Классный час «Слово- это поступок»
Номинация «Мастер – класс»
Классный час « Слово – это поступок»
Борматкова Марина Владимировна
воспитатель МКОУ «Сузунская ОШ-И»
Сузунский район, р.п. Сузун
89039999923
Классный час «Слово- это поступок!»
Педагог: Сегодня мы поговорим о словах и поступках.
Любое слово всегда является поступком, за который неизбежно следует и ответственность. Не случайно народная мудрость гласит - " слово не воробей, вылетит - не поймаешь", "что написано пером, не вырубишь топором". К сожалению, люди очень часто относятся к своим высказываниям - словам слишком не серьезно.
Слово - это великое оружие в руках человека. Словом можно ранить, словом можно убить, словом можно вылечить. Раньше существовали великие ораторы, они одним словом могли повести за собой войско или отговорить человека от подлости.
Показ видеороликов «Что такое слово?»
Педагог: Вот что думают об этом ваши сверстники: (взято из сети ИНТЕРНЕТ)
1.Слова тоже поступки... Невозможно, не согласиться с этим мнением. Обосную свой ответ. В жизни мы часто делаем такое: сначала говорим, а потом начинаем задумываться, над сказанными словами, правильное или неправильное, хорошее или плохое ты сказал. И довольно-таки часто, получается то, что ты сказал неправильное, плохое, которое может схватить человека за сердце. Возможно, тебе кажется, что ты ничего такого и не сказал, но ведь ты не можешь заглянуть человеку в душу и в сердце. Человек может улыбаться в том случае, даже когда ему очень тяжело, и улыбаться для него, это значит "умереть". Получается, когда человеку очень тяжело, и он улыбается, это приносит ему адскую боль, а это из-за какого-то одного, сказанного чужим или близким человеком слово.
2.Плохое слово, сказанное близким и чужим человеком, влияет на тебя по-разному. Но в обоих случаях оно оставляет на душе след, на сердце рану. Если человек, проходящий мимо тебя, оскорбил тебя, то ты немного поволнуешься, подумаешь, что в тебе не так и пойдешь дальше. Но если, например, родственник, мама, сын, дочь сказали обидное слово, оно врывается в душу, и вырезает там такой след, которого в жизни быть не может. Нет, ты не просто не можешь забыть это слово, ты запомнишь его навсегда, и будешь по-другому относиться к этому человеку.
Педагог: А вы задумывались, как часто мы словом обижаем близких? Мне хотелось бы прочитать вам стихотворение Эммы Мошковской « Я маму свою обидел» (или показать видеоролик)
Я маму мою обидел,
Теперь никогда-никогда
Из дому вместе не выйдем,
Не сходим с ней никуда.
Она в окно не помашет,
И я ей не помашу,
Она ничего не расскажет,
И я ей не расскажу...
Возьму я мешок за плечи,
Я хлеба кусок найду,
Найду я палку покрепче,
Уйду я, уйду в тайгу!
Я буду ходить по следу,
Я буду искать руду
И через бурную реку
Строить мосты пойду!
И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда печальный
И молчаливый такой...
И вот будет вечер зимний,
И вот пройдёт много лет,
И вот в самолёт реактивный
Мама возьмёт билет.
И в день моего рожденья
Тот самолёт прилетит,
И выйдет оттуда мама,
И мама меня простит.
Педагог: Следующее высказывание, послушайте.
3.Вся наша жизнь состоит из слов. Мы говорим и слушаем, как говорят окружающие. Некоторые слова подталкивают нас к определенным действиям, воспоминаниям, поступкам. Вовремя сказанные слова - тоже поступки. И зачастую этими словами можно спасти человека, а нередко - уничтожить.
"Слова – это тоже поступки, а поступки – это разновидность слов". Смотреть можно на поступки, смотреть можно на слова. Чувствовать человека можно через то и другое.
Вовремя сказать просто «прости», «люблю», «спасибо» или просто комплимент. И нам не тяжело, и человеку приятно. Как хорошо становится после услышанного комплимента. И настроение поднимается, и чувствуешь себя лучше. Нужно не бояться говорить хорошие и приятные вещи, или правду. Как бы не было больно её услышать. А еще нужно быть вежливым человеком.
Педагог: Что для вас, ребята, означает слово «вежливость»? (ответы детей)
Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», т.е. знаток. Быть вежливым, следовательно, знать, как себя вести, с уважением относиться к окружающим. Давайте вместе с вами подумаем, какие правила вежливости необходимы для продуктивного общения людей? (работа в группах).
После обсуждения результатов работы в группах подводим итоги работы.
Мини-итоги:
Уважай собеседника
Будь тактичен
Не унижай собеседника
Не принижай достоинств собеседника, не ставь в неловкое положение
Будь внимателен с собеседником
Умей слушать и слышать собеседника, не перебивай его
Стремись к взаимопониманию
Педагог: Советы Дейла Корнеги:
Улыбайтесь!
Искренне интересуйтесь другими людьми и поощряйте их говорить.
Помните, что имя человека – это самый сладостный и важный для него звук
Будьте хорошим слушателем.
Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
Не осуждайте своих знакомых в присутствии других людей. Не сплетничайте.
Педагог: В народе говорят: встречают по одежке, провожают по уму. Если перефразировать эту народную мудрость, можно сформулировать так: встречают - по словам, провожают по поступкам. Поэтому можно смело сказать, что слова - это тоже поступки, от которых зависят не только наша жизнь, но и судьбы окружающих нас людей.
