Книжка-игра для детей 2–4 лет «Птички-синички»
Игра «Птички-синички» составлена в виде книжки. Адресована детям 2-4 лет. Ее лучше использовать для индивидуальной работы с детьми, так как предполагает небольшое количество участников: от 1 до 2. Книжка включает в себя три игры: «Загадки», «Синичкина кладовая» и «Прятки».
Общий комплект игры состоит из 30 карточек:
- игра «Загадки» из 10 карточек: 5 с текстом и 5 с изображением птиц
- игра «Синичкина кладовая» из 12 цветных карточек
- игра «Прятки» из 8 цветных карточек
Каждая игра основана на принципе подбора парных картинок. Цветовые подсказки (кружки разных цветов) используются для проверки правильного ответа участниками игры. При разработке игры использовались источники, указанные в приложении № 1.
Учебный предмет Образовательная область «Познавательное развитие», раздел «Развитие познавательной активности» программы «Первые шаги» Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой
Возраст участников игры (от/до) два-четыре года
Краткая аннотация игры
Что для ребенка раннего возраста важнее – игра в книжке или книжка в игре? При ближайшем рассмотрении вопрос окажется лишенным смысла. Маленькому ребенку все равно, что птичка, что картинка с птичкой. Это все – игрушки. А в игрушки можно играть, и чем веселее и интереснее этот процесс, тем полезнее будет итог. Книжка «Птички-синички» представляет собой небольшую подборку дидактических игр по теме «птицы». Темой для игры послужили зимующие птицы ближайшего природного окружения детей.
Дидактическая задача
• Вызвать эмоциональный отклик от просмотра и чтения книжки, совместной деятельности взрослого с детьми;
• Способствовать обобщению представлений детей о зимующих птицах и семенах, пригодных для их подкормки;
• Содействовать формированию бережного отношения к представителям городской фауны
Игровая задача заключается в подборе парных картинок в каждой из предложенных игр «Загадки», «Синичкина кладовая» и «Прятки».
Планируемые результаты, универсальные учебные действия (УУД)
1.Формирование предпосылок личностных УУД:
- познавательной мотивации;
- воспитание нравственных ориентиров (бережного отношения ко всему живому)
2. Формирование предпосылок регулятивных УУД:
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- умение работать по инструкции взрослого;
- умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
- готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;
- умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая иллюстрацию.
3. Формирование предпосылок познавательных УУД:
- умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;
- умение ориентироваться в книге;
- умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;
- умение находить нужную страницу;
- умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
- умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);
4. Формирование предпосылок коммуникативных УУД:
- потребность ребенка в общении со взрослым и сверстниками;
- ориентация на партнера по общению;
- умение слушать собеседника;
- умение ставить вопросы, обращаться за помощью;
- умение строить понятные для партнёра высказывания.
Вид игры закрепляющая
Количество участников (от/до) от одного до двух
Легенда игры
Птицы, прилетающие на кормушку у окна группы малышей оставляют в подарок детям под новый год данную книжку «Птички - синички».
- В игре «Загадки» можно предложить отгадать, какая птичка поет (или позвала) ребенка и выбрать нужную картинку (перелистнуть книгу).
- В игре «Прятки» ребенку предлагается узнать птичку по ее тени.
- В игре «Синичкина кладовая» помочь синичке собрать запасы на зиму.
Правила игры
Первоначально можно «расшить» книжку и использовать набор карточек для игры за столом. Тогда в игре «Синичкина кладовая» и «Прятки» после обсуждения изображенных объектов и их называния, вы подбираете с ребенком картинку-пару. При повторном проведении игры можно предложить выполнить задание самостоятельно. Элементом новизны и вариантом усложнения может стать предложение игры в виде собранной книжки.
В игре «Загадки» ребенку предлагается отгадать загадку, и выбрать картинку-отгадку. Спеть песенку синички или, наоборот, по песенке угадать птичку.
В игре «Синичкина кладовая» ребенок подбирает парную картинку семечка к плоду. Например, к подсолнуху - картинку семечек. В процессе рассматривания картинок этой игры можно обсудить с детьми цвет, форму и величину предметов, их вкусовые свойства.
В игре «Прятки» ребенок подбирает силуэтное изображение к цветному.
После подбора картинки в любой из описанных выше игр взрослый вместе с ребенком проверяет ответ: сравнивает цвет кружка на верхней и нижней картинках. Если цвет совпадает – ответ правильный. Первоначально в играх «Синичкина кладовая» и «Прятки» можно предлагать подбирать картинки из нижнего ряда к одной из предложенных верхнего ряда. Затем, когда игра освоена варианты подбора можно варьировать.
Концепция и стратегия игры (краткое описание)
При первом знакомстве с книгой, взрослый предлагает просто полистать ее. Вначале мы обсуждаем, что видим на каждой картинке. Самым маленьким детям следует только показывать изображения, называть нарисованные объекты и попросить повторить названия. Не забываем после «детского» ответа повторять звукоподражание и непременно называть предмет «по-взрослому».
В процессе чтения можно задавать разнообразные вопросы или комментировать увиденное «Посмотри, что нарисовано в книжке (птички). Кто это? Какого цвета?...» Или «Посмотри, это снегирь. У него красная грудка…».
Перечень источников, использованных при подготовке игры «Птички-синички»
1. Комплект украшений "Птички новогодние" на скотче Издательство: Сфера, 2016 г.
2. Морозова О., Калиничева Н. Птицы. Собери картинку. Издательство: Феникс-Премьер, 2014 г. Серия: Интересно!
3. Рожкова Т.Н. Дидактика от и до. Для чтения родителями детям. Серия «Для самых-самых маленьких» 06.2002.
4. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М: «Издательство ГНОМ и Д», 2000 год.
5. Загадки про птиц для детей:
• https://www.tikitoki.ru/riddle/zagadki-pro-ptic-dlja-detej-s-otvetami
• http://onbird.ru/opredelitel-ptic/obyknovennyy-popolzen/golos
• http://www.stihi.ru/2017/02/04/7993
Презентация настольной игры
Презентация игры_Птички-синички
PPSX / 15.02 Мб
Шабанова Алёна