Классный час на тему «Правила дорожные — знать каждому положено» (3 класс)
Классный час
«Правила дорожные – знать каждому положено»
Учитель: Шарко Ирина Анатольевна
Цель: закрепление теоретических знаний учащихся, полученных в процессе обучения по курсу правил дорожного движения.
Ход занятия.
- Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие. Согласны? А оправимся мы в Страну дорожных знаков. Ну что поехали?
Но на чём же мы туда поедем? А вот на чём?
Красный вагон по рельсам бежит,
Всех, куда надо, быстро домчит.
Заливистый звон его нравится детям,
Так на чём же мы с вами поедем?
( Трамвай)
А где же мы его возьмём? Да вот где! Мы сделаем его сами.
Главное в трамвае – звоночек. Чтобы все знали, что это мы едем, и уступали нам дорогу. А звенит он так: динь – динь – динь! Ну-ка, попробуем ! (дети повторяют движение учителя).
Ещё трамваю нужны двери, для того чтобы входить и выходить на остановках. Делать мы их будем так: двери закрываются – наклоняемся влево, двери открываются – наклоняемся вправо и помогаем себе голосом – ш – ш – ш.
- Попробуем. Двери закрываются ( дети наклоняются влево со звуком: ш – ш – ш). Двери открываются ( дети наклоняются вправо со звуком: ш – ш – ш).
В трамвае нельзя допустить безбилетного поезда. Давайте пробьём талончики компостером (хлопок в ладоши). А про колёса забыли? Да уж без них даже сказочные трамваи не ходят. А стучать колеса будут так ( топают ногами). Быстрее, ещё быстрее. Стоп! Такое ощущение, что вы трамвайчиками родились.
Но мы не можем ехать, не вспомнив правил поведения. Итак, когда мы едем в трамвае, мы – кто? ( пассажиры)
А, как нужно пассажирам вести себя в транспорте?
Ответы детей. Запрещается:
1.заскакивать на ходу;
2. высовываться в окно;
3. толкаться;
4. громко разговаривать, шумно себя вести;
5. стоять на подножках;
6. облокачиваться на двери;
7. сорить.
Разрешается:
1. заходить в переднюю дверь, пожилым. Инвалидам, пассажирам с детьми, остальным – в заднюю дверь;
2. оставлять передние сиденья пожилым, больным, пассажирам с детьми;
3. держаться за поручни или ручки сиденья;
4. иметь проездной билет или купить одноразовый.
Остановка I «Загадкино».
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги и бегут два колеса.
У загадки есть ответ, это мой …
(Велосипед)
Что за чудо этот дом!
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином.
(Автобус)
Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
(Трамвай)
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес,
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит …
(Автомобиль)
Несётся и стреляет,
Ворчит скороговоркой,
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой.
(Мотоцикл)
Сверху жёлтый,
Снизу синий,
На груди его звезда,
А над ним воздушных линий
Протянулись провода.
(Троллейбус)
- Какие марки автомобилей вы знаете?
На улице нашей
Машины, машины,
Машины – малютки,
Машины большие.
Спешат легковые, фырчат грузовые,
Торопятся, мчатся, как будто живые.
У каждой машины дела и заботы
Машины выходят с утра на работу.
А втомобили
грузовые
Транспортные пассажирские
специальные
автобусы легковые
Проходит конкурс между участниками, побеждает тот, кто последним даст правильный ответ.
- Едем дальше. Двери закрываются! Динь – динь – динь! Поехали. Стоп. Двери открываются!
Остановка II «Светофорная».
Днём и ночью,
В дождь и стужу,
Рассекая тьму и мрак,
Светофор всем людям служит,
Словно сказочный маяк.
Ждут команды светофора
Пешеходы и шофёры.
Я не буду вас спрашивать, что такое светофор и зачем он нужен, потому что уверена, что все вы знаете. А вот как вы усвоили сигналы светофора, мы сейчас проверим.
Подберите нужную рифму к стихотворению:
Заучи закон простой,
Красный свет зажёгся - …(стой!)
Жёлтый скажет пешеходу:
- Приготовься к …(переходу!)
А зелёный впереди,
Говорит он всем …(иди!)
- Молодцы!
Остановка III «Безопасная».
Ходить по улице опасно,
Когда у вас вниманья нет,
Но есть, друзья, зелёный, красный
И очень нужный жёлтый свет.
- Сейчас я буду читать стихотворение из книги «Азбука безопасности» Олега Бедарева, а вы на своих светофорчиках зажигайте нужный свет.
(Макеты светофорчиков дети изготовили на уроках труда)
- Внимание!
Есть сигналы светофора,
Подчиняйтесь им без спора!
