Технологическая карта урока технологии «Шиповое соединение» (7 класс)

5
0
Материал опубликован 14 November 2017

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта урока

ОУ: МОУ "Чудиновская СОШ"

ФИО учителя: Бойко С.А.

Предмет: Технология

Класс: 7

Тип урока: Комбинированный урок (открытие и закрепления новых знаний, проверка и коррекция знаний и умений полученных ранее)

Тема

Столярные шиповые соединения и технология шипового соединения деталей

Цель

Получить представление о шиповом соединении древесины, познакомить обучающихся с различными видами шиповых соединений и технологией их создания. Закрепить навыки рисования эскиза и нанесения разметки.

Формировать навык самостоятельного выполнения практического задания.

Развивать наблюдательность и внимание, воспитывать интерес к предмету.

Задачи

Образовательные: ознакомление с видами столярных шиповых соединений; ознакомление с понятиями "шип", "проушина", "гнездо"; формирование навыков расчёта элементов шиповых соединений; формирование представлений о технологии изготовления элементов шипового соединения; закрепление умений и навыков выполнения эскиза и нанесения разметки на заготовку; формирование навыков решения технологических задач на основе заданных алгоритмов.

Планируемые результаты

Предметные:

- Знать виды столярных шиповых соединений, понятия "шип", "проушина" и "гнездо", знать технологию изготовления шипового соединения и их применение.

- Уметь выполнять расчёт элементов шиповых соединений, выполнять эскизы изделий, наносить разметку на заготовку.

Личностные:

- имеют мотивацию к учебной деятельности

- понимают смысл учебной деятельности и готовность к саморазвитию

- имеют потребность в самовыражении и самореализации

- самоопределение

- обладают умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев

Метапредметные:

Регулятивные:

- готовность к постановке целей, целеполагание

- преобразование практической задачи в познавательную

- соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

- планирование пути достижения целей

- умение принимать и сохранять учебную задачу

- умение работать по составленному плану

- саморегуляция

- контроль точности выполнения операций, контроль своего времени

- адекватное оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив

- адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер

- оценка достигнутого результата и уровня усвоения

- сличают результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия

Коммуникативные:

- адекватное межличностное восприятие

- осуществлять контроль, оценку действий партнёра

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

- умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

- умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

- умение слушать

- умение учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор

- формулирование собственного мнения, аргументирование и координирование с позициями партнёров

Познавательные:

- анализ условия и требования задачи

- осмысление цели чтения

- анализ, сравнение

- структурирование знаний

- умение работать с текстом и таблицами

- осуществление поиска необходимой информации

- выбор вида графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам

- рефлексия

Основные понятия

Шип, проушина, гнездо, одинарный шип, двойной шип, ящичное соединение.

Межпредметные связи

Математика, информатика, ИЗО, обществознание, физика

Ресурсы:

Учебник А. Т. Тищенко, В.Д. Симоненко «Технология. Индустриальные технологии» 7 класс М. «Вентана-Граф» 2015г.

Рабочая тетрадь А. Т. Тищенко, Н.А. Буглаева «Технология. Индустриальные технологии» 7 класс М. «Вентана-Граф» 2015г.

Наглядные пособия (плакаты).

Презентация Power Point «Столярные шиповые соединения и технология шипового соединения деталей».

Заготовки из древесины.

Образцы демонстрационных шиповых соединений.

Лист самооценки (приложение).

Оборудование

Учебная парта, рейсмус, линейка, карандаш, калькулятор.

Персональный компьютер, проектор.

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная

Организационная структура урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Организационный момент

(2 мин)

Приветствие, организация благоприятной рабочей атмосферы.

Создает благоприятный психологически настрой:

"Здравствуйте, ребята!
Вы хороший дружный класс

Сегодня все получится у вас!"

Проверяет готовность учеников.

Рапорт дежурного

Коммуникативные:

- адекватное межличностное восприятие

Личностные:

- имеют мотивацию к учебной деятельности.

