12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
власова Наталья Николаевна3570
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе «Библиотека учителя»

Развитие логического мышления.

Занятия кружка по физике начинаю с решения логических задач или анализа практической ситуации. Источники вопросов самые разные, но критерий отбора вопроса один: научить работать по схеме  «…(рассуждение).., поэтому…(ответ)…». В задачах по физике нередко за обилием информации физическая сущность ускользает от учащихся, особенно это касается качественных вопросов. Привожу пример задания, которое на первый взгляд далеко от физики, но при системном  решении  аналогичных заданий учащиеся и тексты задач по физике «препарируют» и толкуют. Результат: развивается логическое мышление.

Цель задания: отрабатывается умение из минимума информации сделать выводы, сужение – расширение поля поиска.

Решение проблемы, задачи связано с объёмом информации и с установлением зависимостей между позициями. Важная информация может быть скрыта за обилием слов и не видна сразу – её нужно выделить. 

Задание: определите, что это или кто это?

Информация подается порциями. Отвечать можно после каждой порции. Хорошо работать группами. Если ответ формулируется, то получают баллы 5-4-3-2-1.

Подсказка

(зачитывает учитель)

Анализ подсказки

(должны, возможно, с помощью наводящих вопросов сказать ученики)

- Его цвет совпадает с цветом его супостатов и губителей.

 

 

- «он» - живое существо,

- у него есть многочисленные враги,

- его цвет и цвет его врагов по всему телу один.

- цвет окраски нередкий,

Вывод: это животное, у которого неяркая и неразноцветная окраска всего тела

- Нам сообщили о его останках двух разных видов общим числом шесть.

 

- он погиб, а не умер сам,

- его останки обнаружены,

- об этом всех оповестили,

Вывод: факт гибели общеизвестен.

- от тела осталась часть,

Вывод: остальная часть где – то в другом месте и не найдена.

- останки немногочисленные,

- количество останков шесть, а видов - два,

их может быть (1+5), (2+4), (3+3), тогда как у животных, как и у человека, органы чаще всего парные или одиночные.

Вывод: возможно, что речь идет о конечностях.

- Его судьба – тема для знаменитого цикла пародий.

 

-факт гибели воспринимается не трагически.

Вывод: возможно, что речь идёт о литературном герое. 

- Его хозяйка стара и лишена возможности его защищать.

 

- он жил не один,

- занимал подчиненное положение,

- нуждался в защите, физически не силен,

- рассчитывать мог лишь на собственные силы.

Вывод: у него должны быть свои средства защиты, а это – зубы, когти, рога, копыта, и он не хищник.

- Он погиб потому, что некстати вздумал погулять

 

- любил погулять, возможно, на природе (на реке, в поле, в лесу),

- был неосмотрителен и беспечен.

Вывод: серенький козлик.

Попробуйте поработать с такими заданиями. Успеха вам!

Опубликовано в группе «Библиотека учителя»


Комментарии (5)

Лихина Елена Викторовна, 02.08.16 в 02:41 0Ответить Пожаловаться
Наталья Николаевна, как часто Вы проводите физический кружок? Как выбираете тематику? Как набираете детей?
власова Наталья Николаевна, 02.08.16 в 11:09 0Ответить Пожаловаться
Набор по желанию, раз в неделю, работаю по своей программе. Думаю, что осенью подам на сертификацию программы. В основном занимаемся физическими исследованиями и разбором задач.

Отредактировано 02-08-2016 11:10

Лихина Елена Викторовна, 02.08.16 в 13:30 0Ответить Пожаловаться
А классы разные или одна параллель?
Людмила Иванова, 30.05.18 в 22:55 0Ответить Пожаловаться
Классная идея! Мне очень понравилось.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.