Внеклассное мероприятие «Когда еда прибавляет года»

9
2
Материал опубликован 7 August 2017 в группе

                          Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                    «Средняя школа №26 имени А. С. Пушкина» города Смоленска

 

                                                     Когда еда прибавляет года


 

 

                                                                      Мельникова Светлана Федоровна,

                                                  учитель начальных классов

Смоленск,2017г.

                                                     Пояснительная записка

Здоровье детей в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации.

Ведущая роль школы в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей, создании нормальных условий для их роста и развития является главной.

Здоровье человека во многом определяется качеством его питания в детском возрасте. Как показывает практика, в домашних условиях питание детей зачастую не рационально (неумеренно, однообразно, нарушен режим питания) Дошкольный и младший школьный возраст сопровождается интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций многих органов и систем, что требует достаточного поступления качественных пищевых веществ. Модель пищевого поведения также формируется в младшем школьном возрасте. В их формировании важнейшую роль играет семья, где родители порой не уделяют достаточного внимания правильному и здоровому питанию ребенка. Яркая реклама продуктов, не имеющих никакой пользы, привлекает ребенка, что приводит к проблемам не только со здоровьем физическим, но и еще более опасным - психическим проблемам. В результате у детей развиваются не приносящие здоровья привычки в питании.

Правильное питание – одна из важнейших составляющих здоровый образ жизни, условие для нормального роста и развития ребенка.

Особое значение правильное питание приобретает в младшем школьном возрасте, когда организм активно растет и развивается. Недостаточное, нерациональное питание в этот период может обуславливать серьезные функциональные нарушения и стать причиной развития целого ряда заболеваний.

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В этом возрасте продолжается дальнейшее формирование организма (опорно – двигательного аппарата, сердечно – сосудистой, легочной и имунной систем и т. д.)

Ребенок быстро растет, возрастает интенсивность обменных процессов. Активно развивается мозг – формируются новые психологические функции, обеспечивающие возможность осуществления учебной деятельности – ведущей в этом возрасте. Особое значение приобретает вопрос организации правильного питания. Оно является одним из важнейших условий сохранения здоровья школьника, обеспечивает его организм необходимой для роста и развития энергии и пластическим материалом.

Для того, чтобы обеспечить организм всеми необходимыми для роста и развития веществами, в ежедневное меню ребенка должны быть разные продукты и блюда – мясные, молочные, продукты из круп и злаков, фрукты и овощи.

Основной формой для организации воспитательной работы по формированию полезных привычек в младшем школьном возрасте является игра, в которой ребенок осваивает навыки поведения, связанные с питанием. Важную роль в формировании основ культуры питания играют родители, служащие для него основным примером для подражания.

Наблюдая за поведением детей, а также по результатам бесед с родителями, я сделала вывод о том, что проблеме формирования культуры питания в практике семейного воспитания уделяется явно недостаточное внимание,  в связи с чем у детей (у некоторых - даже в старшем возрасте) часто отсутствуют базовые навыки культуры питания, и особенно - их этикетные основы. Многие дети не умеют правильно и красиво сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами. Недостаточно сформированы навыки сервировки стола, соблюдения правил этикета в процессе приёма пищи. Вероятно, такому положению дел есть свои логические объяснения. Сегодня культура питания, непосредственно связанная с упрощением бытового уклада в семье, диктует свои нормы этикетного поведения. Возможно, навсегда ушли в прошлое традиции длительных совместных трапез с использованием скатертей и столовых приборов с ножом и вилкой. И всё же этикетные основы культуры питания остаются актуальными всегда. Имеющаяся система образовательной деятельности не формирует у детей понимания о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, о правила столового этикета.

В апреле 2012 года Министерство образования и науки Российской Федерации направило в образовательные учреждения письмо №06 – 731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников, в котором говорится о том, что формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учётом возрастного подхода.

Правильное питание – одна из важнейших составляющих здоровый образ жизни, условие для нормального роста и развития ребенка.

 

 


                                          Когда еда прибавляет года.

Цели: объяснить значение полноценного питания для формирования детского организма;

используя литературный материал, показать пагубное влияние алкоголя н а здоровье человека.

формирование у детей основ культуры питания, осознанного отношения к своему здоровью.

Задачи:

1. Обогащать и расширять знания детей о рациональном питании и его роли для здоровья человека.