Бурлит в движенье мостовая
Бегут авто, спешат трамваи
Скажите правильный ответ:
Какой для пешеходов свет?
(Дети открывают окошечко с красным кружком)
- Правильно!
Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт.
Особый свет – предупрежденье!
Сигнала ждите для движенья
Скажите правильный ответ:
Какой горит при этом свет?
(Дети открывают окошечко с жёлтым кружком).
- Правильно!
Жёлтый свет предупрежденье,
Жди сигнала для движенья.
Иди вперёд! Порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь
Скажите правильный ответ:
Какой для пешеходов свет?
(Дети открывают окошечко с зелёным кружком).
- Правильно!
Зелёный свет открыл дорогу,
Переходить ребята могут.
- Молодцы!
Для тебя горят они
Светофорные огни
Красный – стой!
Жёлтый – жди!
А зелёный свет – иди!
Вы очень хорошо знаете сигналы светофора, пришло время потанцевать.
Если горит зелёный свет – вы весело танцуете, загорелся жёлтый – нужно остановиться, ну а если зажёгся красный – вы стоите на месте и грозите друг другу пальцем. Нельзя ходить на красный свет светофора.
( Под музыку дети играют. Учитель меняет сигналы светофора).
Кто, ребята, до сих пор
Всё ещё не знает,
Для чего нам светофор
Светит и мигает?
Вот послушайте сейчас
Исторический рассказ.
Сценка.
Ведущий. Идет по улице один
Довольно странный гражданин.
Ему дают благой совет…
Все. На светофоре красный свет:
Для перехода нет пути,
Сейчас никак нельзя идти!
Гражданин. Мне наплевать на красный свет!..
Ведущий. Промолвил гражданин в ответ.
Он через улицу идёт
Не там, где надпись «Переход»,
Бросая грубо на ходу…
Гражданин. Где захочу, там перейду!
Ведущий. Шофёр глядит во все глаза…
Все. Разиня впереди!
Ведущий. А вдруг бы заявил шофёр…
Шофёр. Мне наплевать на светофор!
Ведущий. И как попало ездить стал?
Ушёл бы постовой с поста?
Трамвай бы ехал, как хотел?
Ходил бы каждый, как умел?
Инспектор. Да … там, где улица была,
Где ты ходить привык,
Невероятные дела
Произошли бы вмиг!
Ведущий. Но нет: стоит на мостовой
Регулировщик – постовой,
Висит трёхглазый светофор,
И знает правила шофёр.
Бурлит в движенье мостовая:
Бегут авто, спешат трамваи.
Все будьте правилу верны –
Держитесь…
Все. Правой стороны.
Инспектор. Объяснить надо запросто,
Будь ты молод или стар:
Мостовая – для транспорта,
Для тебя…
Все. Тротуар!
Инспектор. Иди через улицу там, пешеход,
Где знаком указан тебе …
Все. Переход!
Инспектор. Где улицу надо тебе перейти –
О правиле помни простом:
С вниманьем…
Все. Налево…
Инспектор. Сперва посмотри.
Направо взгляни…
Все. Потом!
Ведущий. Кто дежурит на дороге
Целый день и в дождь, и в снег?
Кто имеет голос строгий,
Хоть и добрый человек?
Кто мигалку вмиг включит
И в погоню храбро мчит?
Нарушителя - накажет,
Первокласснику – Подскажет?
Кто же он, друзья мои?
Все. Наш инспектор из ГАИ!
Хорошо вес повторили.
Инспектору ГАИ мы угодили.
Остановка IV «Сказкино».
Дети в костюмах сказочных героев инсценируют сказку в стихах Г.Тумаринсона «Новые дорожные приключения Буратино».
Замечательную сказку
Помнят с детства стар и млад
Но хотим мы эту сказку
Рассказать на новый лад.
Мы героев сказки этой
Знаем всех по именам,
И они, пройдя полсвета,
Дружно входят в книжку к нам.
Папа Карло, Буратино,
Артемон, Пьеро, Мальвина,
Кот, Лиса и Карабас…
Начинаем свой рассказ.
Весьма тревожная картина:
Среди дороги, на ходу
Ворон считает Буратино,
И может он попасть в беду.
Наверно, страшным Карабасом
Любой водитель станет вмиг,
Когда таким опасным пасом
Поставлен будет он в тупик.
Совершил поступок странный
Человечек деревянный:
За машину он цеплялся –
Только чудом жив остался.
Вновь Буратино виноват:
Куда он вывел самокат?
И не сдержался Артемон,
И долго, долго лаял он.
Автомобиль педальный –
Не для прогулки дальней.
Внутри двора его пути,
А на дорогу – не кати!
