Применение технологий «Компьютерное тестирование как один из эффективных методов контроля знаний и умений на уроках профильного труда»
Компьютерное тестирование
как один из эффективных методов контроля знаний и умений
на уроках профильного труда
Проблема оценки качества знаний обучающихся коррекционных школ находит достаточно подробное освещение в литературе. Этому вопросу уделяли внимание Самылкина Н.Н., Звонников В.И. , Зимняя И.А. Среди современных способов педагогических измерений на сегодняшний день самым популярным считается тестирование. Методам тестирования посвящены работы. Челышковой М.Б, Гутгарц Р.Д. . Андреева А.Б.
ТЕСТ — это стандартизированное испытание, которое оценивает результат учебной деятельности обучающегося, опираясь на эталонный ответ.
Эталон необходим для точного определения степени усвоения обучающимися содержания обучения, которое характеризуется коэффициентом усвоения, вычисляемым по формуле:
К = Е/р, где:
Е – число операций теста, выполненных испытуемым правильно,
р – общее число операций в тесте.
По определению уровня усвоения тесты делятся на четыре уровня. Однако, из-за специфики работы я применяю на уроках в основном тесты первого и второго уровня. Остановимся на них подробнее.
Тест первого уровня должен проверять умение выполнять репродуктивную деятельность: задания по опознанию, различению и классификации удовлетворяют этому требованию.
Тест на опознание прямо ставит вопрос на узнавание:
1. «Выращивают ли фасоль обыкновенную в Приморском крае?» ЭТАЛОН – «Да».
2. «Можно ли производить уборку столовой моркови, вытягивая её за листья, без подкапывания?» ЭТАЛОН – «Нет».
Тест на различие несколько вуалирует деятельность по узнаванию, не меняя её существа:
1. «Что используют для перекапывания почвы?»
а) лопату; б) мотыгу; в) грабли.
ЭТАЛОН – а) да; б) нет; в) нет. Число операций – р=3.
Тест на классификацию это дальнейшее развитие многократного опознавания и различения:
1. Укажите к какой биологической группе относят
а) масличные | |
2 Рожь | б) корнеплоды |
3.морковь | в) зерновые яровые и озимые |
4.Подсолнечник | г) зернобобовые |
ЭТАЛОН: 1- г), 2- в), 3- б), 4- а). Число операций – р=4.
Общее число операций в этих четырех тестах первого уровня равно 9.
Тестами второго уровня проверяются умения выполнять репродуктивную деятельность без опоры, решать типовые задачи по памяти: тесты-подстановки, тесты-копии, тесты-типовые задачи.
Тесты-подстановки требуют от испытуемого заполнить пропуски в известных высказываниях, представленных в разных формах:
«К факторам жизни растений относят свет, а)________, тепло, б)_______, питание».
ЭАЛОН: а) вода, б) воздух. р=2
Тесты-копии (конструктивные) требуют воспроизведения целостных высказываний:
«Перечислите задачи сельского хозяйства». ЭТАЛОН: Обеспечить население продуктами питания (1), животных – кормами (2), промышленность – сырьем (3), создать резерв страны (4). р=4
К типовым задачам относят такие задания на деятельность, в которых сформулированы все условия выполнения деятельности и задан ее конечный искомый результат.
«Рассчитать норму высева семян, если масса тысячи семян равна 150 гр, на гектар необходимо высеять 7млн. шт. семян, а посевная годность равна 98%.
ЭТАЛОН: 1) воспроизводится по памяти формула НВ=(МЗ*ВЗ*100)/Х
2) подставляются в формулу числовые значения
НВ=(7000000*150*100)/98
3) проводят вычисление (7000000*150*100)/98=71,5 кг/га
Число операций р=2
Результат контроля качества усвоения с помощью показанных выше тестов успешности усвоения знаний обучающимися однозначно характеризуется коэффициентом усвоения Ку . я использую следующую шкалу для оценивания результатов тестирования:
Компьютерное тестирование может осуществляться с помощью различных программных средств. В своей практике я применяю тесты созданные при помощи
системы проограмм MyTest,
интерактивных модулей LearningApps.org,
онлайн-конструктора учебных тренажёров etreniki.ru,
онлайн-тестов на сайте videouroki.net (https://videouroki.net/tests/for-class) и др.
MyTest э то система программ - программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов - для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.
Программа MyTest работает с семью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении. Например,
https://урок.рф/library/test_po_teme_mehanizatciya_doeniya_korov_2_varian_020145.html
https://урок.рф/library/test_po_teme_zoogigienicheskie_trebovaniya_k_uslovi_020138.html
https://урок.рф/library/test_po_teme_ruchnie_orudiya_i_inventar_dlya_obrabo_000011.html
LearningApps.org создан для поддержки обучения и преподавания с помощью небольших общедоступных интерактивных модулей. Данные упражнения создаются онлайн и в дальнейшем могут быть использованы в образовательном процессе. Для создания таких упражнений на сайте предлагается несколько шаблонов (упражнения на классификацию, тесты с множественным выбором и т. д.). Данные упражнения не являются законченными учебными единицами и должны быть интегрированы в сценарий обучения. Например,
https://learningapps.org/watch?v=pato9fj8521
https://learningapps.org/watch?v=p1enxqjmk21
https://learningapps.org/watch?v=pkgg4s0vt21
https://learningapps.org/view20350963
https://learningapps.org/watch?v=p22ovxrut21
еТреники - это онлайн-конструктор учебных тренажёров. Каждый тренажёр получает на сайте уникальный код и доступен всем желающим. Остается только поделиться ссылкой. Например,
https://etreniki.ru/8R96SVZS89
https://etreniki.ru/16Q6W46Y7D
https://etreniki.ru/UL5NVL2GW2
https://etreniki.ru/997J1DS5WN
https://etreniki.ru/LU61JF4JNQ и др.
Все вышеперечисленны виды тестов можно использовать как на входном контроле, так и на текущем и итоговом контроле.
Каждый метод и форма проверки имеет свои достоинства и недостатки, и только их сочетание позволяет повысить качество проверки, проконтролировать знания обучающихся достаточно полно и разнообразно. В то же время разнообразие методов делает проверку более интересной, активизирует их познавательную деятельность обучающихся, вносит игровые и соревновательные элементы в урок.
Что касается деятельности преподавателя, то компьютерное тестирование облегчает процесс проверки знаний на уроке, позволяет разнообразить виды контроля знаний и умений. Внедрение компьютерного тестирования на уроках показал, что повышается заинтересованность обучающихся в познании материала, позволяет применить и расширить дифференцированный подход к каждому ребенку, учитывая скорость мышления. Индивидуальная работа за ПК организует, дисциплинирует деятельность обучающихся.
Литература:
- Анастази А. Психологическое тестирование. - М., 1982.
- Самылкина Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения. - М.,2007
- Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения. - М., 2007
- Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов.- М., 2001
- Гутгарц Р.Д. Особенности дистанционного тестирования в Интернете. - Иркутск, 2001
- Шмелев Г.А., Бельцер А.И. Адаптивное тестирование знаний в системе « Телетестинг». - М., 2001
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2005
- Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии. - М., 2000
- Андреев А.Б. Компьютерное тестирование: системный подход к оценке качества знаний студентов. - М., 2001
- Родионов Б.У., Татур А.О. Стандарты и тесты в образовании. - М.,1995
Елена Владимировна
Трефилова Раиса Поликарповна