Лэпбук «Правила дорожные знать каждому положено»
Лепбук «Правила дорожные знать каждому положено».
Автор:
Лобода Анна Александровна,
Воспитатель МАДОУ № 185
города Хабаровска
Я пролагаю вашему вниманию лепбук по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения «Правила дорожные знать каждому положено».
Актуальность:
Работая с детьми дошкольного возраста, я столкнулась с необходимостью поиска новых форм организации образовательной деятельности. Результатом такого поиска стала тематическая папка лепбук, который отвечает всем требованиям ФГОС ДО.
Создание лепбука «Правила дорожные знать каждому положено» продиктовано актуальностью данной темы – статистика свидетельствует о росте детского дорожно-транспортного травматизма. Дети дошкольного возраста попадают в ДТП в силу своих психофизиологических возможностей и негативного примера взрослых. Опрос родителей показал, что они не всегда соблюдают правила дорожного движения, в том числе и в присутствии рядом детей, а беседам с детьми о правилах поведения на улице и правилах дорожного движения они отводят мало времени, полагая, что этим должны заниматься воспитатели в детском саду. Я же убеждена в том, что важно познакомить детей с доступными для их понимания правилами дорожного движения. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях и необходимости соблюдения мер предосторожности. А так же необходимо прививать детям навыки безопасного поведения на улице.
Аннотация:
Лепбук «Правила дорожные знать каждому положено» представляет собой картонную папку-раскладушку, состоящую из трех страниц формата А 4. Лицевая сторона лепбука по периметру оформлена дорожными знаками. На ней представлено название лепбука и тематическая картинка. В развороте имеются различные кармашки, карточки, раскладушки в которых собрана информация по теме.
Пояснительная записка:
Дидактическое пособие лепбук «Правила дорожные знать каждому положено» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Пособие позволяет осуществлять ознакомление детей с правилами дорожного движения как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и в образовательной деятельности при проведении режимных моментов.
Цель: Формирование системы знаний детей о правилах дорожного движения, умение применять их в практических ситуациях.
Задачи:
Повторить и закрепить знания о правилах дорожного движения, светофорах и сигналов, довести до детей важность соблюдения правил дорожного движения.
2. Познакомить с правилами перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу.
3. Знать и уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса.
4. Развивать наблюдательность, самостоятельность мышления, ориентировку в пространстве, внимательность на дорогах.
Данное пособие отвечает всем требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:
- информативен – насыщен разнообразной информацией по теме «Правила дорожного движения»;
- полифункционален - дети имеют возможность разнообразного использования материалов лепбука; могут взять папку и перенести в удобное для них место;
- трансформируем – материал периодически меняется, добавляется в зависимости от образовательной ситуации, имеющихся интересов и возможностей детей;
- вариативен – в лепбуке представлены разнообразные материалы, игры, задания, стимулирующие игровую, речевую, познавательную активность детей; есть несколько вариантов использования каждой части;
- доступен – лепбук расположен на полке, в доступном для детей месте; структура и содержание лепбука доступны детям дошкольного возраста;
- безопасен – весь материал изготовлен из экологически чистых материалов - картона и бумаги, в нем нет мелких деталей.
Наполнение лепбука.
В лепбуке собраны материалы о ПДД для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.
В него входят следующие развивающие игры и задания:
Дидактическая игра «Лабиринт»
Цель: Развитие внимания, логического мышления, координации движений, мелкой моторики, умение ориентироваться на листе бумаги. Закрепить названия транспорта.
Оборудование: Фломастер, ламинированная карта-схема. В верхнем левом углу – автомобиль, в нижнем правом углу – сооружение, к которому он должен приехать. Между ними круговые или прямые линии-дорожки.
Игровое действие: Используя фломастер, помощь автомобилю добраться до нужного места, не нарушая правила дородного движения.