2.Проверка домашнего задания

(8 мин)

Контроль знаний и повторение пройденного ранее материала.

Предлагает выполнить проверочные задания в рабочей тетради по пройденной теме:

"Заточка и настройка инструментов" (стр.14):

"Отклонения и допуски на размеры" (стр.16):

Во время выполнения заданий учениками учитель готовит на доске сводную таблицу, где фиксируется результат совместной с учениками проверки.

Учитель выставляет оценки, называя правильные ответы и комментируя результат (первая оценка).

Ученики выполняют задания в рабочей тетради.

После выполнения заданий, каждый ученик (от слабого к сильному) называет свои ответы, которые учитель фиксирует на доске.

Анализируют свои ошибки во время проверки.

Регулятивные:

- сличают результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия

- оценка достигнутого результата и уровня усвоения

Познавательные:

- осмысление цели чтения

- анализ условия и требования задачи

- умение работать с таблицами

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Личностные:

- обладают умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев

3.Мотивация к учебной деятельности

(7 мин)

Стимулирование познавательного интереса, подготовка к сознательному восприятию материала.

Мотивационная подготовка обучающихся к усвоению нового материала.

Учитель выдает оценочные листы (см.приложение 1), в которых отражены критерии оценивания работы учеников во время урока (вторая оценка).

Поясняет критерии оценивания.

Обращают внимание на критерии оценивания работы на уроке (самооценка).

Регулятивные:

- предвосхищают результат

- саморегуляция

- соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Коммуникативные:

- умение учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

- формулировать собственное мнение, аргументировать

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор

Личностные:

- понимают смысл учебной деятельности и готовность к саморазвитию

- потребность в самовыражении и самореализации

Вовлекает в беседу:

"Ребята, мы только что вспомнили о том, как проводить заточку инструмента.

Давайте задумаемся, где мы будем его хранить? Для этого мы можем изготовить специальный ящик" (демонстрирует готовое изделие).

Просит внимательно рассмотреть ящик.

"Ребята, определите, каких знаний вам не хватает для изготовления такого ящика?"

Анализирует высказывания учеников, помогает дать верный ответ. Обращает внимание на высказывания тех учеников, которые сообщают о наличии необычного способа соединения стенок ящика. Хвалит за сообразительность.

Слушают учителя и размышляют. Слушают мнение учеников, озвучивают свои мысли.

Побуждение к формулированию темы:

"Давайте попробуем вместе дать название данному виду соединения. Обратите внимание на то, что стенки "впиваются" друг в друга. Приведите другие примеры таких ситуаций".

В ходе рассуждения вспоминают и обращают внимание на понятие "шипы". Формулируют название соединения.

4.Формулирование темы урока, постановка цели

(6 мин)

Воспроизведение знаний, умений, жизненного опыта, необходимого для открытия и усвоения новых знаний и способов действий.

Обеспечение мотивации учения, принятие целей урока.

Предлагает сформулировать тему урока, обращая особое внимание на актуальность понятия "шип".

Совместно озвучивают тему урока.

Регулятивные:

- готовность к постановке целей

- целеполагание

- преобразование практической задачи в познавательную

- планирование пути достижения целей

- умение принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные:

- формулирование собственного мнения, аргументирование и координирование с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения

- умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

- умение слушать

Личностные:

- имеют мотивацию к учебной деятельности

Помогает наметить цель урока:

Учитель демонстрирует образцы разного шипового соединения (большого/малого размера, одинарное, двойное, ящичное, ласточкин хвост).

Обращает внимание на то, что данные образцы имеют разный размер и форму шипов. Просит задуматься о том, почему изделия имеют разное количество шипов, разную форму и размер.

- "Как вы думаете, что нам потребуется изучить?"

- "Для будущего изготовления ящика нам потребуется изучить виды и особенности шипов, технологию их создания".

Слушают учителя, вникают в учебную задачу и формулируют цель.

