Методическая разработка занятия «КОМПАС-3D как инструмент изучения основ инженерной графики»

2
0
Материал опубликован 1 October 2023

КОМПАС-3D как инструмент изучения основ инженерной графики.

 

Современная концепция профессионального образования требует качественной подготовки специалистов, соответствовавших новым требованиям, предъявляемым к современной профессиональной деятельности.

В МАОУ «СОШ № 19 «Выбор» г. Находки Приморского края с 2012 года благодаря ПАО «Нефтяная Компания «Роснефть» осуществляется профильное обучение школьников на основе программы непрерывного образования – «Школа-вуз-предприятие», которая направлена на обеспечение притока в компанию высокообразованных выпускников лучших российских вузов, подготовленных к решению текущих, перспективных и инновационных бизнес-задач.

Куратором Роснефть-класса в настоящее время выступает Судостроительный комплекс «Звезда», который является дочерним предприятием «Роснефти.

Уже в 10-м 11-м классе школьники профильных специализированных Роснефть-классов знакомятся с судостроительными профессиями и могут сделать выбор в пользу инженерно-технического образования.

Программа обучения включает в себя углубленное изучение профильных предметов (физика, математика, информатика), организовано дополнительное образование: преподаватели вузов ведут занятия по профильным предметам, спецкурсы, лабораторные практикумы. Ребята занимаются проектной и исследовательской деятельностью, принимают участие в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях. Знакомятся с разными специальностями в реальных условиях на производстве ССК «Звезда».

В рамках семинаров школьники знакомятся с профессиями, востребованными на предприятиях нефтяной и газовой промышленности, вузами, в которых они могут получить профильное образование. Для учащихся 11-х классов акцент сделан на планировании карьеры и личностного роста.

Учащихся «Роснефть-классов» ориентируют на поступление в вузы по профильному направлению подготовки с последующим трудоустройством на предприятия Компании.

Для повышения профессиональной компетенции будущих специалистов необходимо реализовать главные идеи реформирования образования, одним из направлений которого, является внедрение в образовательный процесс компьютерных технологий. По запросу ССК «Звезда» в нашей школе введен элективный курс «Инженерная графика», который предполагает изучение системы автоматизированного проектирования КОМПАС-3D.

КОМПАС – это КОМПлекс Автоматизированных Систем, разработанный специалистами российской фирмы АО «АСКОН» (С.-Петербург, Москва и Коломна), основанной в 1989 году.

Система автоматизированного проектирования, призвана сегодня сыграть большую роль в совершенствовании методов проектирования в разных отраслях промышленности. Основная задача, решаемая системой — моделирование изделий с целью существенного сокращения периода проектирования и скорейшего их запуска в производство. Полное освоение возможностей современных САПР требует фундаментальной инженерной подготовки будущего специалиста.

САПР «КОМПАС-3D» позволяет активизировать работу ребят, расширяется кругозор, при этом повышается образовательный уровень, совершенствуются навыки самостоятельной работы.

Программные продукты КОМПАС применяются в вузах на основных технических кафедрах: инженерной и компьютерной графики, машиноведения и деталей машин, технической и прикладной механики, проектирования, технологии и механизации производств, станков и инструментов, информатики и информационных систем, вычислительной техники и инженерной кибернетики, САПР.

При выполнении практической работы учащиеся используют методические указания к практическим занятиям, где дано полное описание порядка выполнения работы, команды, необходимые иллюстрации, что облегчает усвоение материала, создает наглядность. Для самоконтроля и закрепления знаний и умений в практической работе есть задания для самостоятельной работы.


 

Методическая разработка занятия элективного курса «Инженерная графика»

Тема: «КОМПАС-3D как инструмент изучения основ инженерной графики»

Цель: Изучение системы автоматизированного проектирования КОМПАС- 3D с дальнейшим применением полученных знаний, умений и навыков на практике.

Классы: 10А и 11А (сборная группа)


 

Тип занятия: урок-практикум

Вид занятия:  индивидуальная практическая работа

Задачи:

развивать у учащихся следующие компетенции

учебно-познавательные компетенции:

Формирование целостности представления пространственного моделирования и проектирования объектов, умения выполнять геометрические построения и чертежи. Сформировать и закрепить навыки работы в окне трехмерного моделирования, знать принципы работы с операциями трехмерного моделирования, закрепить навыки работы с панелью инструментов и редактирования.

профессиональные компетенции:

Воспитание профессионально значимых качеств. Воспитание способности к применению полученных знаний в профессиональной деятельности, ответственности за выполненную работу, сообразительность и внимательность при выполнении практической работы.

коммуникационные компетенции

Развивать познавательный интерес, логическое и творческое мышление учащегося, речь, память, уметь анализировать, обобщать, делать выводы. Формировать умения и навыки самостоятельного умственного труда

Планируемый результат:

Приобретение навыков работы в системе КОМПАС -3D.

