дорожного движения.
Слайд 7.
- Для чего нужно знать Правила дорожного движения? (опрос обучающихся)
- Правильно, из-за нарушений Правил случаются аварии, гибнут и получают травмы пешеходы, водители, пассажиры.
- А кто же следит за порядком на дорогах? (опрос обучающихся)
- Запомните! За порядком на больших дорогах следит инспектор ДПС
Слайд 8.
Жезлом и свистком он управляет движением транспорта и пешеходов.
Здесь на посту в любое время
Дежурит ловкий постовой.
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой!
Никто на свете так не может:
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
- А это патрульный автомобиль Слайд 9.
На нем ездят работники ГИБДД и следят за порядком на дороге.
- Перейти с одной стороны улицы на другую непросто. Помогает нам в этом светофор. Слайд 10.
- Почему светофор называется светофором?
Светофор – греческое слово, по - русски оно означает «несущий свет».
Слайд 11.
- Он и верно несёт свет, причем трёх разных цветов: красного, жёлтого и зелёного.
Первый светофор в России был в форме круга. Регулировщик поворачивал стрелку на нужный цвет.
- Это светофор для пешеходов. На его нём изображены человечки.
- А это транспортный светофор. Слайд 12.
Учитель: Пешеход, пассажир, водитель — люди, от поведения которых зависит порядок на дорогах. Каждый из них имеет свои правила. Любой человек может быть и пешеходом, и водителем, и пассажиром, поэтому правила дорожного движения должны изучать и знать как взрослые люди, так и дети.
– Что же это за правила? Они совсем несложны.
Учитель: Ходить только по тротуару, придерживаясь правой стороны.
(дети читают стихотворения)
Асфальтом улицы мостятся,
Автомобили быстро мчатся,
Бурлит в движенье мостовая –
Бегут авто, спешат трамваи.
Объяснить надо запросто,
Будь ты юн или стар:
Мостовая для транспорта,
Для тебя – тротуар. Слайд 13.
Учитель: Переходить улицу надо только в тех местах, где имеются дорожка пешехода или указатели перехода.
Все будьте правилам верны –
Держитесь правой стороны.
Должен помнить пешеход:
Перекрёсток – переход. Слайд 14, 15.
Учитель: При переходе улицы с двусторонним движением сначала посмотрите налево, а дойдя до середины – направо.
Где улицу надо тебе перейти –
О правиле помни простом:
С вниманьем налево сперва погляди,
Направо взгляни потом. Слайд 16.
Учитель: В местах, где есть светофор, переходите улицу только на зелёный сигнал светофора.
Есть сигналы светофора,
Подчиняйся им без спора.
Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт!
Жёлтый свет – предупрежденье!
Жди сигнала для движенья.
Зелёный свет открыл дорогу!
Переходить ребята могут.
Иди вперёд! Порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь. Слайд 17, 18, 19.
Учитель: Вы должны знать, что играть на тротуаре или на проезжей части улицы нельзя. Это может окончиться несчастьем.
Футбол – хорошая игра
На стадионе, детвора.
Хоккей – игра на льду зимой,
Но не играй на мостовой. Слайд 20.
Учитель: На улице будьте внимательны, дети,
Твёрдо запомните правила эти!
IV. Проведение викторины.
Викторина состоит из 5 конкурсов. Слайд 21.
- Итак, мы начинаем игру.
Учитель: Объявляю первый конкурс – «Разминка» Слайд 22.
На дороге надо быть очень внимательным. Давайте проверим вашу внимательность: на экране картинка – запомните, что на ней нарисовано… Слайд 23, 24.
(Дети рассматривают картинку в течение 10 секунд, затем она исчезает, а учитель задаёт вопросы.)
Какой транспорт нарисован на картинке?
Сколько автобусов?
Какого цвета автомобиль?
Сколько пешеходов?
Кто правильно переходит дорогу?
В чём ошибки других пешеходов?
- Давайте проверим себя. Молодцы, теперь переходим к следующему конкурсу.
2 конкурс «Очень важные вопросы» Слайд 25.
Учитель: Я задам сейчас вопросы -
Отвечать на них не просто.
Кто знает правила движенья -
Ответит тот без промедленья.
1. Вопрос:
Футбол - азартная игра.
Но не доводит до добра
Обгон и пас на мостовой.
Игрок рискует головой!
А ты где забиваешь гол?
- Где нужно всем играть в футбол? Слайд 26.
Ответ: дети должны играть в футбол на стадионе или во дворе на спортивной площадке. Слайд 27.
2. Вопрос:
Ты не в цирке! Здесь дорога,
Повернется руль немного -
Ну, кого ты удивишь?