Помогает наметить план работы:

- "В ходе урока вам предстоит выполнять задания, где потребуется вспомнить и применить полученный вами ранее навык рисования эскиза и нанесения разметки на древесину. На последующих занятиях нам предстоит изготовить пробное шиповое соединение, выполняя уже знакомые вам операции (пиление, строгание, зачистка, и т.д.). После выполнения этих заданий вы сможете изготовить шиповое соединение стенок ящика".

Совместно с учителем составляют план работы.

Физкульт-минутка

(2 мин)

Отдых, зарядка для глаз (подготовка к работе)

Учитель демонстрирует упражнения для глаз.

Ученики повторяют выполнение действий за учителем.

 

5.Изучение нового

6. Закрепление умений, знаний и способов действий

(первичное применение знаний)

(30 мин)

Открытие и усвоение новых знаний и способов действий.

Выполнение заданий на усвоение главного в новой информации, выполнение заданий, на основе изученного.

Выявление пробелов первичного осмысления материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти обучающихся знаний и способов действий.

Учитель объясняет новый материал с опорой на презентацию. Для закрепления материала выдает задания в рабочей тетради (приложение 2), оценивание которых происходит в конце урока.

Объясняет 1 часть материала (см.слайд 1-3):

Предлагает осмотреться вокруг себя и попытаться найти в кабинете (мастерской) объекты с различным шиповым соединением (см.слайд 4).

Объясняет 2 часть материала (см.слайд 5):

Предлагает выполнить задание № 1 в рабочей тетради: "Выполните эскиз шипового соединения (соедините точки)" (см.слайд 6).

Для выполнения задания выделяется 5 мин.

Объясняет 3 часть материала (см.слайд 7,8):

Предлагает выполнить задание в рабочей тетради, выдает заготовки и калькулятор для работы:

"Рассчитайте размеры шипов и проушин по формулам, после чего запишите результаты возле каждой соответствующей размерной линии" (см.слайд 9).

Для выполнения задания выделяется 5 мин.

Предлагает самостоятельно изучить 4 часть на тему "Технология шипового соединения деталей" (см.слайд 10) - при наличии времени.

В случае если времени недостаточно для самостоятельной работы, учитель продолжает объяснение (см.слайд.11):

Предлагает выполнить задание в рабочей тетради:

"Пронумеруйте последовательность действий при соединении брусков шиповым соединением" (см.слайд 12).

Для выполнения задания выделяется 3 мин.

Слушают учителя.

Самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради. Обращаются к учителю с просьбой пояснить задание. В случае ощущения недостаточности знаний за помощью обращаются к учебнику.

Регулятивные:

- саморегуляция

- планирование

- контроль своего времени

Познавательные:

- анализ

- сравнение

- подведение под понятие

- осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели

- осуществление поиска необходимой информации

- умение работать с текстом

- структурирование знаний

- анализ условия и требования задачи

- выбор вида графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам

Коммуникативные:

- умение слушать

- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Личностные:

- имеют мотивацию к учебной деятельности

Физкульт-минутка

(1 мин)

Отдых, разминка кистей (подготовка к работе).

Учитель включает видео с гимнастикой для рук.

Учащиеся, следуя инструкции, разминают кисти.

 

7. Проверка и коррекция знаний и умений полученных ранее

(15 мин)

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, полученных ранее, обеспечение их коррекции.

Выдает задание на практическую работу:

"Выполнить разметку заготовок по эскизу, составленному вами ранее (см.задания в РТ - приложение 2)".

Заготовки выданы учителем заранее (при выполнении заданий в рабочей тетради).

Контролирует выполнение работы, корректирует.

По завершению работы, учитель совместно с учеником оценивает работу, просит записать результат в оценочный лист (приложение 1).

Выполняют практическое задание, помогают одноклассникам.

По завершению практической работы учащиеся вносят баллы в оценочный лист (приложение 1).

Регулятивные:

- контроль своего времени

- адекватное оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив

- умение работать по составленному плану

Коммуникативные:

- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

8.Контроль и самопроверка

(4 мин)

Выявить качество усвоения материала, развивать навык оценки учащимися собственной учебной деятельности.

