Клиповое мышление
КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ Презентация подготовлена Чепяковой Таисией и Табатадзе Светланой
Что такое клиповое мышление? Клиповое мышление — это восприятие мира через короткие яркие образы. Clip в переводе с английского означает фрагмент текста или отрывок видео. Большинство современных фильмов и мультиков представляют собой набор слабосвязанных кадров. Из телевизора непрерывно льётся поток разрозненных данных: вот рассказывают про новый закон, через минуту про слонёнка из зоопарка, а через две уже идёт реклама. Не позволив осмыслить одну тему, нас тут же переключают на другую. Такой способ подачи информации провоцирует клиповое отношению к жизни, когда мир воспринимается не целостно, а как последовательность неких бессвязных событий. Человек с клиповым мышлением жаждет обновления информации. Руки сами тянуться проверить новости во «ВКонтакте», посмотреть истории в Instagram, попереключать вкладки в браузере или початиться.
Появление термина Термин «клиповое мышление» или «клиповое сознание», зародился в психологии относительно недавно – в середине 90-х годов. Именно тогда на отечественном телевидении стали массово появляться различные музыкальные видеоклипы, сюжеты которых, как правило, представляют собой не целостный, законченный образ, а цепочку мало связанных между собой по смыслу видеокадров. Очень часто смысл звучащей песни оказывается логически не связанным с темой видеоряда, представленного зрителю. В последующие годы все больше фильмов, мультфильмов и телешоу строятся именно по этому принципу: сюжет в них разделяется на короткие блоки информации, часто сменяющие друг друга и не имеющие особой логической связи. Еще одним ярким примером является телевизионная реклама: информация в ней преподносится очень быстро, кадры часто сменяют друг друга, даже не давая человеку до конца вникнуть в их смысл. Телевизионные новости тоже все больше перенимают этот принцип. Газетные и журнальные заметки становятся все более короткими, информация в них не несет глубины.
В чём опасность клипового мышления? Сложно концентрироваться. Обладатели клипового мышления могут часами делать простую домашку, потому что всё время отвлекаются. Неспособность анализировать. С трудом даётся построение логических цепочек, выделение главного и выводы. Низкая успеваемость. Школьники с клиповым мышлением не понимают смысла прочитанного и быстро забывают, что им говорят педагоги. Отсюда плохие оценки и провалы на экзаменах. Повышенная внушаемость. Носителями клипового мышления легко манипулировать, достаточно прокрутить перед глазами несколько эмоциональных образов. Безразличие к людям. Клиповое мышление сиюминутно — его обладатели не способны долго и искренне сопереживать кому-то. Они могут забыть о трагедии через пять минут, потому что в интернете уже разгорелся новый хайп.
Как бороться с клиповым мышлением Если ты смотришь презентацию и понимаешь, что это не про тебя, поздравляем — клиповое мышление тебя не коснулось! Пока что… Если испытываешь трудности с концентрацией и глубокими размышлениями, скорее меняй привычки. Вот четыре «противоядия» от клипового мышления.
Способ 1. Читай художественную литературу и смотри старые фильмы Не комиксы, не посты в социальных сетях и даже не научпоп. Важно читать Пушкина, Толстого, Диккенса, Вольтера и других классиков отечественной и мировой литературы. По началу длинные художественные тексты будут даваться с трудом. Но это дело привычки. Уделяй вдумчивому чтению по 10–15 минут в день, постепенно увеличивая время. То же самое со старинными фильмами. В них действие обычно происходит в одном-двух местах, планы меняются редко, а диалоги между героями долгие и сложные. С непривычки это может показаться нудятиной, но постепенно ты поймёшь, как здорово следить за логически выверенным сюжетом.
Способ 2. Пиши изложения и сочинения Изложения научат тебя запоминать и транслировать чужие мысли, а сочинения — формулировать свои. Чтобы выработать привычку, поставь перед собой задачу писать минимум по страничке в день. Не стесняйся показывать свои работы родителям и друзьям. Они подскажут, если что-то пошло не так (нарушена логика повествования, использованы непонятные формулировки и прочее). Если академические тексты не вызывают энтузиазма, веди дневник.
Способ 3. Сомневайся и дискутируй! Не позволяй себе мыслить однобоко. Всегда анализируй позицию оппонента и спрашивай себя «А что сделал бы я?». Например, учитель поставил тебе двойку. Обидеться проще всего, а ты попробуй усомниться в своей правоте и честно сказать, какую бы оценку себе поставил, если бы был педагогом. Суперполезно устраивать дискуссии со сверстниками или взрослыми. Например, ты считаешь Моцарта гениальным композитором, а твой друг смеётся над этим, потому что Вольфганг Амадей умер в нищите. Обсудите это! Только не путайте дискуссию со спором. Договоритесь подготовить по три аргумента своей позиции, а в конце обязательно прийти к консенсусу, согласию то есть.
Способ 4. Устраивай цифровые каникулы Тотальный отказ от гаджетов вряд ли поможет. Ведь клиповость не только в интернете, она повсюду: на городских билбордах, компьютерных играх, журналах. Но время от времени отдыхать от информационного шума всё же полезно. Например, два раза в месяц устраивай себе выходные созидания. Гуляй, рисуй, встречайся с друзьями — делай, что душе угодно. Но никакого телефона, компьютера и телевизора! Даже чуть-чуть. Чем меньше информации ты получишь, тем больше твой мозг отдохнёт.