Под машину угодишь.
- Где можно кататься на велосипеде или самокате? Слайд 28.
Ответ: на самокате можно кататься только во дворе своего дома, где не ездят машины, а на велосипеде - по специальной велосипедной дорожке. Слайд 29.
3. Вопрос:
Это что еще за мода -
Перебегать наискосок?
Ты видел знаки перехода?
А где дорогу пересек?
- Где нужно переходить дорогу? Слайд 30.
Ответ: дорогу можно переходить только по пешеходному переходу - наземному или подземному. А если нет пешеходного перехода, то дорогу можно переходить только под прямым углом, предварительно посмотреть на дорогу, чтобы не было поблизости машин. Слайд 31.
4. Вопрос:
Заболтались две мамаши
И забыли все на свете.
Оглянитесь! Это ваши
Под машину лезут дети.
- Как нужно вести себя у проезжей части с детьми? Слайд 32.
Ответ: нужно быть очень внимательным, не отвлекаться и смотреть за сигналами светофора. И держать маленького ребёнка за руку. Слайд 33.
3 конкурс «Собери знак» Слайды 34, 35, 36.
- Это задание, ребята, на время. Вы должны собрать разрезанный дорожный знак. (В этом задании используется любой дорожный знак, разрезанный на несколько частей)
Игра на внимание «Светофор»-А сейчас, ребята, я предлагаю поиграть. Я буду показывать сигналы светофора. Если красный – вы стоите на месте, желтый – хлопаете в ладоши, зеленый – ходьба на месте. И так, внимание! (Учитель показывает карточки с цветами сигналов светофора в произвольном порядке).
4 конкурс «Узнай знак» Слайды 37, 38.
Учитель: Дорожные знаки – это наши друзья, без которых на дороге ну никак нельзя. С ними наша жизнь находится вне опасности. Только важно их знать и всегда следовать их указаниям.
-Вот сейчас и проверим, как вы знаете дорожные знаки.
Учитель: Много есть различных знаков –
Эти знаки нужно знать,
Чтобы правил на дороге
Никогда не нарушать.
- В этом конкурсе вы должны отгадать дорожный знак и объяснить его назначение.
1. Этот знак такого рода –
Он на страже пешехода.
Переходим с другом вместе
Мы дорогу в этом месте. (Пешеходный переход) Слайды 39, 40.
2. «Ехать надо осторожно» -
Говорит нам знак дорожный.
В треугольнике, ребята,
Человек стоит с лопатой! (Дорожные работы) Слайды 41, 42.
3. Азбуку вёз самосвал,
Буквы в пути растерял.
Что же значит, например,
У дороги буква «Р»? (Место стоянки) Слайды 43, 44.
4. Круглый знак, а в нём – окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко,
Что здесь – свалка кирпича? (Въезд запрещён) Слайд 45, 46.
5 конкурс «Загадки» Слайд 47.
1. На колёсах чудо - дом,
На работу едут в нём,
И на отдых, на учёбу.
А зовётся он … автобус. Слайд 48, 49.
Вопрос: Как нужно вести себя в автобусе? (спокойно, не кричать,
уступать место старшим и др.)
2. У него два колеса
И седло на раме,
Две педали есть внизу
Крутят их ногами. (велосипед) Слайд 50, 51.
Вопрос: С какого возраста можно ездить на велосипеде по улице (дороге)?
(С 14 лет)
3. Мчусь по улице я лихо,
Но крепко держит руль водитель.
Ем не кашу, а бензин.
И зовусь… автомобиль. Слайд 52, 53.
Вопрос: Где должны ездить автомобили? (По мостовой)
Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется… трамвай. Слайд 54, 55.
Вопрос: Где люди ожидают трамвай? (На остановке)
V. Заключительная часть.
- Дорогие ребята! У нас сегодня было очень важное мероприятие. Мы ещё раз убедились в том, что:
Закон дорог он мудр и строг, Слайд 56.
И ты не забывай его, дружок!
Мало, чтоб его все знали,
Надо, чтобы выполняли!
Тогда можно поручиться-
Беды дорожной не случиться.
- Вам понравилось наше мероприятие? Зачем необходимо выполнять правила дорожного движения? (опрос обучающихся)
- Молодцы! Все вы много знаете о правилах дорожного движения. Я надеюсь, что и в дальнейшем каждый из вас никогда не будет их нарушать, потому что «правила дорожные знать каждому положено»; правильное поведение на улицах и дорогах - показатель культуры человека.
(Дети получают медальку «Знаток правил дорожного движения»)