Оценка работы ученика на уроке:

Совместный с учениками анализ качества работы на уроке по критериям, заданным в начале урока. Просит учеников внести баллы в оценочный лист, посчитать итоги и указать оценку (приложение 1).

Оглашение предварительной оценки (второй).

Оценивают свою работу на уроке, вносят баллы и итоги в оценочный лист (приложение 1).

Регулятивные:

- контролировать точность выполнения операций

- осознание качества и уровень усвоения

- адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер

Познавательные:

- анализ, сравнение

Личностные:

- самоопределение

9.Подведение итогов урока. Рефлексия.

(3 мин)

Дать анализ и оценку успешности достижения цели. Наметить перспективу последующей работы.

Беседа по вопросам (обобщение материала):

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какую новую технологию изучили?

- Какой навык закрепили на практической работе?

"Полученные знания пригодятся вам при изготовлении ящика (соединение стенок)".

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные:

- оценка достигнутого результата и уровня усвоения

Познавательные:

- рефлексия

Коммуникативные:

- умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

- осуществлять контроль, оценку действий партнёра

10.Домашнее задание.

(2 мин)

Обеспечить работу с материалом в домашних условиях с целью закрепления. Создать мотивацию к учебной деятельности.

Мотивация к выполнению домашнего задания:

Мы с вами не разобрали еще один вопрос "Как повысить прочность шипового соединения?".

Самостоятельное изучение этого материала будет вашим домашним заданием (см.учебник).

А также вам нужно найти дома объекты с шиповым соединением, определить их вид, при желании выполнить эскиз.

Просьба записать домашнее задание:

§6,7 (прочность, найти объекты дома, эскиз)

Проверочное задание в рабочей тетради для выполнения вначале следующего урока (приложение 2):

Слушают учителя.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные:

- целеполагание

- планирование пути достижения целей

Личностные:

- имеют мотивацию к учебной деятельности

- потребность в самовыражении и самореализации


 

Приложение 1

Лист самооценки

Класс_______

ФИО _____________________________________________________________

Планируемые результаты

Самооценка

(0 баллов; 0,5 балла; 1 балл)

Оценка педагога

1. Я активно участвовал в формулировании темы и цели урока

   

2. Выполнил задание № 1 в рабочей тетради

   

3. Выполнил задание № 2 в рабочей тетради

   

4. Выполнил задание № 3 в рабочей тетради

   

5. Выполнил практическое задание

   

Посчитайте итоговое количество баллов.

Поставьте оценку:

5 баллов - это оценка «5»

4 балла - это оценка «4»

3 балла - это оценка «3»

0-2 балла - необходимо еще поработать по данной теме

   


 

Приложение 2 "Задания из рабочей тетради"

Презентация к уроку 'Шиповое соединение'
PPT / 6.22 Мб

Предварительный просмотр презентации

Область применения шиповых соединений Двери Окна Столы Стулья Ящики

Основные элементы шипового соединения 1 – шип, 2 – проушина, 3- гнездо

Разная форма шипов Ласточкин хвост Вставные плоские На “ус” сквозной

Задание: Найдите в кабинете объекты, у которых есть шип, проушина или гнездо. Обратить внимание на количество шипов.

Виды шиповых соединений Одинарное Двойное Серединное (скрытое) Ящичное

Задание в тетради №1 (стр.17)

Выбор количества шипов зависит от толщины соединяемых деталей до 40 мм 40…80 мм свыше 80 мм

Расчет размера шипа и проушин по формулам

Задание в тетради №2 (стр.17)

Технология изготовления (§7) При наличии времени самостоятельно изучите материал по учебнику.

2. Разметка толщины шипа и ширины проушины (продольные линии) 3. Пометить вырезаемые участки 1. Разметить длину шипа и проушины (поперечные линии) 4. Пиление продольное 5. Отпиливание щечек у шипа 6. Выдалбливание проушины Технология изготовления 7. Зачистка шипов и проушин 8. Выполнить отделку изделия 9. Проконтролировать качество

Задание в тетради №3 (стр.18)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.