Внеклассное мероприятие «Когда еда прибавляет года»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №26 имени А. С. Пушкина» города Смоленска
Когда еда прибавляет года
Мельникова Светлана Федоровна,
учитель начальных классов
Смоленск,2017г.
Пояснительная записка
Здоровье детей в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации.
Ведущая роль школы в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей, создании нормальных условий для их роста и развития является главной.
Здоровье человека во многом определяется качеством его питания в детском возрасте. Как показывает практика, в домашних условиях питание детей зачастую не рационально (неумеренно, однообразно, нарушен режим питания) Дошкольный и младший школьный возраст сопровождается интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций многих органов и систем, что требует достаточного поступления качественных пищевых веществ. Модель пищевого поведения также формируется в младшем школьном возрасте. В их формировании важнейшую роль играет семья, где родители порой не уделяют достаточного внимания правильному и здоровому питанию ребенка. Яркая реклама продуктов, не имеющих никакой пользы, привлекает ребенка, что приводит к проблемам не только со здоровьем физическим, но и еще более опасным - психическим проблемам. В результате у детей развиваются не приносящие здоровья привычки в питании.
Правильное питание – одна из важнейших составляющих здоровый образ жизни, условие для нормального роста и развития ребенка.
Особое значение правильное питание приобретает в младшем школьном возрасте, когда организм активно растет и развивается. Недостаточное, нерациональное питание в этот период может обуславливать серьезные функциональные нарушения и стать причиной развития целого ряда заболеваний.
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В этом возрасте продолжается дальнейшее формирование организма (опорно – двигательного аппарата, сердечно – сосудистой, легочной и имунной систем и т. д.)
Ребенок быстро растет, возрастает интенсивность обменных процессов. Активно развивается мозг – формируются новые психологические функции, обеспечивающие возможность осуществления учебной деятельности – ведущей в этом возрасте. Особое значение приобретает вопрос организации правильного питания. Оно является одним из важнейших условий сохранения здоровья школьника, обеспечивает его организм необходимой для роста и развития энергии и пластическим материалом.
Для того, чтобы обеспечить организм всеми необходимыми для роста и развития веществами, в ежедневное меню ребенка должны быть разные продукты и блюда – мясные, молочные, продукты из круп и злаков, фрукты и овощи.
Основной формой для организации воспитательной работы по формированию полезных привычек в младшем школьном возрасте является игра, в которой ребенок осваивает навыки поведения, связанные с питанием. Важную роль в формировании основ культуры питания играют родители, служащие для него основным примером для подражания.
Наблюдая за поведением детей, а также по результатам бесед с родителями, я сделала вывод о том, что проблеме формирования культуры питания в практике семейного воспитания уделяется явно недостаточное внимание, в связи с чем у детей (у некоторых - даже в старшем возрасте) часто отсутствуют базовые навыки культуры питания, и особенно - их этикетные основы. Многие дети не умеют правильно и красиво сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами. Недостаточно сформированы навыки сервировки стола, соблюдения правил этикета в процессе приёма пищи. Вероятно, такому положению дел есть свои логические объяснения. Сегодня культура питания, непосредственно связанная с упрощением бытового уклада в семье, диктует свои нормы этикетного поведения. Возможно, навсегда ушли в прошлое традиции длительных совместных трапез с использованием скатертей и столовых приборов с ножом и вилкой. И всё же этикетные основы культуры питания остаются актуальными всегда. Имеющаяся система образовательной деятельности не формирует у детей понимания о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, о правила столового этикета.
В апреле 2012 года Министерство образования и науки Российской Федерации направило в образовательные учреждения письмо №06 – 731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников, в котором говорится о том, что формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учётом возрастного подхода.
Правильное питание – одна из важнейших составляющих здоровый образ жизни, условие для нормального роста и развития ребенка.
Когда еда прибавляет года.
Цели: объяснить значение полноценного питания для формирования детского организма;
используя литературный материал, показать пагубное влияние алкоголя н а здоровье человека.
формирование у детей основ культуры питания, осознанного отношения к своему здоровью.
Задачи:
1. Обогащать и расширять знания детей о рациональном питании и его роли для здоровья человека.
2. Воспитывать культуру поведения.
3. Знакомить с правилами этикета, принятыми в современном обществе.
4. Воспитывать самостоятельность при соблюдении правила гигиены.
Ход занятия
Учитель. Здоровье каждого человека зависит от очень многих факторов, один из них – полноценное питание. Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), содержащиеся в хлебе, молоке, яйцах, различных мясных и рыбных блюдах – это строительный материал для всех функций организма. Больше всего питательных веществ вы съедаете в обед с первыми и вторыми блюдами.
Ученик.
Как легко приготовить обед!
Ничего в этом трудного нет.
Это проще простого:
Это раз – и готово!
(Если мама готовит обед.)
Но бывает, что некогда маме,
И обед себе варим мы сами,
И тогда
( Не пойму, в чем секрет!) –
Очень трудно готовить обед!
Учитель. Приготовить обед - дело непростое и довольно хлопотное. С чего начинать обед?
С какого блюда? Кто из вас, ребята, знает и сумеет объяснить? ( Высказывания учащихся).
Чтобы вы догадались сами и правильно ответили на вопрос, послушайте внимательно стихотворение Ю. Тувима в переводе С. Михалкова «Овощи».
Ученик. Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
капусту,
горох,
петрушку и свеклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели на столе…
Картошка?
Капуста?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
капусту,
горох,
петрушку и свеклу.
Ох!..
После чтения стихотворения следуют ответы детей.
Учитель. Ответы ваши правильны. Обед действительно нужно начинать с салатов или винегрета. Ученые установили, что картофель, капуста, лук, огурцы, помидоры, салат, редис, морковь, свекла и другие - содержат не только питательные вещества, но и витамины, а также минеральные соли, клетчатку, которые помогают вашему организму усваивать различные пищевые продукты. Поэтому перед обедом очень полезны салаты из овощей, особенно из ранних – зеленого лука, редиса, салата, заправленные растительным маслом. Ранние овощи способствуют выделению пищеварительных соков и повышению аппетита. Но помимо овощей есть такой продукт, который ученые называют «самой богатой едой», без которого ни один ребенок не сможет нормально развиваться и расти. Что это за продукт? (Молоко.)
Учитель .Правильно, это молоко. Необыкновенные свойства молока люди оценили очень давно. Около десяти тысячелетий назад они попробовали овечье и козье молоко и научились готовить из них отличные сыры. Позже приручили коров, из молока которых стали получать вкусный творог. В Монголии из молока кобылиц научились готовить ароматный и очень полезный напиток – кумыс. Чашей, наполненной молоком, встречали знатных и дорогих гостей. Молоко считалось особым лакомством. Уже со времен Гиппократа, жившего в Греции более двух тысяч лет назад, молоко стали назначать людям нервным, с больным желудком. Спасение в молоке ищут при лечении отравлений.
Почему же молоко так необходимо организму человека? Почему молоко – удивительная и «изумительная пища», как считал И. И. Павлов? В молоке есть все вещества, из которых состоит наша пища, - белки, жиры, углеводы, соли, витамины. Установлено, что в одном стакане молока белков столько, сколько в двух куриных яйцах. В сутки ребенок должен выпивать по два стакана молока.
Кроме молока человеку полезны и другие напитки здоровья, например, отвар шиповника, фруктовые соки и т. По утрам мы часто пьем свежезаваренный ароматный чай. Но не все Вероятно, знают, что чай не только вызывает ощущение бодрости, легкости. В нем есть витамин, который влияет на прочность наших кровеносных сосудов и их деятельность. Специалисты также считают чай, разбавленный молоком, очень полезным диетическим напитком. Его можно пить и здоровым, и больным, особенно на ночь. Этот напиток помогает быстрому засыпанию, способствует хорошему, крепкому сну.
Кроме полезных напитков существуют и вредные – пиво, вино, водка. В них содержится алкогольное вещество, которое вызывает нарушения деятельности нервной системы, головного мозга. От алкоголя страдают желудок, печень. Кроме того, он приводит к понижению содержания витаминов и минеральных солей в организме. А это также вызывает различные заболевания. При употреблении алкогольных напитков человек ведет себя необычно: движения его размашисты и неуверенны; он идет, широко расставляя ноги, спотыкаясь; у него нарушается речь. Очень опасна бесконтрольность его поступков. Последствия употребления спиртных напитков бывают самые печальные.
