Классный час «Дружба-это прекрасно!»
Тема: Дружба – это прекрасно!
Цель:
Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.
Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали.
Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.
Развивать умение аргументировать свою точку зрения.
В результате занятия участники смогут:
- сформулировать понятие “дружба”,
- практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,
- приобретут навыки работы в сотрудничестве,
- поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.
Оборудование: карточки с пословицами, изображения сказочных персонажей,
Структура занятия:
1 Организационный момент
2 Актуализация знаний
3 Определение темы занятия
А)кроссворд
Б) Ассоциативный куст
В) «Расшифровка слова»
4 Физ.минутка
5 Основная часть
А)Словарная работа
Б) Проблемные ситуации
В) Работа с пословицами
Г) Психологическое упражнение «Волшебный клубок»
Д) Составление памятки «Правила дружбы»
6 Подведение итогов
Ход занятия
1 Организационный момент
Добрый день! Я рада вас видеть!
Упражнение «Микрофон» скажи доброе слово своему соседу, передавая Цветочек Добра.
2 Актуализация знаний
К нам на занятие пришли сказочные персонажи. Отгадайте, кто они:
Мишка решил стать похожим на тучку:
С шариком мишки, ну, очень летучи.
Мёда отведать толстяк захотел,
Только он пчёл обмануть не сумел.
Как его звали? Считаю до двух…
Это весёлый медведь (Винни-Пух)
Он дружок зверям и птицам.
Он живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино,
И известна вам давно -
Эта милая мордашка.
И зовётся :
(Чебурашка).
Все девчонки и мальчишки
Полюбить его успели.
Он - герой веселой книжки,
За спиной его - пропеллер.
Над Стокгольмом он взлетает
Высоко, но не до Марса.
И малыш его узнает.
Кто же это? Хитрый ... (Карлсон)
Девочка спит и пока что не знает
Что в этой сказке её ожидает.
Жаба под утро её украдет,
В нору упрячет бессовестный крот.
Впрочем, довольно. Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Что же за сказка? (Дюймовочка)
Б)Кому же могли бы сказать добрые слова и пожелать хорошего дня герои? Этих сказок?
(Своим друзьям)
С кем же они смогут образовать пару?
Чебурашка и Гена, Винни-Пух и Пятачок, Карлсон и Малыш, Дюймовочка и Ласточка.
3 Определение темы занятия
Что же объединило этих героев? Ответ прочтите в кроссворде (Дружба)
Сегодня на занятии мы поговорим о дружбе
Б) Составление ассоциативного куста
Друг – заботливый, закадычный, яркий, юморной,благородный, верный, веселый, добрый, душевный, рассудительный, радушный, умный, уважительный
Учитель может подсказать качества, начинающиеся с Д,Р, У,З,Я, чтобы облегчить выполнение следующего задания.
В) Упражнение «Расшифруй слово». (Работа в группах или парах)
- Расшифруем слово «друзья» необычным способом. Используя каждую букву, назвать слова, объясняющие качества настоящих друзей.
Д – доброта, доброжелательность
Р – радость, рассудительность
У – уважение, ум, уверенность
З – забота
Ь-
Я– яркость
4 Физминутка
"В этом зале все друзья" – выполнение движений под музыку
5 Основная часть
А) Словарная работа
Есть ли у слова «друг» синонимы?
Иногда люди слово «друг» употребляют там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель».
И как бы вы их расположили по степени возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг)
А теперь потренируемся в умении различать, когда и какое слово нужно употребить. (Учитель читает начало предложения, дети его заканчивают и громко произносят последнее слово)
О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать… знакомый.
О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажите…приятель.
Об однокласснике, с которым за несколько лет съеден пуд соли, скажете… товарищ.
О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете… друг.
Б) Проблемная ситуация Сценки о друзьях
«Три товарища» В.Осеевой
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке. — Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял...
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю... — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!
Обсуждение.
-Как бы вы назвали ребят : друзьями или товарищами?
-Кто поступил как друг, а кто как товарищ?
2) «Как Павлик списал задачу» В.Сухомлинский
Павлик был обеспокоен. Дома он сидел над задачей и не мог решить. Поэтому в школу Павлик пришел рано, чтобы у кого-то ее списать. Вот пришла Зина. Она хорошо умела решать задачи.Павлик и спрашивает:
- На сколько действий задача?
- На три, - отвечает Зина. - А разве ты не решил?
- не вышло ... Дай списать, пожалуйста ...
- Ой, Павлик, и почему ты сам не хочешь подумать? - спрашивает Зина. Но все-таки дала ему свою тетрадь.
Павлик стал списывать. Одно действие, другое, вот уже третье, а в третьем действии он заметил у Зины ошибку. Там, где нужно было написать 23, она написала 32. В своей тетради Павлик написал правильно, а Зине не сказал, что у неё ошибка.
Учительница собрала тетради, чтобы проверить. На следующий день их и принесла.
