Классный час «Дорогу осилит идущий» (7 класс)
Пояснительная записка к презентации
Классный час «Дорогу осилит идущий».
Класс: 7 класс
Продолжительность мероприятия: 45 мин.
Функции классного часа.
1.Формирующая - классный час формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя.
2.Просветительская - классный час расширяет кругозор обучающихся. Объектом обсуждения стали вопросы, связанные с волевыми качествами личности.
3.Ориентирующая - классный час формирует ценностные ориентации у обучающихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит.
Цель: познакомить учащихся с волевыми качествами личности и с тем, как воспитывать силу воли.
Задачи:
1.Подвести учащихся к мысли о необходимости выработки у себя волевых качеств;
2.Расширить знания учащихся о таких психологических понятиях как воля, волевое усилие, сила воли, безволие.
3. Определить, как можно воспитать у себя волевые качества.
Оформление и оборудование:
1. Презентация.
2. Вырезки из газет и журналов.
3. Выставка рисунков и литературы «Сильные духом».
Форма проведения классного часа: информационно-практическая беседа.
Ожидаемые результаты: классный час поможет детям осознать значимость воспитания у себя волевых качеств.
УУД
Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Познавательные: умение излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; умение устанавливать причинно - следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы.
Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Регулятивные: поиск, анализ и отбор нужной информации.
Сценарий классного часа.
Запись на доске.
«Дорогу осилит идущий».
«Если не можешь сделать сто шагов – сделай хотя бы шаг».
Здравствуйте ребята! Сейчас я улыбнусь вам, а вы мне. А потом мы глубоко вдохнем и выдохнем. Выдохнем вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Вдохнем хорошее настроение, бодрость и энергию.
Улыбнулись!
Выдохнули все плохое!
Глубоко вдохнули!
Садитесь. Сегодня на классном часе желаю всем нам хорошего общения!
Мини-практикум №1 "Найди слово".
Учитель. Я предлагаю вам выполнить одно простое задание. Найдите в предложенном тексте слово.
Для работы каждый ученик получает свой небольшой отрывок текста из газеты или журнала. Текст написан мелким шрифтом. Объем - половина страницы А4. Необходимо найти в тексте определенное слово. Слово заранее надо написать на листочке бумаги. Хитрость заключается в том, что этого слова в отрывке нет.
Учащиеся. Выполняют задание.
Учитель. У вас была разная реакция на это задание. Кто - то быстро догадался, что оно невыполнимо, кто-то решил, что он не может справиться, потому-то виноват учитель, так как ошибся при составлении текста, кто-то винит себя за невнимательность. Итак, получилось три группы ребят.
1группа - те, кто внимательно прочитал текст, понял, что нужного слова в нем нет, и спокойно сказал об этом.
2группа - те, кто объяснил невозможность выполнения задания внешними признаками (мелкий текст, ошибка составителя и т.п.)
3группа – те, кто быстро сдался, решив, что не может выполнить задание, потому что не умеет быстро читать, не понял задания, т.е. обвинил себя.
В зависимости от этого можно говорить о разной степени развития ваших волевых качеств.
1 группа – попавшие в эту группу, имеют высокий уровень развития волевых качеств. Они эмоционально устойчивы, инициативны, настойчивы, самостоятельны.
2 группа – средний уровень развития волевых качеств. Такие люди решительны, эмоционально неустойчивы, импульсивны. У них высокий уровень развития смелости, инициативности, самостоятельности, деловитости, но они не могут использовать данные качества при преодолении трудностей. Как правило, ищут причину неуспеха не в себе, а в других.
3 группа – слабое развитие волевых качеств. Такие люди неуверенны в себе, в своих возможностях, требуют поддержки со стороны товарищей или взрослых. Они эмоционально неустойчивы.
Не расстраивайтесь, если результат вас не устраивает. Задание, которое вы выполняли, было, скорее шуточным, чем серьезным. Но в каждой шутке есть доля правды. Если вы слишком эмоциональны и импульсивны при столкновении с трудностями, то старайтесь быть спокойнее, действуйте разумно. Воспитание силы воли полностью зависит от вас самих и вашего желания. Человек может одержать в жизни много побед. Но самая главная победа – это победа над собой и своими слабостями. Необходимо с детства учиться повелевать собой. Если тобой, твоими поступками станут управлять другие, если ты будешь подчиняться только воле других людей, то вырастишь зависимым от других людей. Вот тут человек и проявляет свою волю. Он думает, анализирует и принимает правильное решение. О таких людях говорят, как о сильных личностях. А становятся они такими благодаря самовоспитанию, благодаря тому, что они учились владеть собой (своими мыслями и поступками) с детства.
Так что же необходимо для того, чтобы стать волевой личностью? Для начала выясним, что такое воля, волевое усилие и сила воли.
Воля – это форма психического отражения, проявляется в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий.
