Предварительный просмотр презентации
Кластерный подход в решении задач духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Автор: Якименко Светлана Викторовна
Проблема кластеров в образовании исследовалась многими учеными, в трудах которых анализировался процесс их формирования, этапы развития, структуирование (В. П. Бурдаков, Т. И. Шамова, Ю. Н. Юров, В. Т. Волов, П. И. Третьяков, Т. М. Давыденко и др.) [1, с.389]. Формирование общей концепции в осмыслении кластера вовсе не означает полного сходства взглядов ученых. В ходе исследования нами было обнаружено два подхода к определению понятия "образовательный кластер": -кластер как объединение учреждений образования, связанных отношениями поставки "сырья", обмена опытом и образовательными стандартами. Такой подход не соответствует классическому определению кластера, которое сформулировал М. Портер: "Образовательный кластер — это группа географически соседствующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга"; Л. И. Галимова трактует данную категорию следующим образом: "Образовательный кластер — это совокупность образовательных учреждений всех уровней образования, предприятий отрасли соответствующих органов власти, деятельность которых взаимосвязана с производством с целью успешного инновационного развития" [5]. Е. И. Павлова, И. П. Маркина рассматривают образовательный кластер как "совокупность образовательных учреждений всех уровней образования в пределах данной географической территории, предприятий — поставщиков ресурсов и работодателей, элементов инновационной системы, а также координирующих органов и органов власти, деятельность которых взаимосвязана с близлежащими производствами и развитием региональной инновационной системы" [4, с.111]. Основой понятия "образовательный кластер" выступает объединение заинтересованных сторон. С точки зрения И. Абанкиной и К. Зиньковского кластер может объединять всех, кто налаживает реальные связи на любом уровне: понимания общих проблем, постановки общих целей, поиска общих решений, развития, использования похожих стратегий и механизмов, создания технологий трансляции инноваций, чтобы, объединяясь на локальном уровне, конкурировать в глобальном контексте [3, с.141]. Таким образом, в литературе нет четкого понимания сущности образовательного кластера, что объясняется комплексностью и многоаспектностью данного понятия. По нашему мнению, данные представления отражают ограниченные направления взаимоотношений между субъектами образовательного кластера и не дают полной картины возможностей, которые предоставляются в связи с созданием образовательного кластера. Обобщая представления различных ученых-исследователей, образовательные кластеры с позиции компетентностного подхода можно понимать как пространственной модели организации инновационных процессов в образовании, предполагающая объединение интеллектуальных, кадровых, финансовых и материальных ресурсов инновационной системы территории, удовлетворяющая потребности всех заинтересованных субъектов. Понятие кластеров в образовании исследовалось многими учеными, в трудах которых анализировался процесс их формирования, этапы развития, структура (В. П. Бурдаков, Т. И. Шамова, Ю. Н. Юров и другие) Классическое определение кластера сформулировал и впервые ввел М. Портер: "Образовательный кластер — это группа географически соседствующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга Его последователи трактовали данное понятие как совокупность образовательных учреждений всех уровней образования, деятельность которых взаимосвязана с целью успешного инновационного развития" Таким образом, в литературе нет четкого понимания сущности образовательного кластера, но в его основе выступает объединение заинтересованных лиц, кластер может объединять всех, кто налаживает реальные связи на любом уровне: понимание общих проблем, постановки общих целей, поиска общих решений, развития, использования похожих стратегий, создания технологий трансляции инноваций. КЛАСТЕР ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ БОЛЕЕ ПОЛНОГО ИЗУЧЕНИЯ КАКОЙ-ЛИБО ПРОБЛЕМЫ
Дошкольные образовательные учреждения, желающие объединиться в кластеры развития, принимают решения самостоятельно (без участия отделов управления образования), разрабатывают программу развития, определяют планируемый результат своей деятельности. Команда дошкольного образовательного учреждения, участвующего в организации кластера развития, должна быть способна слаженно достигать результата, с общим видением перспективы, со стремлением к самосовершенствованию, способностью учиться, координировать свои действия, коллективно принимать решения и реализовать их совместными усилиями. Достижения одной команды могут задать тон и стать образцом для других организаций