- В Павлика "пять", - сказала учительница. - Молодец, Павлик, хорошо поработал над задачей. А у тебя, Зина, - "четыре". Будь внимательнее во время счета. ...
Зина побледнела. Она посмотрела на Павлика. Павлик покраснел и опустил голову.
Обсуждение
-Как вы считаете, можно ли назвать Зину и Павлика друзьями?
Почему? Как стоило бы поступить в этой ситуации каждому из героев?
В) Работа с пословицами – составление и подбор пословиц к каждой из ситуаций.
Завершите пословицу:
1 Старый друг лучше ... (новых двух).
2 Нет друга, так ищи, а нашел так ... (береги).
3 Человек без друга, как дерево без (корня.)
4 Товарища не узнаешь, пока с ним (пуд соли не расхлебаешь)
5 С хорошим другом горы свернёшь, с плохим – (горя хлебнёшь).
6 Сам погибай, а товарища (выручай).
7 Не имей 100 рублей, а имей (100 друзей)
- А как вы понимаете следующие пословицы?
1)Дружба, что стекло: расколешь --не соберешь (разбитое стекло уже не вставишь вокно. Если обидишь друга, то можешь потерять его навсегда).
2)Дружба крепка не лестью, а лаской и честью (надо помнить, что настоящий друг .может указать тебе на твои недостатки или недостойные поступки. Именно такой дружбой следует дорожить).
Г) Психологическое упражнение «Волшебный клубок»
Часто случается, что в желании доказать свою правоту люди не контролируют свои слова. Если бы слова превратились в нити, вот что мы смогли бы увидеть.
Учитель просит учеников подобрать несколько слов обидных или грубых слов. С каждым словом он опутывает руки ребенка нитью, прижимая их к туловищу. А потом предлагает пожать руку друзьям. Ребенок, опутанный нитью, этого сделать не может.
-Каждое плохое, небрежное, обидное слово отдаляет людей друг от друга. И общаться по- дружески становится невозможно. Какой вывод вы можете сделать?
Как вы понимаете поговорку:
Горы и камни разрушаются ветром, людская дружба словом (обидные и несправедливые слова могут разрушить дружбу, поэтому нужно очень осторожно обращаться с критикой в адрес своего друга, деликатно и необидно говорить о недостатках друзей).
Чтение стихотворения Я.Акима учителем или подготовленным учеником:
Друг
Когда еще никто
Не знал ни слова -
Ни “здравствуйте”,
Ни “солнце”,
Ни “корова”,-
Соседям
Древний человек привык
Показывать кулак
Или язык
И корчить рожи
(Что одно и то же).
Но словом стал
Гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо,
Умнее руки,
И человек
Придумал
Слово ДРУГ,
Стал друга ждать
И тосковать в разлуке.
Ему спасибо
За друзей моих.
Как жил бы я,
Что делал бы без них?
Друзей -
Людей, которых я люблю,-
Я никогда
Ничем
Не оскорблю.
Не для того
Наш предок шел сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга,
Я кричал: “Дурак!”,
Показывал язык
Или кулак
И корчил рожи
(Что одно и то же).
А злое слово
Я приберегу -
Пускай оно
Достанется врагу!
Д) Коллективное составление памятки «Правила друзей»,
запись на ладошках, крепление их на доску
Помогай другу:
Делись с друзьями
Останови друга, если он делает что – то плохое. если друг в чем-то по отношению к тебе не прав, скажи ему об этом – не таи зла на него.
Не ссорься с друзьями, Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя место
Не спорь по пустякам;
Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается;
Не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам;
Если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.
Будь обязательным! Если ты сам взял у друга книгу или игрушку,
обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их
вовремя (когда попросил твой друг или когда ты сам пообещал).
Не ябедничай по пустякам, но о серьезных проделках все ж
необходимо рассказать взрослым.
6 Подведение итогов
Что нового для себя вы открыли на занятии?
Какие выводы сделали?
Понравилось ли вам наше занятие?
Заключительное слово учителя:
Каждому из нас хочется иметь надежных и верных друзей. Но важно помнить, что и вы сами должны обладать теми качествами, которые хотите видеть в своих друзьях, поступать с друзьями так, как хотели бы, чтобы они поступали с вами. Недаром один мудрец сказал: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты». По поступкам наших друзей судят о нас. О наших друзьях - по нашим поступкам. Поэтому, если ваш друг совершает недостойные поступки, не поощряйте его за это, помогите ему стать хорошим. В то же время не высмеивайте его. Если ваш друг попал в беду - помогите ему. Берегите друзей. Не ссорьтесь по пустякам. «Человек без друзей - как птица без крыльев» - учит нас народная мудрость.
Список использованных материалов:
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/622159/
http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-vini-puha.html
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/609686/
http://zagadki.info/zag/karlson.html
https://klub-drug.ru/kachestva-cheloveka/cherty-haraktera-cheloveka-spisok.html
https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/urokdruzhby