Сценарий праздника для параллели 8-х классов «Кляда»
КОЛЯДА.
Сценарий праздника для параллели 8-х классов
Подготовлен Педагогом – организатором Пуховской Е.В.
Время проведения: зимние каникулы.
Цель: воспитание уважения к обрядовым праздникам русского народа.
Участники праздника: учащиеся 8-х классов.
Ход праздника.
Вед.1. Здравствуйте, люди добрые, люди русские, дети малые! Рады всем вам как добрым вестям. Собрались мы в этот вечер, чтобы вспомнить старинный обрядовый календарный праздник, а именно старый новый год.
Вед.2. В одном памятнике древней русской литературы при перечислении древних славянских богов автор с негодованием упоминает о языческом бесе по имени Коляда, которому устраивали праздник с песнями 24 декабря – в день, который впоследствии стал праздноваться на Руси как сочельник, канун Рождества Христова.
Вед.3. От этого беса наши предки ждали урожая и помощи в хозяйстве, потому что в песнях - колядках, которые пелись в деревнях в этот вечер, выражалась надежда на богатство, щедрость и милость Коляды.
Вед.1. Кто пел эти песни? Как и зачем пели их? Наши предки верили, что слова имеют особую таинственную силу. Если прийти во двор и спеть песню с призыванием счастья и урожая хозяину, это счастье и урожай действительно придут.
Вед.2. А ходила петь коляду молодёжь. Сделают звезду из бумаги, украсят ленточками да тряпочками цветными и носят из избы в избу на палке. Звезда, которую клеили ребята, взята из христианской легенды о том, что Христос родился под яркой звездой.
Вот придут ребята, станут посреди избы и поют.
Выходят ряженые и поют: Авсень, Коляда, широкая борода,
Сеем, сеем, посеваем
С новым годом поздравляем!
Авсень, Авсень, подавай нам всем.
Кишку, ножку в верхнее окошко!
Подавай блинов, пирогов, ляпиков!
А не дашь пирога – мы корову за рога,
А не дашь пышку – свинью за лодыжку!
А не дашь нам блин – мы забьём в ворота клин.
Коляда, коляда, отворяй ворота!
Ведущие одаривают ряженых.
Ряженые. Благодарствуйте! Айда в соседнюю избу Коляду кликать!
Ведущая 3. В селе, вишь ты, главное дело – молочное хозяйство, ну вот потому и пели про молоко да про сметану. А как споют коляду до конца, тут им хозяйка и давала им пирог или булочку. А то и копейки давали. Где как. В сёлах, где главным занятием было скотоводство, пелась такая колядка:
Ряженые поют:
Пришла коляда вперёд Рождества,
Вперёд масленицы, коляда светлая.
Зашла коляда к хозяевам во двор,
А у них во дворе стоит тын железный,
А у этого тына верешки точёные,
Столбы золочёные, дай вам, Господи,
Скота, живота, корову с теленочком.
Овцу с ягнёнком, лошадь с жеребёнком.
Свинью с поросёнком.
Открывайте сундучок, доставайте пятачок.
Открывайте коробейки, доставайте нам копейки!
Вед.1. Пришли колядки – блины да ладки! То есть, наступила пора взаимных угощений, веселья и радости! Зима за морозы, а мужик за праздник! Святки праздновались всеми, но в основном, это был праздник молодёжи: они играли, пели песни, обходили дома, устраивали посиделки, гадания, создавали неповторимую атмосферу святочного веселья.
Вед.2. В Рязанской губернии ходят толпами под окна просить пирогов. Впереди всех идёт девица, которую называют Мехоноскою: она-то и несёт мешок для пирожного сбора, она-то и предводительствует толпой и распоряжается дележом всего собранного. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощения и с неподдельным вниманием, удовольствием выслушивала колядки.
Ряженые поют: Дай тебе, Господи, на поле природ,
На гумне примолот, квашни гущина,
На столе спорина, сметаны те толсты, коровы те дойны.
Ведущая 3. Если же ничего не подавали, могли пропеть и такое:
Ряженые У скупого мужика родись, рожь, хороша:
Колоском пуста, соломкою густа!
На двор чертей, на огород червей!
Вед.3. До выкрикивания угроз, как правило, дело не доходило. Общее праздничное настроение и пожелания, чтобы в наступающем году жилось хорошо, делали людей щедрыми и гостеприимными.