Дидактическая игра «Собери светофор»
Цель: Продолжать формировать представления детей об элементарных правилах дорожного движения. Закрепить представления о значении светофора, назначении красного, желтого и зеленого цветов при переходе улицы.
Оборудование: Цветные картонные круги (красный, желтый, зеленый), макет светофора.
Игровое действие: Необходимо правильно выложить круги, объяснить, что означает каждый из них.
Дидактическая игра «Собери знак»
Цель: Закрепить значение дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентировки на улицах и дорогах. Развивать у детей целостное восприятие дорожной среды. Расширять словарный запас по дорожной лексике.
Оборудование: Изображение дорожных знаков из 4 частей.
Игровое действие: Собрать дорожные знаки из частей, назвать их, сказать, что они обозначают.
Цели: Развивать умение различать дорожные знаки; закрепить название дорожных знаков; развивать у детей логическое мышление, глазомер.
Материал: Разрезные знаки; образцы знаков.
Ход игры:
Ребенку сначала предлагают вспомнить, какие знаки дорожного движения он знает, а затем по образцу просят собрать разрезные знаки. Если ребенок легко справляется, то ему предлагают собрать знаки по памяти.
Книжка-раскладушка «Машины разные нужны, машины разные важны»
Цель: Закрепить знание детьми различных видов транспортных средств, необходимых людям. Учить называть их, различая по внешнему виду, знать их назначение и значение в жизни человека.
Игровое действие: Дети раскрывают книжку-раскладушку, называют ее, рассказывают для чего она предназначена, как используется человеком.
Дидактическая игра «Правила дородного движения.
Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Учить описывать изображенную на картинке ситуацию, комментировать ее.
Учить внимательно слушать правило в стихах, сопоставлять их с картинками, объяснять.
Оборудование: Картинки с изображением ситуаций на дороге со стихотворным текстом на них.
Игровое действие: Дети рассматривают картинку, называя правило, которое подтверждается или опровергается прочитанным воспитателем четверостишием.
Дидактическая игра «Подумай – отгадай»
Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения и транспорте через художественное слово (загадки). Развивать смекалку и сообразительность. Воспитывать внимание, терпение при отгадывании загадок.
Оборудование: Загадки, фишки.
Игровое действие: Воспитатель загадывает загадки, дети их отгадывают. Ребенок, отгадавший первым, получает фишку. Когда дети выучили все загадки, даются карточки-подсказки и ведущий (ребенок), глядя на картинку, вспоминает загадку и задает ее детям.
Дидактическая игра «Вправо, влево, прямо» (Куда поехать)
Цель: Учить детей при помощи зрительного анализатора определять направление движения автомобиля, обозначать в речи направления соответствующими пространственными терминами. Учить воспринимать созданную дорожную ситуацию, ориентироваться в ней.
Оборудование: Картинки с изображение дороги и лобового стекла автомобиля, с указанным направлением движения.
Игровое действие: Детям предлагается оценить изображенную ситуацию, правильно сориентироваться и назвать направление движения автомобиля.
Значение созданного мной лепбука «Правила дорожные знать каждому положено»:
1. Лэпбук заинтересовал детей. У них появилось желание организовать информацию по интересующей их теме, пополнять содержимое новой информацией. Лепбук помог детям лучше понять и запомнить материал.
2. Лепбук помогает в игровой, непринужденной форме повторять пройденный материал. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. При создании лэпбука выбирались задания под силу каждому ребенку, поэтому он интересен всем – и детям успешно осваивающим программу, и детям испытывающим трудности в освоении программы.
5. Создание лэпбука явилось одним из видов совместной деятельности взрослого и детей (лепбук мы составляли вместе с детьми, привлекли к подбору заданий и материала родителей). Лепбук «Правила дорожные знать каждому положено» стал итогом тематической недели.
Результативность:
У детей появился устойчивый интерес к теме «Правила дорожного движения».
Улучшилось качество знаний детей по данной теме.
Родители стали нашими активными помощниками.