Буратино, отчего ты
Жизнь не ценишь ни на грош.
Прекрати свои подсчёты –
Пропадёшь!
Видишь – это автострада,
Знай, по ней ходить не надо:
Во владенье пешеходам
Переход подземный отдан.
Всем ясно без подсказки,
Не зря мы бьем тревогу:
Ну кто читает сказки,
Переходя дорогу?
Вот правило, нужное очень
И маленьким и большим:
Ходите всегда вдоль обочин
Навстречу движенью машин.
Внезапный выезд на дорогу
Ведёт к печальному итогу:
- Останови Велосипед! –
Кричат Пьеро с Мальвиной вслед.
Тут каждый поймёт: Буратино неправ,
Нельзя выбегать на дорогу стремглав.
Сидел Буратино и горько рыдал –
Водитель, спасая его, пострадал.
Буратино стать решил чемпионом
И заняться поспешил марафоном,
Не страшна ему машин вереница,
Только ждёт его не приз, а больница.
Собою Буратино горд,
Сумел освоить он скейт – борд,
Но выбранная трасса
Страшнее Карабаса.
До шестнадцати лет
Не садись на мопед,
Если мал, не грусти –
Потерпи, подрасти.
Не лезь сквозь огражденье,
Усвой предупреждение:
« Здесь перехода нет».
Непослушный Буратино,
Что ты мчишь во весь опор?!
Ты вниманье обрати на
СВЕТОФОР!
- Ты же знаешь, Буратино,
Я люблю тебя, как сына,-
Папа Карло говорит.
- Ты нарушил столько правил,
Волноваться нас заставил,-
Папа Карло говорит.
Отвечает Буратино:
- Я исправиться хочу.
Эти правила движенья,
Как таблицу умноженья,
Наизусть я заучу,
И, конечно, их я буду
Соблюдать везде и всюду.
Поучительную сказку посмотрели мы сейчас. Правила движенья повторять мы будем каждый раз.
Хороший вывод сделали. Молодцы! Едем дальше. Двери закрываются. Динь – динь – динь! Билеты пробиваем, поехали!
Стоп! Двери открываются!
Остановка V «Игровая».
Игра «Разрешается, запрещается».
(Если дети согласны с утверждением учителя, - они хором говорят: «Разрешается!», если не согласны, то говорят: «Запрещается!»)
Всем кто любит погулять,
Всем без исключения
Нужно знать
Правила движения.
- Итак:
Играть на мостовой…(запрещается)
Переходить улицу при зелёном свете светофора…(разрешается)
Переходить улицу при красном свете светофора…
Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…
Помогать старикам и старушкам переходить улицу…
Играть на проезжей части…
Переходить улицу при жёлтом свете светофора…
Цепляться за проезжающие машины…
Переждать поток машин на остановке безопасности…
Уважать правила движения…
- Молодцы! Всё верно!
Игра «Лучший водитель».
Игроки должны провезти машину на верёвочке вокруг препятствий как можно быстрее и точнее, чтобы не «попасть в аварию».
Игра «Паровозик».
Первые игроки команд обегают препятствия, возвращаются к команде, к ним цепляются вторые игроки. Теперь вдвоём они преодолевают препятствия, возвращаются. К ним цепляется третий и т.д. Побеждает та команда, которая в полном составе, держась друг за друга, быстрее приедет к финишу.
Игра «Найди нужный знак».
Ученики класса делятся на три группы, в каждой группе выбирают ведущего. Ведущие получат знаки: первый - «Пересечение равнозначных дорог», второй – «Движение пешеходов запрещено», третий – «Пешеходный переход».
Пока звучит музыка, дети двигаются в любом направлении. Как только остановилась музыка, дети должны подойти к своему знаку. Пока дети двигаются, ведущие меняются знаками и местом расположения.
В конце игры обязательно повторить:
- Какой знак у каждой команды?
- Что он обозначает?
- Из какой группы этот знак (предупреждающий, запрещающий, информационно – указательный)?
Чтобы руки были целы,
Чтобы ноги были целы,
Знаки надо знать.
Надо знаки уважать!
5.Индивидуальная работа. Разгадывание кроссвордов.
Кроссворд №1.
| | |
|
| | |||
1 | ||||||||
| ||||||||
| 2 | |||||||
| | |||||||
| | 3 | ||||||
4 | | | | | | | | |
| | | | | ||||
| 5 | | | | ||||
| | | ||||||
| ||||||||
6 | | | | | ||||
| | |
По горизонтали:
4. Автор стихотворения, где подчёркивается, что жесты милиционера – регулировщика соответствуют сигналам светофора.
5. Дорожный знак около школ, детских садов.
6. Часть грузовой машины, где находится груз.