Межпредметные связи:

Геометрия, Информатика, Черчение.

Основные учебные элементы для усвоения:

Окно двухмерного и трехмерного моделирования;

Операции моделирования;

Требования к чертежу;

Порядок создания деталей

Обеспечения занятия:

Программа САПР Компас - 3D, методические указания к практической работе, индивидуальные задания для самостоятельной работы.

План проведения занятия
Мотивационно–ориентировочный этап (5 минут)

Сообщение темы, цели урока. Мотивация.

Перечисление основных этапов учебной деятельности.

Создание позитивного настроя на учебную деятельность.

Основной этап (35 минут)

Выполнение практической работы

 

Перед выполнением практической работы дается вводный инструктаж - порядок работы на данное практическое занятие. Роль учителя во время фронтальной практической работы – наблюдение за работой учащихся, а также оказание им оперативной помощи.

 

Рефлексивно–оценочный этап: (5 минут)

Проверка выполнения практической работы

Рефлексия

Подведение итогов учителем.

IV. Домашнее задание

 

Методы контроля: фронтальный, индивидуальный.

Тип контроля: текущий, самоконтроль.

Самостоятельная работа:

10 класс: Построение чертежа плоской детали по имеющейся половине изображения, разделенной осью симметрии.

11 класс: Построение трехмерных моделей детали согласно самостоятельной работе.

При выполнении практической работы учащиеся используют методические указания к практическим занятиям, где дано полное описание порядка выполнения работы, команды, необходимые иллюстрации, что облегчает усвоение материала, создает наглядность. Для самоконтроля и закрепления знаний и умений в практической работе есть задания для самостоятельной работы.

При проверке практической работы учитель при помощи консультантов (более успешных в данной области учащихся) дифференцированно подходит к оценке результатов, предъявляя при этом требования, прописанные в критериях оценок:

 соответствие полученной модели исходному чертежу;

 полнота использования функциональных возможностей КОМПАС-3D;

 оптимальность использования функциональных возможностей КОМПАС-3D;

нестандартность подхода к решению задачи;


 

Задание на дом: Оформить отчет о проделанной работе


 


 


 


 


 

Приложение 1

Практическая работа для учащихся 11 кл.

Тема: «Трехмерное моделирование в системе КОМПАС-3D»

Задание 1: Создание модели по образцу.

 

t1696159584aa.png

 

Рис. 1

 

1. Создание модели начнем с формирования эскиза основания. В дереве модели выберем фронтальную плоскость XY, в которой создаем эскиз высотой – 15 мм, шириной – 100мм.

Выдавливаем основание на 50 мм, направление выдавливания средняя плоскость.

t1696159584ab.png

2. В плоскости XY выполним эскиз верхней части модели.

 

 

 

 

t1696159584ac.pngt1696159584ad.png

 

Рис.2

 

Величина выдавливания – 30 мм.

 

3. В качестве крыши выдавливаем прямоугольник на всю ширину, величина выдавливания – 3 мм.

t1696159584ae.pngt1696159584af.png

 

Рис.3

 

 

4. Для создания топливного танка выбираем грань и строим эскиз

Величина выдавливания – 55 мм.

 

5. Для создания колес выбираем боковую грань и строим эскиз колес.

t1696159584ag.png

 

Колеса выдавливаем на 4 мм.

 

Для создания колес с другой стороны паровоза, выбираем команду Зеркальный массив, в качестве операции – в дереве модели указываем операцию выдавливание колес, плоскость – XY.

6. Для создания выемки на колесах дополнительно чертим эскизы внутренних окружностей и вырезаем на величину – 2 мм.

На другой части колес для получения выемок воспользуемся зеркальным массивом.

7. Для создания осей колес выбираем грань одного из колес и чертим эскизы осей – три окружности диаметром 3 мм. Выбираем выдавливание в двух направлениях, на 3 мм и 57 мм.

8. Чтобы создать трубу – выбираем на панели вспомогательная геометрия

- смещенная плоскость, в качестве базовой плоскости выбираем ZX.

В созданной плоскости чертим окружность, которую выдавливаем с уклоном.


 

Приложение 2

Практическая работа для учащихся 10 кл.

Тема: «Построение чертежа плоской детали по половине изображения»


 


 

t1696159584ah.jpgt1696159584ai.gifЗt1696159584aj.gif адания для самостоятельной работы:

 

 

 

 

t1696159584ak.gif
 


 


 

t1696159584al.gif
 

t1696159584am.gift1696159584an.gift1696159584an.gift1696159584ao.gif
 

t1696159584ap.gift1696159584aq.gif
 


 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации