12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анненкова Анастасия Викторовна21

Биология 5 класс

Тема урока: Бактерии: разнообразие, строение, жизнедеятельность.

Цель урока: выяснить, как устроены бактерии, как у них протекают процессы жизнедеятельности.

Задачи урока:

формирование учащимися понятия «Бактерии», выявление ими разнообразия бактерий, особенностей строения и жизнедеятельности.

развитие теоретического и творческого мышления учащихся и навыков самостоятельной работы.

воспитание толерантности на основе организация коллективной деятельности.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- знают особенности жизнедеятельности бактерий;

- умеют объяснять строение бактериальной клетки

Метапредметные:

регулятивные:

- осуществлять самопроверку учебного задания;

- развивать навыки самооценки и самоанализа;

- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

- самостоятельно определять цель учебной деятельности;

- выполнять задания в соответствии с целью;

коммуникативные:

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- осуществлять совместную деятельность в группах;

- строить монологическую речь;

- аргументированно отвечать на вопросы учителя;

- выражать свои мысли.

познавательные:

- осуществлять поиск информации;

- создавать модели;

- объяснять значения новых слов;

- анализировать и обобщать факты, делать выводы.

Личностные: проявлять познавательный интерес к изучению бактерий; понимать свою успешность при изучении темы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование: Мультимедийное оборудование; раздаточный материал «Органоиды клетки», «Этапы деления клетки», «Термометр настроения»; презетация, учебник. ​​​​​​​


Прил.5
MP4 / 1.35 Мб

Пояснительная записка
DOC / 29.5 Кб

Прил.1
DOCX / 1.27 Мб

Прил.3
PPT / 618 Кб

Прил.2
PPT / 4.33 Мб

Структура урока


Перед началом урока учащиеся рассаживаются группами.


Этап 1. Организация урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие. Проверка отсутствующих и готовности к уроку.

Самоконтроль готовности к уроку


Этап 2. Мотивация учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель предлагает оценить настроение, с которым дети пришли сегодня на урок.

t1637361279aa.pngОсуществляют рефлексивные действия.

Показывают свое настроение на «Термометре настроения».



Этап 3. Постановка учебной задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель предлагает учащимся вспомнить, что они изучили в предыдущей главе.


Далее учитель просит составить модель, которая будет отражать строение клетки

Приложение 1.





Учитель поочередно предоставляет слово представителям групп.




По окончании выступлений групп учитель ставит проблемный вопрос:

Может ли клетка существовать как самостоятельный организм?


Учитель обобщает высказывания и предлагает подробнее рассмотреть бактерии, как представителей одноклеточных организмов.

Предполагаемый ответ: Мы изучили клетку



Учащиеся работают в группе с раздаточным материалом и составляют модель клетки.

(модель составляется на твердой подложке для того, что можно было по окончании работы убрать ее в сторону не повредив целостность)


Объясняют строение и выполняемую функцию одного из органоидов клетки (на выбор)



Учащиеся высказывают предположения: одноклеточные животные, одноклеточные водоросли, бактерии


По просьбе учителя дети отодвигают в сторону модель клетки, не нарушая ее целостность.



Этап 4. Планирование решения учебной задачи


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель задает вопрос учащимся: Что вам уже известно о бактериях?

Учитель: Как вы считаете, достаточно ли у вас знаний об этой группе живых организмов?

Учитель: Что нам еще не известно о бактериях? Что нам еще нужно узнать?


В ходе обсуждения вопроса на доске последовательно появляются вопросы, которые необходимо рассмотреть в течение урока.

Учащиеся сообщают имеющиеся у них сведения.

Учащиеся высказывают свои предположения.


Учащиеся высказывают свои предположения.


Итоговый кластер имеет следующий вид.


Разнообразие

Строение



t1637361279ab.png

Бактерии




t1637361279ac.gif

Жизнедеятельность






Этап 5. Решение учебной задачи.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Учитель: Рассмотрим строение бактериальной клетки.

Откройте учебник на странице 40 и ознакомьтесь со строением бактериальной клетки.

Изучают текст учебника на стр. 40


Учитель: Вернемся к модели растительной клетки, которую мы составили в начале урока.

Задание: Уберите из модели растительной клетки те органоиды, которые отсутствуют у бактерий.


Учитель поочередно предоставляет слово представителям групп.




В ходе групповой работы дети преобразуют растительную клетку в бактериальную.



Обосновывают свои действия


2. Учитель благодарит учащихся за работу и предлагает перейти к рассмотрению разнообразия бактерий.

Слово «Бактерия» происходит от древнегреческого βακτηρία (βάκτρον) «палка, посох». Поэтому уже в названии этих организмов отражается одна из форм их клетки.

Далее учитель знакомит детей с разнообразными формами бактериальной клетки. Презентация

Приложение 2.









В ходе просмотренной совместно с учителем презентации учащиеся знакомятся с разнообразием форм бактерий.

С целью закрепления полученных знаний учитель просит выполнить интерактивный тест

Приложение 3.

Каждая группа приступает к выполнению интерактивного теста на компьютере. Самопроверка.

3. Учитель оценивает качество выполнения теста группами и предлагает перейти к изучению жизнедеятельности бактерий:

Один из важнейших процессов жизнедеятельности любого организма – Размножение. Давайте вспомним, как делится растительная клетка.

Задание : Расположите последовательно этапы деления растительной клетки и охарактеризуйте события, происходящие на каждом этапе.

Приложение 4.








Выстраивают схему этапов деления растительной клетки.

Взаимопроверка с комментариями.

(если позволяют технические возможности кабинета биологии можно использовать документ-камеру. Группы сдают учителю выполненную схему, учитель проецирует результаты работы на экран, дети осуществляют взаимопроверку)

А как происходит деление бактериальной клетки?

Учитель предлагает посмотреть видеоролик «Деление бактериальной клетки»

Приложение 5.

Затем задает вопрос: В чем отличие деления растительной и бактериальной клетки?





Просматривают предложенный видеоролик.



Учащиеся называют отличия в делении растительной и бактериальной клетки.






Учитель: Рассмотрим процесс питания бактерий.












Далее учитель кратко характеризует дыхание, рост, обмен веществ.

По ходу объяснения учителя, вычерчивают в тетрадях схему

t1637361279ad.gif



Этап 6. Рефлексия и самооценка.

В совместной беседе учитель и учащиеся выясняют, какие задачи перед собой ставили, что должны были изучить, все ли из того что запланировали, выполнили.

Для того, чтобы дети оценили уровень усвоения содержания урока, учитель организует игру «Верите ли вы, что……..»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель задает вопросы

«Верите ли вы, что…….»

1. Бактерии размножаются делением одной клетки на две дочерние?

2. Вибрионы, это бактерии, изогнутые в виде запятой, имеют жгутик и очень подвижны?

3. Бактерии имеют ядерное вещество, окруженное оболочкой, отделяющей его от цитоплазмы?

4. По способу питания все бактерии сапрофиты?

5. Бактерия окружена плотной оболочкой, благодаря которой сохраняет постоянную форму.

Отвечают на вопрос «Да» или «Нет »


По просьбе учителя дети обращаются вновь к термометру настроения и отмечают свое настроение в конце урока.


Этап 7. Итоги урока. Домашнее задание

Оценивание по итогам работы. Аннотация домашнего задания (Прочитать §9. Подготовить сообщение «Польза и вред бактерий» (по желанию)



Самоанализ
DOC / 35.5 Кб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.