2. Воспитывать культуру поведения.

3. Знакомить с правилами этикета, принятыми в современном обществе.

4. Воспитывать самостоятельность при соблюдении правила гигиены.


Ход занятия

Учитель. Здоровье каждого человека зависит от очень многих факторов, один из них – полноценное питание. Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), содержащиеся в хлебе, молоке, яйцах, различных мясных и рыбных блюдах – это строительный материал для всех функций организма. Больше всего питательных веществ вы съедаете в обед с первыми и вторыми блюдами.

Ученик.

Как легко приготовить обед!

Ничего в этом трудного нет.

Это проще простого:

Это раз – и готово!

(Если мама готовит обед.)

Но бывает, что некогда маме,

И обед себе варим мы сами,

И тогда

( Не пойму, в чем секрет!) –

Очень трудно готовить обед!

Учитель. Приготовить обед - дело непростое и довольно хлопотное. С чего начинать обед?

С какого блюда? Кто из вас, ребята, знает и сумеет объяснить? ( Высказывания учащихся).

Чтобы вы догадались сами и правильно ответили на вопрос, послушайте внимательно стихотворение Ю. Тувима в переводе С. Михалкова «Овощи».

Ученик. Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

капусту,

горох,

петрушку и свеклу.

Ох!..

Вот овощи спор завели на столе…

Картошка?

Капуста?

Горох?

Петрушка иль свекла?

Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

капусту,

горох,

петрушку и свеклу.

Ох!..

После чтения стихотворения следуют ответы детей.

Учитель. Ответы ваши правильны. Обед действительно нужно начинать с салатов или винегрета. Ученые установили, что картофель, капуста, лук, огурцы, помидоры, салат, редис, морковь, свекла и другие - содержат не только питательные вещества, но и витамины, а также минеральные соли, клетчатку, которые помогают вашему организму усваивать различные пищевые продукты. Поэтому перед обедом очень полезны салаты из овощей, особенно из ранних – зеленого лука, редиса, салата, заправленные растительным маслом. Ранние овощи способствуют выделению пищеварительных соков и повышению аппетита. Но помимо овощей есть такой продукт, который ученые называют «самой богатой едой», без которого ни один ребенок не сможет нормально развиваться и расти. Что это за продукт? (Молоко.)

Учитель .Правильно, это молоко. Необыкновенные свойства молока люди оценили очень давно. Около десяти тысячелетий назад они попробовали овечье и козье молоко и научились готовить из них отличные сыры. Позже приручили коров, из молока которых стали получать вкусный творог. В Монголии из молока кобылиц научились готовить ароматный и очень полезный напиток – кумыс. Чашей, наполненной молоком, встречали знатных и дорогих гостей. Молоко считалось особым лакомством. Уже со времен Гиппократа, жившего в Греции более двух тысяч лет назад, молоко стали назначать людям нервным, с больным желудком. Спасение в молоке ищут при лечении отравлений.

Почему же молоко так необходимо организму человека? Почему молоко – удивительная и «изумительная пища», как считал И. И. Павлов? В молоке есть все вещества, из которых состоит наша пища, - белки, жиры, углеводы, соли, витамины. Установлено, что в одном стакане молока белков столько, сколько в двух куриных яйцах. В сутки ребенок должен выпивать по два стакана молока.

Кроме молока человеку полезны и другие напитки здоровья, например, отвар шиповника, фруктовые соки и т. По утрам мы часто пьем свежезаваренный ароматный чай. Но не все Вероятно, знают, что чай не только вызывает ощущение бодрости, легкости. В нем есть витамин, который влияет на прочность наших кровеносных сосудов и их деятельность. Специалисты также считают чай, разбавленный молоком, очень полезным диетическим напитком. Его можно пить и здоровым, и больным, особенно на ночь. Этот напиток помогает быстрому засыпанию, способствует хорошему, крепкому сну.

Кроме полезных напитков существуют и вредные – пиво, вино, водка. В них содержится алкогольное вещество, которое вызывает нарушения деятельности нервной системы, головного мозга. От алкоголя страдают желудок, печень. Кроме того, он приводит к понижению содержания витаминов и минеральных солей в организме. А это также вызывает различные заболевания. При употреблении алкогольных напитков человек ведет себя необычно: движения его размашисты и неуверенны; он идет, широко расставляя ноги, спотыкаясь; у него нарушается речь. Очень опасна бесконтрольность его поступков. Последствия употребления спиртных напитков бывают самые печальные.