Волевое усилие – это переживание усилия, являющегося субъективным компонентом волевого действия.
Сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели.
Мини-дискуссия.
Какие качества характеризуют силу воли? Какого человека можно назвать волевым?
Обсуждение. Ученики высказывают свое мнение. Спорят. Делают выводы.
Силу воли характеризуют целеустремленность, решительность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность, выдержка.
Как вы думаете, а какого человека мы называем безвольным?
Ученики высказывают свое мнение.
Человека, который при возникновении преград отказывается от поставленной ранее цели, называют безвольным. Безволие – это противоположное состояние. Оно проявляется в таких качества как: упрямство, податливость, внушаемость, нерешительность, трусость, боязливость, удаль.
Для того чтобы чего-то добиться, нужна постоянная, неиссякаемая любознательность, трудолюбие, настойчивость. И конечно, надо приложить большие усилия и старание, чтобы достичь поставленной цели. Если перед вами большое сложное дело, полезно вспомнить мудрые изречения: «Дорогу осилит идущий», «Если не можешь сделать сто шагов – сделай хотя бы шаг». Заставь себя почувствовать все отрицательные последствия проволочек и отвлечений. И представь те положительные эмоции, которые принесет выполненное дело. Тогда задание, которое тебе необходимо выполнить приобретет другую эмоциональную окраску, станет более привлекательным. Приняв решение, представь реальный план действий и приступи к его выполнению.
Маленькие хитрости.
1. Принимайся сначала за менее интересное дело, чтобы интересное осталось напоследок.
2. Немедленно включайся в дело, что спасет от эффекта длительной подготовки.
3. В процессе работы обязательно уговаривайте себя, убеждайте, подбадривайте.
4.Отмечайте свои маленькие победы. Хвалите себя.
Вообще нужно помнить, что само волевое усилие не доставляет человеку удовольствия, но, если с помощью воли он доводит начатое дело до победного результата, то испытывает чувство гордости.
В ряду волевых качеств на первом месте стоит целеустремленность. Целеустремленность - это: умение ставить ясные цели и задачи, умение планировать свои действия; умение осуществлять намеченное, подчинять себя достижению поставленной цели. Например, соблюдать строгий режим, если это необходимо для достижения цели.
Я предлагаю вам выполнить еще одно задание. Оно поможет вам воспитать в себе силу воли, и научит планировать свое время.
Мини-практикум №2 "Мои сутки".
1. Подумайте, какое занятие вам больше всего нравится. Сколько времени (в минутах, часах) вы хотели бы ежедневно потратить на это занятие? Запишите на листок бумаги.
2. Какое еще дело манит тебя? Отметь, сколько времени ты потратил бы на это второе важное дело.
3. Продолжи перечень в виде таблицы до тех пор, пока не перечислишь все любимые и интересные для тебя дела.
4. В конце добавь время на еду и сон, прогулки и поездки, учебу и уборку.
5. Важное условие: не подсчитывай время до тех пор, пока не составишь весь список.
6. Теперь можешь подсчитать продолжительность своих суток. Сколько времени тебе потребуется, чтобы выполнить все свои желания.
Итог может оказаться неожиданным. Кто – то мечтает о сутках в сто часов, а кому то хватит и девяти. Чем больше часов в твоих сутках, тем больше ты оторван от реальной жизни, от своих внутренних возможностях. Тем же, у кого мало часов, можно предложить быть более активными в жизни. Планируйте свое время и наслаждайтесь им!
Мини-дискуссия. Так что же необходимо для того, чтобы стать волевой личностью?
Ученики обсуждают вопрос и делают выводы.
Выводы:
1. разумно использовать свое время;
2. проявлять терпение и настойчивость;
3. соблюдать правила поведения, дисциплины и режим дня;
4.обдумывать, анализировать свои поступки, уметь сделать правильные выводы;
5. учиться преодолевать свои трудности.
Чего вы ждете от проявления своих волевых качеств?
Ученики обсуждают вопрос и делают выводы.
Я с вами согласна. В результате волевых усилий вы добьетесь успехов в учебе, уважения взрослых и друзей, научитесь преодолевать трудности, бороться со своими недостатками. Помните «Дорогу осилит идущий»!
А чтобы вы не забыли о нашем разговоре, я хочу вам подарить один замечательный рисунок. Если у вас возникнут трудности, посмотрите на него, «соберите волю в кулак» и сделайте шаг!
Презентация к классному часу
PPTX / 500.37 Кб
Литература.
1. Г.И. Шевченко Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс./Поурочные планы/Волгоград: Учитель,2007.-222с.
2.Рисунок "Лестница принятия решений" взят из опубликованных материалов участника сообщества "Мое образование" Шабановой А.
Карасева Ирина Дмитриевна
Забелина Маргарита Владимировна
Карасева Ирина Дмитриевна
Забелина Маргарита Владимировна
Карасева Ирина Дмитриевна