По вертикали:
1. Часть улицы, предназначенная для пешеходов, расположенная слева и справа от проезжей части дороги.
2. Специальная палочка в руках регулировщика.
3. Самый строгий командир с огоньком на груди.
Ответы:
1.Тротуар; 2.Жезл; 3.Светофор; 4.Михалков; 5.»Дети»; 6. Кузов.
Кроссворд №2.
| | 1 | | 2 | | ||||||||||
| | ||||||||||||||
| | ||||||||||||||
3 | | | 4 | | | 5 | | | |||||||
| | | | | | ||||||||||
| 6 | | | | | | | | | | |||||
| | | | | | | |||||||||
| | | | ||||||||||||
| | | | ||||||||||||
| | | | ||||||||||||
| | | |||||||||||||
| |
По горизонтали:
3. Вид городского транспорта.
6. Человек, следящий за порядком на улицах города.
По вертикали:
1. Транспорт, на котором разрешается ездить с 14 лет.
2. Городское транспортное средство, с проводами, но без рельсов.
4. Место посадки пассажиров в транспорт.
5. Детский транспорт без педалей.
Ответы:
1. Велосипед; 2. Троллейбус; 3. Автобус; 4.Остановка; 5. Самокат; 6. Милиционер.
Кроссворд №3.
| | | | | 1 | | |||
| |||||||||
2 | 3 | | | ||||||
| | | |||||||
4 | | | | | | | |||
| | | | | |||||
| | ||||||||
| |||||||||
5 | | | | | | | | ||
| | | |||||||
| |||||||||
| |||||||||
6 | | | | | | |
По горизонтали:
4. Часть улицы, по которой передвигаются пешеходы.
5. Сигнал светофора, на который можно переходить улицу.
6. Сигнал светофора, который запрещает движение.
По вертикали:
1. Кто управляет машиной.
2. Место пересечения улиц, дорог.
3. Форма запрещающих дорожных знаков.
Ответы:
1. Шофёр; 2. Перекрёсток; 3. Круг; 4. Тротуар; 5. Зелёный; 6. Красный.
Кроссворд №4.
| | | | 1. | ||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
2 | | |||||||||||
| | |||||||||||
| | |||||||||||
| | |||||||||||
| | |||||||||||
3 | | | | | | | ||||||
| | | ||||||||||
4 | | | | | | | 5 | | | | | |
| | | | | | |||||||
| | |||||||||||
6 | | | | | ||||||||
| | |||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
|
По горизонтали:
3. Предупреждающий свет светофора.
4. Форма дорожных знаков сервиса.
6. Как иначе называют пешеходный переход?
По вертикали:
1. Форма предупреждающих дорожных знаков.
2. Как называют людей, которые ездят в автобусах, такси, троллейбусах?
5. Место, где садятся в общественный транспорт.
Ответы:
1. Треугольник; 2. Пассажиры; 3.Жёлтый; 4. Прямоугольник; 5.Остановкка; 6. «Зебра».
Кроссворд №5.
| 1 | | ||||||
| ||||||||
2 | | | | | | | | |
| 3 | | | | | | | |
| | |||||||
| ||||||||
4 | | | | | | | | |
5 | | | | | | | |
По горизонтали:
2. Если вспыхнет … свет – Препятствий нет, смело в путь иди!
3. Место вдоль улицы, где идут пешеходы.
4. Какой пешеходный переход должен быть на улице с двухсторонним движением транспорта?
5. Самый строгий свет горит.
Стоп! Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт!
По вертикали:
1. Электрический регулировщик движения.
Ответы:
1. Светофор; 2. Зелёный; 3. Тротуар; 4. Подземный; 5. Красный.
Кроссворд №6.
| 1 | | | ||||||||
| |||||||||||
| |||||||||||
| 2 | | | | | | | ||||
| 3 | | | | | | |||||
| 4 | | | | | | | | |||
5 | | | | | | | | | | ||
6 | | | | | | | | ||||
| |
По горизонтали:
2. Как называется дорожка для пешеходов?
3. Кто знает, как раньше называлась ГИБДД?
4. Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день и ночь –
Зелёный, жёлтый, красный.
5. На какой сигнал светофора водителю можно ехать?
6. Какой свет предупреждает водителя?
По вертикали:
1. Место, где люди ждут транспорт?
Ответы:
Остановка; 2. Тротуар; 3. ГАИ; 4. Светофор; 5. Зелёный; 6. Жёлтый.
Пришло время возвращаться домой. Двери закрываются. Пробили билетик и поехали. Стоп! Двери открываются, Приехали.
Наше весёлое познавательное путешествие подошло к концу, и в заключение предлагаю спеть песню « Улыбка».
16