План проведения занятия «Видоизменённые побеги»
Этап | Действия учителя | Действия ученика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Орг. Момент (2 минуты) | Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем наших гостей, повернитесь и улыбнитесь им. Садитесь. (На доске в столбик записаны слова: хочу, могу, умею, делаю) учитель, показывая на каждое из этих слов, даёт расшифровку. ХОЧУ: пожелать вам, ребята, увеличить объём своих знаний; хочу пожелать вам «Ни пуха, ни пера!». МОГУ: сообщить, что на уроке можно ошибаться, сомневаться, консультироваться. УМЕЮ: применять с вами различные способы для поиска ответа ДАЮ: вам установку «Понять и быть тем первым, который увидит ход решения» а вместе с вами сегодня мы движемся только вперед. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний (5 минут) | Какие вопросы мы разбирали на протяжении последних уроков?. Давайте вспомним основные понятия, которые помогут нам сегодня на уроке. Возьмите желтые карточки, вы будете выполнять задание в парах: Задание. «Строение побега» Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
Что такое побег?_________________________________________ Сделайте подписи к рисунку. Подумайте над вопросами: Какой участок побега называется узлом? Междоузлием? Что такое пазуха листа? Давайте проверим, что у вас получилось (выйти к доске расставить подписи на интерактивной доске) Оцените себя, как вы выполнили данное задание: 0 ошибок - оценка 5 1-2 ошибки - оценка 4 3-4 ошибки - оценка 3 Покажите мне как вы выполнили данное задание, если все верно поднимите красный флажок, если есть ошибки - синий. Молодцы, мы с вами вспомнили, что такое побег. Но побеги у растений бывают очень разнообразные. Давайте обратимся к черному ящику | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка темы урока | Чёрный ящик. Что же у меня в чёрном ящике? Давайте отгадаем загадки. - Я вырос на грядке, характер мой гадкий: Куда ни приду, всех до слез доведу (лук). - Неказиста, шишковата, а придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (картофель).
- В земле веревочка, А в ней - кладовочка. (Корневище) Демонстрация клубня картофеля, луковицы лука репчатого, корневища сансевьеры Как вы думаете, по какому признаку мы можем объединить эти объекты? В этом нам с вами поможет кроссворд.
зачаточный побег растение, у которого есть клубни осевая часть растения слово из черного ящика именно там паслись коровы из песенки Итак, мы разгадали кроссворд и увидели слово, которое является общим для объектов из черного ящика. Но похожи ли они на обычные побеги? Как мы тогда их можем назвать? (при затруднении напомнить как мы называли необычные листья - колючки, иголки, ловушки) Итак, тема нашего урока? | Видоизменённые побеги | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Целеполагание | Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? Что нам необходимо сделать для того, чтобы достичь цели? Давайте определим задачи. Перед вами слайд, где задачи перепутаны местами, попробуйте определить верный порядок Доказать, что клубень, луковица и корневище – побеги (4) Рассмотреть строение клубня, луковицы и корневища (3) Определить значение видоизменённых побегов для растений (2) Изучить, какие части растений называют видоизменёнными побегами (1) Итак, цель поставлена, задачи определены. Давайте, приступать к работе. | Изучить строение видоизменённых побегов варианты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала | Первая наша задача: изучить, какие части растений называют видоизменёнными побегами. В начале урока в черном ящике у нас была подсказка, но давайте ее подтвердим. Давайте посмотрим, у вас на парте есть ксерокопии Биологического энциклопедического словаря, посмотрите, что он определяет как луковицу, клубень и корневище (выделен текст) Как вы думаете, а для чего растениям такие органы? Для того, чтобы выяснить это, вы сейчас просмотрите видеофрагмент опыта, по ходу работы отвечайте на вопросы в вашем листе (какое вещество содержится в клубне? Как вы думаете, для чего оно нужно?). А теперь поработаем в группах, повернитесь друг к другу (объединяются по 2 парты) Итак, в группах обсудите и предположите, выдвиньте гипотезу о том, что еще может содержаться в видоизменённых побегах, например в луковице. Давайте подтвердим ее. Хорошо, а если мы возьмем чешуйку лука и попытаемся ее выжать с помощью чеснокодавки, что мы увидим? (каждая парта выполняет данное задание) Выделяется большое количество воды, которая так важна для растений, поэтому такие органы хранят не только питательные вещества, но и запас воды! А еще, если мы разделим корневище пырея на несколько частей и посадим в землю, что мы обеспечим таким способом? Совершенно верно, размножение растения. Таким образом, мы с вами выделяем три основных значения …, …, … - запишите их в свои листы. Скажите, какие задачи мы с вами выполнили? Как мы с ними справились? Все получилось – красный флажок, были затруднения – синий. Правильно, мы сделали половину работы, значит можно немножко отдохнуть. Физкульминутка- Встали дружно, потянулись, раз нагнулись, два нагнулись, руки в стороны раскинем и а затем наверх поднимем. Потянулись и сели на место. релаксация «живет повсюду красота» (видеоролик под инструментальную музыку) Мы немного отдохнули, можем продолжать. Какая следующая задача? Действительно, и именно с ними мы будем знакомиться. Но я думаю, что у вас возник вопрос, сходный с вопросом Леночки (на доске диалог) Лена: я слышала, что клубень картофеля на самом деле не корень. Что же это такое? Биолог: И клубень картофеля, и луковица лука, и корневище хрена (и т.