Алкогольные напитки вредны асем, но особую опасность представляют для детей. Употребление спиртного даже в очень небольшом количестве – это медленное отравление организма, а если это делают дети, то оно резко ускоряется и усиливается, и даже может наступить мгновенная смерть.
А теперь прочитайте этот текст и объясните его смысл, (текст записан на доске).
Ведь если б еда прибавляла года,
Всех дольше бы жили обжоры тогда.
Съел мало – и много покоя взамен.
Съел много – к болезням отправился в плен.
(Ответы детей.)
Учитель. Переедание, отсутствие меры в еде приводит к избыточному весу, ожирению. При этом в подкожной жировой клетчатке и большинстве органов отлагается избыточное количество жира, что мешает нормальной работе внутренних органов, снижает сопротивляемость детского организма различным болезням.
А теперь будьте внимательны! Вот загадки – давайте отгадки.
Повернулось к солнцу золотое донце. (Подсолнух.)
Бел, как снег, в чести у всех.
В рот попал, там и пропал. (Сахар.)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины.)
В воде родится,
А воды боится. (Соль.)
Щеки розовы, нос белый.
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редис.)
Желтый, круглый, ты откуда?
Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож.
Можешь съесть меня, но только
Раздели меня на дольки.
Как меня ты назовешь? (Апельсин.)
Летом – в огороде свежие, зеленые,
А зимою – в бочке вкусные, соленые.
Отгадайте, молодцы: как зовут нас? (Огурцы.)
Его я режу на куски
И вижу в нем пургу муки,
И слышу шум колосьев в нем,
Политых солнцем и дождем,
И аромат земли родной,
Что перепахана весной.
Лежит он на столе дыша,
Как будто пахаря душа. (Хлеб.)
Не шит, не кроен, а весь
В рубцах.
Без счету одежек, и все
Без застежек. (Капуста.)
Много халатов надето
На куклу желтого цвета.
Султан на голове черен.
Все тело из(Кукуруза.)
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зеленые пятки. (Морковь.)
Он большой, как мяч футбольный.
Если спелый – все довольны.
Как приятен он на вкус!
Что это за шар? (Арбуз)
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покапай немножко-
Под кустом… (Картошка)
Что полезно – всем известно.
Я ответ найду легко.
На моей любимой чашке
Нарисованы ромашки,
Ну, а в чашке…(Молоко)
Итог занятия – работа с пословицами. ( Записаны на доске)
-Не в меру есть – болезнь и беда. ( Осетинская)
Сытно кормить – только вредить. (Арабская)
Умеренность – мать здоровья. (Русская)
Литература:
Горелова Ж. Ю. Гигиеническая оценка проектов по совершенствованию организации питания учащихся //Гигиена и санитария. - 2009. - N 2. - С. 60-63.
Ж. Ю. Новые формы организации питания детей в образовательных учреждениях // Вестник образования России. – 2005. - N 12. - С. 45-53.
Макеева А. Как научить ребенка правильному питанию // Основы безопасности жизни. – 2000. - N 6. - С. 57-59.
Михалюк Н. С. Оценка фактического питания различных возрастных групп детского населения // Вопросы питания. – 2004. - Т. 73. - N 4. - С. 28-32.
Мосов А. В. Новые санитарные правила : гигиенические требования к питанию дошкольников и школьников // Администратор образования. - 2009. - N 3. - С. 3-10.
Российская Федерация, О реализации программы "Разговор о правильном питании" : приложение к письму Минобрнауки России от 02. 10. 2007, N 06-1581. 06-1581 // Официальные документы в образовании. - 2007. - N 32. - С. 83-87.
Тутельян В. А. Гигиена питания : современные проблемы // Здравоохранение Российской Федерации. - 2008. - N 1. - С. 8-9.
Шумилова С. Л. Надо воспитывать культуру питания // Директор школы. – 2002. - N 10. - С. 88-91.
Игнатченко Екатерина Юрьевна
Порошина Ольга Анатольевна