Методические рекомендации «Комплексы дыхательных упражнений»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотая рыбка»
городского поселения «Рабочий поселок Ванино»
Ванинского муниципального района Хабаровского края
КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ВОЗРАСТАМ
Составитель:
учитель-логопед
Е.О. Ефремова
2020 год
Упражнения для малышей от 2-х лет
Веселый пузырик. Надувание щек – излюбленная забава малышей, которая сама по себе является отличной практикой. В удобном для себя положении малыш через нос набирает в легкие воздух, при этом надувает щеки. После чего слегка приоткрыв рот, выпускает воздух.
Задорный хомячок. Принцип выполнения схож с предыдущим упражнением, с той разницей, что хомячок надув щечки, делает пару шагов вперед, а после весело хлопает себя по щекам, звонко и весело выпуская воздух.
Озорной насосик. В данном случае ребенок должен ровно встать и расставить ноги на ширину плеч, а руки разместить на талии. Из этого положения аккуратно присесть, набирая воздух в легкие, зафиксировать положение и выпрямиться, выдыхая воздух в верхней точке.
Курочки-рябушки. Вытягиваем руки вверх над головой и делаем глубокий вдох. Из этой позиции наклоняемся слегка вперед, руки расслаблены, а голова спокойно опущена на грудь. Фиксируем положение, выдыхая небольшими порциями, похлопываем ладонями по коленям, приговаривая «тах-тах-тах» или «ко-ко-ко», звуки должны быть резкими и четкими. Когда воздух закончится, выпрямляем туловище и поднимаем руки над головой, делая глубокий вдох. При желании курочек можно заменить паровозиками, а фразу «тах-тах» поменять на «чух-чух».
Говорилка
Взрослый задает вопрос, ребенок- отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
Самолет. Взрослый рассказывает стихотворение, а малыш выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Пчелка. Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторять упражнения следует по 4-5 раз,
контролируя самочувствие малыша.
Упражнения для детей 4-5 лет
В более старшем возрасте при выполнении упражнений важно не только контролировать происходящее, но и давать ребенку возможность осознанно выполнять задания. Так он будет приучаться чувствовать собственное тело и контролировать его.
Могучий ветер. Прекрасная практика, укрепляющая тело и позволяющая наблюдать за движением тела во время вдохов и выдохов. Ребенок в удобной для него позиции спокойно вдыхает большое количество воздуха носом, при этом его грудная клетка и мышцы живота округляются. Задержав дыхание на пару секунд, малыш начинает рывками выдыхать воздух через сжатые губы. Движения должны быть размеренными сильными, а выход воздуха будет сопровождаться подтягиванием живота и ребер.
Веселые трубочки. Здесь вам потребуется стакан, наполовину заполненный водой, коктейльная трубочка. Необходимо расслабиться и удобно сесть перед стаканом, опустив трубочку в воду вдохнуть глубоко носом, а затем без резких движений размеренно выдохнуть воздух через рот. Если вы уверены в том, что ребенок не станет пить воду из стакана, то можно в нее добавить немного жидкого мыла, тогда выдыхая воздух в воду, ребенок сможет также наблюдать за появлением пены и пузырей.
Легкое перышко. Простая и очень увлекательная игра, которая придется по вкусу непоседам. Все что вам необходимо, это достаточно свободного места и одно настоящее перышко. Оно должно быть легким и пушистым. Подкидываем перышко в воздух, дуя на него снизу, не даем коснуться земли. Игра учит контролировать силу вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, а также его направление и скорость.
Подыши одной ноздрёй. Исходное положение: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».
Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй сделать вдох – выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрёй отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.
Радуга, обними меня. Исходное полежние: стоя или в движении.
Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
Задержать дыхание на 3-4 с.
Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо.
Маятник. Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны, вправо и влево. При наклоне в стороны – вдох с произношением звука «ту-у-у-у-х-х».
Гуси летят. Медленная ходьба по залу. На вдох – руки поднимать в стороны. На выдох – опускать вниз с произнесением длительного звука «гу-у-у».
Упражнения для детей 6-7 лет
(по методике А.Н. Стрельниковой)
Качели. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
Дерево на ветру. Сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево
Дровосек. Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
Сердитый ежик. Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз
Надуй шарик. Ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок
Листопад. Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
Пушок. Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.
Жук. Ребенок стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».
Петушок. Стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».
Ворона. Ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально долго.
Вырасти большой. Стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
Часики. Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.
Регулировщик. Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
Ножницы. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.
Снегопад. Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
Трубач. Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз
Поединок. Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол
Кто дальше загонит шарик. Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
Бегемотик. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит.
Вдох и выдох производится через нос
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Литература:
Горбатенко О.Ф., Кардаильская Т.А., Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. Волгоград: Учитель, 2008.
Подольянская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. Волгоград: Учитель, 2009.
Яковлева Л., Юдиной Р. Дошкольное воспитание. 1997. № 2. С. 14-20.