д), и кочан капусты, и ветка яблони – все это побеги Лена: эти части растений очень отличаются по виду. Так почему же их всех называют побегом? Что у них общего? Чтобы ответить на вопрос Лены, мы выполним с вами лабораторную работу. У каждого ряда будет свое задание. 1 ряд изучает строение клубня картофеля, 2 ряд – корневище пырея, 3 ряд – луковица лука Выполняем работу по инструктивной карте, и заполняем задания связанные с ней, работая в паре. На работу 6 минут. Инструктивная карта (вставить рисунки) Группа № 1 Цель: Ознакомиться со строением видоизмененных побегов – клубня Оборудование: картофель Техника безопасности: Будьте осторожны при работе с ножом. Ход работы: 1) Рассмотреть внешнее строение клубня картофеля. Найти верхушечную и пазушные почки (глазки), рубцы от листьев (бровки) и рубец от отделившегося подземного побега (столона). 2) Подсчитать число глазков на клубне и обратите внимание на распределение их на стебле. Большее количество глазков находится на верхушке, а у основания – рубец от столона. 3) таблица
Клубень Вывод: 1) Перечислите признаки, доказывающие, что клубень это побег. 2) Какую функцию он выполняет? Инструктивная карта (вставить рисунки) Группа № 2 Цель: Ознакомиться со строением видоизмененных побегов - корневища. Оборудование: корневище Техника безопасности: Будьте осторожны при работе с ножом. Ход работы: 1) Рассмотреть внешнее строение корневище. Найти части подземного побега: стебель, узлы, междоузлия, чешуйчатые листья. 2) таблица Корневище Вывод. 1) Докажите что корневище – видоизменённый побег. 2) Какую функцию он выполняет?
Инструктивная карта (вставить рисунки) Группа 3 Цель: Ознакомиться со строением видоизмененных побегов- луковицы Оборудование: Луковица Техника безопасности: Будьте осторожны при работе с ножом Ход работы: 1) Рассмотрите внешнее строение луковицы. 2) Разрезать скальпелем луковицу вдоль и рассмотреть тесно прижатые друг другу сочные чешуи – листья. Сравнить внутренние чешуи с наружными. 3) Найти и рассмотреть стебель – донце, верхушечную и боковые почки. Рассмотрите корни, отрастающие от донца. 4) таблица Луковица. Вывод: 1) Перечислите признаки, доказывающие, что луковица это побег. 2) Какую функцию она выполняет? Каждый ряд представляет результаты исследования и на доске заполняется таблица
| Корневище, клубень и луковица Крахмал - запасное питательное вещество растений | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление знаний | Итак, у нас получилась вот такая сравнительная таблица, какой вывод мы можем сделать исходя из нее? В помощь вам будут вопросы № 1 из вашей лабораторной работы. И все вместе это и будет решением нашей 4 задачи. Итак, перед вами на доске клубень, луковица и корневище, а также обычный побег, докажите, что изученные вами объекты, это видоизменённые побеги. Совершенно верно, данные органы растения являются побегами, так как имеют листья, почки и стебель. Оцените свою работу, если все получилось и все было выполнено правильно – зелёный кружок, были затруднения- желтый, задание не выполнено – красный. Посмотрите на доску, все ли задачи урока выполнены? Можем ли мы сказать, что цель урока достигнута? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | Выполните тест Найдите один верный ответ. 1.Видоизмененный побег - это: А) лист Б) стебель В) луковица Г) почка 2. Глазки - это: А) почки луковицы Б) почки кочана В) почки картофеля Г) почки корневища 3.Донце имеет: А) картофель Б) клубень В) луковица Г) корневище 4.Основной функцией видоизмененных подземных побегов является: А) газообмен Б) испарение воды В) запас питательных веществ Г) фотосинтез 5.Видоизмененные подземные побеги имеют растения: А) лук, картофель, яблоня Б) ландыш, ромашка, василек В) чеснок, лук, картофель Г) крапива, ирис, слива Поменяйтесь листочками, проверяем работу Ответы: 1- В 2-В 3-В 4-В 5-В Поставьте оценку: Нет ошибок – 5 1 ошибка – 4 2 ошибки – 3 Более 3 ошибок 2 Эти оценки будут выставлены в журнал. Оцените, как вы выполнили данное задание: без ошибок – красный флажок, есть несколько ошибок – синий флажок, не справился с тестом – оба флажка. Я вижу, вы справились с данным заданием, молодцы. Скажите, каков был наш урок, что он для вас значит, начинайте фразу со следующих слов Я считаю, что урок… Я узнал… Мне понравилось… У меня получилось… Считаю, что нужно… У меня не все получилось, так как… С каким настроением вы уходите с урока? Если настроение отличное и все получилось, поднимите солнышко, если настроение не очень, и были небольшие затруднения поднимите облачко, если настроение плохое – дождливую тучку Я рада, что у вас …настроение, надеюсь оно сохранится на весь день | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Д/з | Для тех кто справился и не испытал затруднений на уроке: подготовить сообщения о растениях, имеющих видоизменённые побеги Для тех, кто испытал затруднения: прочитать параграф и выучить отличительные признаки видоизменённых побегов Для тех, кто не доволен своими успехами: сделать схему-конспект параграфа |
Трефилова Раиса Поликарповна