Мы часто повторяем, что о человеке судят по его делам, но забываем иногда, что слово тоже поступок. Речь человека - зеркало его самого. Всё фальшивое и лживое, пошлое и вульгарное, как бы мы ни пытались скрыть это от других, вся пустота, черствость или грубость прорываются в речи с такой же силой и очевидностью, с какой проявляются искренность и благородство, глубина и тонкость мыслей и чувств.
/Лев Николаевич Толстой/
Когда кого-то обижают, то хотя бы слово сказать в его защиту тоже поступок. А не уходить, отвернувшись. Поддержать словом сломленного духом человека - тоже поступок.
Педагог: Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...
«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется» — первая строчка написанного 27 февраля 1869 году небольшого стихотворения русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева. Выражение стало крылатым и обозначает, конечно, не столько силу слова, которое может и убить, сколько человеческое «невластье» над своим будущим, невозможность просчитать последствия тех или иных поступков, решений, действий, слов, даже жестов. Но, хотя результатов проявления нами сострадания к ближнему «предугадать нам не дано», поэт призывает к нему, потому что жалость, участие, отзывчивость — благодать, то есть чувство, богом данное каждому человеку. Так давайте сохраним в себе эту благодать!
Итог занятия: Б. Окуждава «Давайте говорить друг другу комплименты !»
Подводя итоги классного часа, можно предложить детям чтение стихотворений
( читает педагог или предварительно можно дать дом. задание)
Приложение:
Обидеть словом человека просто,
И очень просто в душу наплевать,
И все равно, что маленький, что взрослый,
Слова в общенье нужно выбирать!
Подумайте, о чем вы говорите,
Ведь слово ранит очень глубоко.
И вы назад его не возвратите,
И все исправить будет нелегко.
----------
Как легко обидеть человека!
Взял и бросил фразу злее перца...
потом порой не хватит века,
Чтоб вернуть обиженное сердце...
Э. Асадов
--------------------
Да! Легко обидеть человека!
Слишком просто бросить фразу злее перца...
Это в жизни происходит век от века,
Знаю, не вернуть обиженного сердца!
Не собраться битому бокалу,
Чем бы не собрался его клеить!
Равносильно это горному обвалу,
И обиду сердца не измерить!
Злое слово больно ранит душу,
Будто гвоздь забитый прямо в сердце!
И любовь, и дружбу - всё разрушит,
Эта фраза..., та, что злее перца...
Прежде чем обидеть человека,
И сказать слова, что злее перца,
Ты подумай, вдруг ему не хватит века,
Чтоб впустить тебя в обиженное сердце!
Ольга Нефедова.
-------------------
За все в этом мире придется платить,
За злые поступки и добрые,
Слова, что сорвались нечаянно с губ,
За мысли простые и хлесткие.
Подумайте люди, ругая детей,
С соседом бранясь и с товарищем,
Что слово порою ранит сильней,
Чем плетка, ружье, иль пожарище.
Ведь все, что ты скажешь другим сгоряча,
Не думая о последствиях,
Заставит вас обращаться к врачам,
и может повлечь много бедствий.
Запомните, слово не просто звук,
Оно пытает и лечит.
Добьется того, что врагом станет друг
И сыну судьбу искалечит.
И будет мальчишка из дома бежать
Туда, где его "понимают",
пытаться скорее взрослым стать,
И "в угол себя загоняя".
И будут родители тяжко вздыхать:
- В кого он такой уродился?
А надо бы нам иногда вспоминать,
Какие слова говорим мы.
Давайте забудем плохие слова,
Чтоб бед в мире меньше было.
И, может быть, люди простят нас тогда,
За то, что раньше случилось.
________________
Порою жизнь нас встряхивает круто,
И мы спокойствия теряем нить,
И резко, сгоряча, грубим кому-то,
Так просто, чтобы нагрубить...
Мы с лёгкостью любимых обижаем,
Лишь потому, что настроенья - ноль,
И так выходит, что, не замечая,
Мучительную причиняем боль...
___________________________-
Слова - как воробьи - их не поймаешь,
А ранят - точно в сердце туча стрел,
И если что-то ты сказать решаешь,
Подумай, чтобы завтра не жалел.
Ведь брошенное , не подумав, слово,
Однажды может сделать много бед.
И от такой непрошенной обиды
В душе останется глубокий след.
Конечно, время постепенно лечит,
Плохое помогая нам забыть,
Но чтоб друг другу души не калечить,
ПОДУМАЙ, прежде чем заговорить.
______________________
Для теплых слов не нужен повод
Для теплых слов не нужен повод,
И ждать не надо много лет.
Дарите их в жару и в холод,
С утра, под вечер и в обед.
Они нужны, как свежий воздух,
Как неба синь, как соль земли.
Тепло дарить, ведь так не сложно-
В них море ласки и любви.
_____________________
В жизни многое зависит и от слов.
Всё от слов… от ласковых и грубых,
От одних пересыхают губы…
От других заледенеет кровь…
Да, дела, конечно же, всему мерилом.
Делом мы самим себе даём ответ.
Только слово — дело предварило,
Если мыслей нет из слов — и дела нет.
Дело основательней всего иного
Нас приводит к нужной высоте,
Но вначале всё равно бывает слово,
Что рождает это дело в голове.