Алкогольные напитки вредны асем, но особую опасность представляют для детей. Употребление спиртного даже в очень небольшом количестве – это медленное отравление организма, а если это делают дети, то оно резко ускоряется и усиливается, и даже может наступить мгновенная смерть.

А теперь прочитайте этот текст и объясните его смысл, (текст записан на доске).

Ведь если б еда прибавляла года,

Всех дольше бы жили обжоры тогда.

Съел мало – и много покоя взамен.

Съел много – к болезням отправился в плен.

(Ответы детей.)

Учитель. Переедание, отсутствие меры в еде приводит к избыточному весу, ожирению. При этом в подкожной жировой клетчатке и большинстве органов отлагается избыточное количество жира, что мешает нормальной работе внутренних органов, снижает сопротивляемость детского организма различным болезням.

А теперь будьте внимательны! Вот загадки – давайте отгадки.

Повернулось к солнцу золотое донце. (Подсолнух.)


 

Бел, как снег, в чести у всех.

В рот попал, там и пропал. (Сахар.)


 

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (Блины.)


 

В воде родится,

А воды боится. (Соль.)


 

Щеки розовы, нос белый.

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редис.)


 

Желтый, круглый, ты откуда?

Прямо с солнечного юга.

Сам на солнышко похож.

Можешь съесть меня, но только

Раздели меня на дольки.

Как меня ты назовешь? (Апельсин.)


 

Летом – в огороде свежие, зеленые,

А зимою – в бочке вкусные, соленые.

Отгадайте, молодцы: как зовут нас? (Огурцы.)


 

Его я режу на куски

И вижу в нем пургу муки,

И слышу шум колосьев в нем,

Политых солнцем и дождем,

И аромат земли родной,

Что перепахана весной.

Лежит он на столе дыша,

Как будто пахаря душа. (Хлеб.)

Не шит, не кроен, а весь

В рубцах.

Без счету одежек, и все

Без застежек. (Капуста.)


 

Много халатов надето

На куклу желтого цвета.

Султан на голове черен.

Все тело из(Кукуруза.)


 

Любопытный красный нос

По макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке

Зеленые пятки. (Морковь.)


 

Он большой, как мяч футбольный.

Если спелый – все довольны.

Как приятен он на вкус!

Что это за шар? (Арбуз)


 

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покапай немножко-

Под кустом… (Картошка)


 

Что полезно – всем известно.

Я ответ найду легко.

На моей любимой чашке

Нарисованы ромашки,

Ну, а в чашке…(Молоко)

Итог занятия – работа с пословицами. ( Записаны на доске)

-Не в меру есть – болезнь и беда. ( Осетинская)

Сытно кормить – только вредить. (Арабская)

Умеренность – мать здоровья. (Русская)


 


         Литература:


Горелова Ж. Ю. Гигиеническая оценка проектов по совершенствованию организации питания учащихся //Гигиена и санитария. - 2009. - N 2. - С. 60-63.

Ж. Ю. Новые формы организации питания детей в образовательных учреждениях // Вестник образования России. – 2005. - N 12. - С. 45-53.

Макеева А. Как научить ребенка правильному питанию // Основы безопасности жизни. – 2000. - N 6. - С. 57-59.

Михалюк Н. С. Оценка фактического питания различных возрастных групп детского населения // Вопросы питания. – 2004. - Т. 73. - N 4. - С. 28-32.

Мосов А. В. Новые санитарные правила : гигиенические требования к питанию дошкольников и школьников // Администратор образования. - 2009. - N 3. - С. 3-10.

Российская Федерация, О реализации программы "Разговор о правильном питании" : приложение к письму Минобрнауки России от 02. 10. 2007, N 06-1581. 06-1581 // Официальные документы в образовании. - 2007. - N 32. - С. 83-87.

Тутельян В. А. Гигиена питания : современные проблемы // Здравоохранение Российской Федерации. - 2008. - N 1. - С. 8-9.

Шумилова С. Л. Надо воспитывать культуру питания // Директор школы. – 2002. - N 10. - С. 88-91.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень полезный материал!

7 January 2018

Очень интересно и познавательно! Спасибо!

6 May 2019