12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Холупенко Андрей Леонидович110 Учитель русского языка и литературы Россия, Новосибирская обл., Новосибирск |
Клоуз-тест на материале отрывка из повести А.И.Куприна "Олеся"
Клоуз-тест
.... за стенами дома бесился, как старый озябший голый дьявол. В его
.... слышались стоны, визг и дикий смех. Метель к вечеру расходилась еще
сильнее. Снаружи кто-то яростно бросал в стекла окон горсти мелкого сухого
снега. Недалекий ... роптал и гудел с непрерывной, затаенной, глухой
угрозой...
..... забирался в пустые комнаты и в печные воющие трубы, и старый дом,
весь расшатанный, дырявый, полуразвалившийся, вдруг оживлялся странными
звуками, к которым я прислушивался с невольной тревогой. Вот точно
вздохнуло что-то в белой зале, вздохнуло глубоко, прерывисто, печально.
Вот заходили и заскрипели где-то далеко высохшие гнилые половицы под чьими-то тяжелыми и бесшумными ..... Чудится мне затем, что рядом с моей
комнатой, в коридоре, кто-то осторожно и настойчиво нажимает на дверную
ручку и потом, внезапно разъярившись, мчится по всему дому, бешено
потрясая всеми ставнями и дверьми, или, забравшись в ....., скулит так
жалобно, скучно и непрерывно, то поднимая все выше, все тоньше свой голос,
до жалобного визга, то опуская его вниз, до звериного рычанья. Порою бог
весть откуда врывался этот страшный ..... и в мою комнату, пробегал
внезапным холодом у меня по спине и колебал пламя лампы, тускло светившей
под зеленым бумажным, обгоревшим сверху абажуром.
На меня нашло странное, неопределенное беспокойство. Вот, думалось мне,
сижу я глухой и ненастной зимней ночью в ветхом доме, среди деревни,
затерявшейся в лесах и сугробах, в сотнях верст от городской жизни, от
общества, от женского смеха, от человеческого разговора... И начинало мне
представляться, что годы и десятки лет будет тянуться этот ненастный
вечер, будет тянуться вплоть до моей смерти, и так же будет реветь за
окнами ....., так же тускло будет гореть лампа под убогим зеленым
абажуром, так же тревожно буду ходить я взад и вперед по моей комнате, так
же будет сидеть около печки молчаливый, сосредоточенный Ярмола - странное,
чуждое мне существо, равнодушное ко всему на свете: и к тому, что у него
дома в семье есть нечего, и к бушеванию ....., и к моей неопределенной,
разъедающей .....
ВОПРОСЫ К КЛОУЗ-ТЕСТУ
1.Вставьте подходящие по смыслу, на ваш взгляд, слова.
2. Какие средства художественной выразительности в этом тексте, на ваш взгляд, имеют статус смыслообразующих? Приведите примеры.
3. Какую смысловую роль, на ваш взгляд, играет в тексте сравнение с дьяволом?
ПОЯСНЕНИЯ К ВОПРОСАМ
1. Отрывок взят из повести А.И.Куприна "Олеся".
Пропущенные слова: ветер, рёве, лес, ветер, шагами, трубу, гость, ветер, ветра, тоске.
2.На наш взгляд, основную смыслообразующую функцию в данном тексте играют эпитеты -как одиночные, так и развёрнутые в синтаксические градационные ряды, образующие либо восходящие, либо нисходящие градации. Например:"расшатанный, дырявый, развалившийся" - усиливается признак ветхости; "глубоко, прерывисто, печально"- передаётся значение тоски, постепенно как бы исчезающей, растворяющейся в пространстве дома.
3.Сравнение с дьяволом - многофункционально. Если рассматривать данный отрывок как завершённое стихотворение в прозе (это вполне можно сделать), то дьявол здесь - своего рода художественный образ, разбушевавшаяся стихия, синоним ветра и непогоды. Если же затем переключиться на содержание повести в целом, то, естественно, следует вспомнить о героях повествования - "ведьме" Мануйлихе и Олесе. Да и само избиение Олеси после посещения церкви можно объяснить вмешательством дьявола. В общем, простор для толкования - весьма обширный.
4. Тест можно использовать как на уроках литературы, так и на уроках русского языка (при изучении синтаксиса сложного предложения).