Вед.1. После шумного обхода домов молодёжь собиралась в посиделочной избе и устраивала общую пирушку – съедали всё, чем их одарили. Молодёжь, разодетая в новые рубахи, чтобы избежать неурожая, собравшись, пляшет, поёт частушки.
Конкурс частушек.
Ведущая2. Иногда на посиделки врывалась нечистая сила, все ряженые – это черти, ведьмы, Баба Яга. Они пугали девушек, а те с криком и шумом разбегались .
Барабашка: Вся нечисть в сборе? Знаете, что сегодня наш день? Конец года, дрянных дел полным полно не распихано. А молодёжь веселиться надумала! Им надо помешать, всё испортить. Эй, Баба Яга! Чего сопишь? Как с этим безобразием бороться думаешь?
Баба Яга. А чаво? У меня всё пучком. Цены вздулись, а люди обиделись и надулись. По домам сидят, веселиться не хотят.
Барабашка. А ты, чертово племя, посеял чертово семя? Зло творил, аль забыл?
Черт. Творил, творил изо всех сил! Но видать что-то упустил. Не хочет молодёжь с нами знаться, не желает плохими делами заниматься.
Барабашка. Понятно, что не очень приятно мне от вас такое слышать. Чтож, поведу тебя, нечисть в поход, будем искать тот народ, который на плохие поступки всегда пойдёт, а веселье и счастье в порошок сотрёт. Вперёд, моя нечисть поганая!
Ведущая3. Святок не бывает без гаданий. Для девушек в этом главный смысл и цель святочных вечеров.
Выходят девушки.
Девушка 1. Давайте, девушки , погадаем. Узнаем, какой суженый нам судьбою уготован.
Девушка 2. Ох, девушки, опасная это игра – гадание. Мне моя бабушка рассказывала, как она гадала.
Пришла она с колядок и задумала суженого вызвать. Страх хотела узнать, правда это или нет, что девушкам ночью их суженые приходят. Стала она ложиться спать, положила гребенку под головешки и сказала – Суженый-ряженый, приходи ко мне мою косу расчесать. Да и легла спать, не помолившись Богу, не перекрестившись. И только она легла, заснула, как слышит, полез кто –то под головешки, вынул гребёнку, подошёл к ней, да как сдёрнет с неё дерюгу, поднял, зацепил гребёнкой за косу, да как дёрнет, ажно у неё голова затрещала. Закричала она, давай батюшку с матушкой кликать. Отец встал, огонь задул, стали они с матерью дочь расспрашивать, почему кричала. Она им всё и рассказала. Тогда взял отец кнут и давай её лупцевать, приговаривая: «Не загадывай каких не надо загадок, не призывай чертей!» мать бросилась защищать дочь, и той досталось. Легла моя бабушка в постель, плачет, дрожит. Испугалась, да и отец больно избил. А утром поднялась, а пол возле кровати весь её волосами усыпан. Стала расчёсывать косу, а к голове не притронуться, да и волос половина осталась. А кто волосы выдернул не понятно – то ли суженый приходил, то ли нечиста шутки шутила.
Девушка3. Ой, не пугай нас. Да и святки сейчас. Христос родился. Вся нечисть хвост поджала, крутиться без толку, а навредить не может. Ну, что, девчонки, будем гадать?
Девушка 4. Будем женихов выбирать. Вот моя бабушка мне про гадание с ситом зерна рассказывала. Вот сито с зерном, складываем туда свои колечки, зарываем их в зерно, а теперь вытаскиваем. Каждая девушка берёт жменьку зерна, а по тому, какое ей досталось колечко, можно сказать, какой у неё жених будет.
Белое –бедный, белое с камнем белым- бедный, но благородный, с цветным – бедный, да ещё и с плохим характером, жёлтое – богатый, с камнем – богатый да ласковый, с цветным камнем – богатый, но суровый. Два кольца – два мужа, своё кольцо – исполнится заветное желание. Ни одного кольца – не выйдешь замуж пока.
Девушка 4. А я знаю гадание про женихов на поленьях. Вот лежат поленья. Выходите, девушки. (Девушкам завязывают глаза, они выбирают поленья. Если гладкое полено – муж будет ласковый, если сучковатое- старый, ворчун сердитый. А если сучков много, старый, но богатый.)
Девушка 1. Самым страшным было гадание ночью в пустой бане с помощью зеркала и свечей. Решалась на такое гадание не всякая дивчина. В страстные вечера, по представлениям крестьян, нечистая сила становилась очень активной.
Ведущая 1. А теперь послушаем девушек 7Б класса.