12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Комарова Татьяна Ивановна65
3

Ода русской берёзке



Цель: Формирование у детей бережного отношения к природе

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с лекарственными свойствами березы;

- расширить знания о поделочных свойствах березы

Развивающие:

- развивать мыслительные операции;

- формировать умение взаимодействовать с окружающими;

- учить использовать устную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения;

- развивать мелкую моторику;

- вырабатывать навык выразит. чтения поэтического произведения;

- развивать эстетические чувства;

- развивать эмоционально - нравственную отзывчивость

Воспитательные:

- воспитывать любовь к своей Родине; бережное отношение к окружающей природе; личную ответственность за состояние окружающей среды.

I. Приветствие ребят и гостей. ( звучит ролик « Березка» Людмила Зыкина)

II. Вступительная беседа.

Воспит.: Тема нашего занятия обозначена на доске. Давайте все вместе прочитаем её. (1 слайд)

Что такое ода?

Ода - прославление какого-либо лица (неодушевленного, т.е. березки) (2 слайд)

III. Основная часть.

1. Воспит.:Сегодня мы поговорим о русской березке. Послушаем притчу “Плач березы”. Сядьте удобно. (ролик «Березовая роща»)

Стоял летний, солнечный день. Дул легкий ветерок. Он качал высокие травы и волновал речную гладь. Он гнал по небу белые облака и шелестел в листве одинокой старой березы.

Зимой эту березу обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега, осенью дожди сбивали пожелтевшую листву, и только летом отдыхала она от немилости природы. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в мягкой листве. Одинокая береза перешептывалась с далекими соснами, елями.

По лесу с корзинкой шел мальчик. Он собирал грибы. Грибов было много. Мальчик часто наклонялся за ними и очень устал. Корзинка была уже полная. И вот лес расступился, и мальчик вышел на опушку. Он увидел одинокую березу, сел, прислонившись к ее стволу, и заснул в тени. Ему снился удивительный сон. Когда он проснулся, листва березы все так же пела свою песню, травы касались его лица. Чтобы запомнить это место и снова вернуться сюда, мальчик достал ножик, вырезал на стволе свое имя. Замерла береза от боли. Горькие слезы потекли по стволу. Затрепетала береза от ран и потянулась к небу, прося у него защиты. Но не было помощи от неба. Тогда рванулась береза ветвями к соснам и елям, но и они молчали, поникнув вершинами. Еще сильнее заплакала береза, еще сильнее заныли свежие раны. А через некоторое время пожелтела и осыпалась листва. Засохли ветви, почернел бывший когда-то белым ствол. Только имя мальчика огромными буквами зияло на нем.

2. Беседа. Воспитатель:

-Человек – часть природы. Как вы это понимаете?

-Одобряете или порицаете (осуждаете) вы проступок мальчика?

-Каково ваше отношение к герою притчи?

-Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево,- ведь оно живое.

-Как бы вы повели себя по отношению к березке? Поступили вы бы так же, как этот мальчик?

-Чем является это деревце для вас? Вы любите его?

-В нашей стране дерево это является красой земли русской.

3. Воспит.:

Образ Руси немыслим без русской березки, в ее честь сложено немало песен, стихов. Белоствольная, с развевающимися на ветру кудряшками, то немного задумчивая, то игривая, то кипучая. Кто не восхищался ее светло-изумрудной зеленью, изящностью ее стволов, весенней яркостью ее сережек. (слайд 3)

Ствол березки поэт Есенин назвал ножкой ("березке каждой ножку рад поцеловать"), листву ее называют косынкой (слайд 4). Словом, как великолепно это деревце, о котором сегодня мы с вами ведем речь.

4. Воспит.:

И.Левитан увековечил в своих пейзажах русскую березку, часто ведущую хоровод на лесной полянке (слайд 5)

Перед вами репродукция картины А.Саврасова "Грачи прилетели". На ней художник запечатлел березу вместе с первыми вестниками весны-грачами. Показал березу символом обновления жизни.

(слайд 6).

Писатель В.Гаршин, глядя на картину А.Саврасова «Грачи прилетели», сказал: «Я назвал эту картину «Чувство Родины»». И, действительно, когда смотришь на это полотно, то испытываешь до боли пронизывающее чувство слитности со своим Отечеством. И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие березки – все это такое знакомое и такое родное. И эта удивительная картина рождает любовь к Родине, к родной березке.

5. Воспит.: (слайд 7)

Перед картиной «Березовая роща» А. Куинджи испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в березовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зеленокудрые, тихие и молчаливые березы...

Ты так мила мне, до любой росинки, В твоих просторах дремлет тишина. Березовая русская Россия – Ромашковая добрая страна!

Какой человек не любит красавицу березку! Уставшему человеку она обещает желанный отдых, жаждущему прохлады - дарит тень.

(Видеоролик Зинкевич «Русские березы» (2.30 мин).

6. Воспит.:

Сейчас мы приглашаем вас на поэтическую полянку, где вы услышите стихи об этом чудесном дереве. (слайд 8).

Чтение стихов

1.На поляне, на пригорке, под окном, среди полей

Белокурая березка - символ родины моей.

2.Тебя, березка, все мы поздравляем,

Счастья и веселья от души желаем.

У красы-березки-платье серебристо,

У красы-березки-зелены косицы.

3.Красивы при любой погоде, а пуще в солнечные дни.

В своем зеленом хороводе они лебедушкам сродни.

4.Белы, стройны и горделивы.

Без них и мир не так чудесен,

И не слагается мотив,

Народ создал немало песен,

Березкам русским посвятив.

5.Русь никогда не отделить с березой, и как береза, Русь моя светла

Над нею часто полыхали грозы, береза русичей хранителем была.

6.Грустили, пели с ней, любили и в печали

Отцов с мужьями провожали на войну,

Под нею похоронки получали,

Здесь стоны горя рвали тишину.

7.Хочу березе низко поклониться и чтоб запомнили бы все и вся Земля,

Что как и Русь, Россия не склонится, пока в березах русские поля.

Видеоролик "Отчего так в России березы шумят" Н.Расторгуев (1.30 мин)

7. Воспит.:

А теперь внимание – «Полянка умельцев» - практическое занятие-"Моя березка"

Нужны:

Бумага, карандаши: простой и цветные — черный и зеленый; картинка с березой.

Учитель показывает, как нарисовать ствол березы.

1. Рисуем неровную линию.

2. Второй линией, которая идет от вершины, покажем толщину ствола.

3. Рисуем ветки — плавные, волнистые линии.

4. На концах крупных веток рисуем маленькие веточки.

5. Оставляем ствол белым, а черным и коричневым карандашом рисуем полосы и пятна на нем.

Такую березу мы видим зимой, — без листьев.

( Видеоролик "Вы шумите, березы". Ансамбль "Сябры") Оформляется выставка рисунков.

8. Воспит.:

Береза-сама Россия - ее верная примета: радость, счастье, почитание. Береза является символом праздника на Руси - Троицы. В этот день водили наши предки хороводы вокруг березки, играли в ручеек. Девушки надевали на голову березовые венки, а само деревце украшали разноцветными лентами и цветами (слайд 9)

IV Физпауза.

9. Воспит.:

На территории нашей страны растет 40 видов берез. (слайд 10)

10. Воспит.:

На Руси березу ценили не только за красоту, но и за её поделочные качества. Из березовой коры плели лапти, древесину использовали для освещения и обогрева домов, из нее делали украшения, ложки, посуду, кузовки, короба, корзины для сбора ягод, грибов, игрушки для детей - все это сделано из березы. (слайд 11)

11. Воспит.:

-А как вы думаете, используют ли это дерево сейчас и для чего?

(сувениры, посуда, ложки, матрешки).

- Молодцы! Да, в наше время древесина березы очень высоко ценится. Из нее делают много полезных вещей. (слайд 12) Значит, береза и сегодня нужна!

Воспит.:

Ребята, береза не только красивое дерево, но и очень полезное, её лекарственные свойства помогут выжить в природных условиях.

Целебные свойства березы – в почках, в душистых клейких листьях, в древесине, коре и, конечно, в живительном и вкусном соке. (слайд 13-15)

Листья:

(При кашле, отеках, авитаминозе, болезнях почек,

язве желудка, кожных заболеваниях);

Почки:

Собирают почки ранней весной в мае-апреле, в период набухания, когда они особенно смолисты и ароматны, но обязательно до распускания. Срезают ветки, связывают в пучки и сушат в тени.

(При сердечной недостаточности, ангине, заболевании печени, как обезболивающее и ранозаживляющее средство);

Деготь:

Деготь изготавливают из березовой коры

(Берёзовый деготь обладает сильным противомикробным, противопаразитарным действием. Его широко используют для лечения чесотки, сыпей, грибковых поражений кожи. );

Березовый уголь:

При прокаливании древесины получают берёзовый уголь.

(Активированный уголь, используют для отчистки воды и воздуха, а лекарственный уголь применяют при заболеваниях желудка, различных

отравлениях, при ожогах);

Сок:

Этот замечательный оздоровительный поливитаминный напиток

(Стимулирует обмен веществ в организме, оказывает благотворное действие при заболеваниях, вызванных нарушением обменных процессов в организме)

Да, ребята, Береза - дивный лекарь! Вот какое замечательное дерево растет в русских лесах!

V. Заключительная часть.

13.Воспит.:

Россия, сторонка веселая,

Дорогой бежит проселочной,

В светлых дождях купается!

Тонкой березкой качается.

-Что нового вы узнали о березе?

-Почему ее воспевают поэты и художники?

-Любите ли вы это дерево? Почему?

-А сейчас мы хотим угостить вас ребята и наших гостей вкусным и полезным березовым соком.

(Звучит отрывок из песни "Береза» Слуцкого (2 мин).

/data/files/q1473880924.ppt ("Ода русской берёзке.")

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.