Контрольно измерительный материал для промежуточной аттестации по биологии для 5 класса (ФГОС)
Контрольно измерительный материал для промежуточной аттестации по биологии для 5 класса (ФГОС)
1. Цель: Оценка достижения предметных планируемых результатов по биологии за курс 5 класса.
2. Подходы к отбору содержания:
отбор содержания определяется РПУП по биологии с учетом значимости элементов содержания для дальнейшего обучения; общекультурной и мировоззренческой подготовки учащихся. При выборе содержания учитывается необходимость проверки усвоения всех разделов курса, изучаемых в 5 классе.
В работу включены задания проверяющие достижение всех планируемых результатов (если не все планируемые результаты включены, то охарактеризовать, какие планируемые результаты включены, чем определен выбор). Для проверки планируемых результатов используются различные модели заданий в соответствии с кодификатором умений (кодификатор умений представлен в приложении), а также задания, построенные в форме ОГЭ и ВПР
3.Структура КИМ:
Планируемые результаты |
Количество заданий |
|
базового уровня сложности |
повышенного уровня сложности |
|
Распознавать: основные части клетки; грибы; растений разных отделов; животных; бактерий. |
1 |
1 |
Характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; |
4 |
|
Описывать биологические объекты |
2 |
|
Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды |
1 |
1 |
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира |
1 |
Код раздела (задаете сами) |
Раздел курса |
Количество заданий |
1 1.1 1.2 |
Биология наука о живом мире Наука о живой природе Строение клетки |
3 |
2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 |
Многообразие живых организмов Царства живой природы Значение бактерий в природе и для человека Растения Животные Грибы |
6 |
3 3.1 3.2 3.3 3.4 |
Жизнь организмов на планете Земля Среды жизни Природные сообщества Природные зоны России Жизнь организмов на разных материках |
2 |
Уровень сложности задания |
Кол-во заданий |
Максимальный балл |
% от максимального первичного балла за всю работу |
базовый |
9 |
15 |
75 |
повышенный |
2 |
5 |
25 |
ИТОГО |
11 |
20 |
100 |
Типы заданий:
Два варианта проверочной работы включает в себя 11 заданий, различающихся формами и уровнями сложности.
В проверочной работе представлены задания с разными типами ответов:
1)задания на выбор правильного утверждения;
2)задания, требующие записать последовательность цифр в порядке возрастания;
3)задания на установление соответствия биологических объектов и их характеристик;
4) задания, с развернутым ответом.
4. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Типы заданий |
Система оценивания (баллы) |
задания на выбор правильного утверждения; |
1 |
задания, требующие записать последовательность цифр в порядке возрастания; |
2 |
задания на установление соответствия биологических объектов и их характеристик; |
2 (3) |
задания, с развернутым ответом. |
2 |
Нормы выставления отметок:
Объем выполненной работы |
Количество баллов |
Отметка |
90-100% |
20- 18 |
5 |
70-89% |
17- 14 |
4 |
50-69% |
13-10 |
3 |
Менее 50% |
менее 10 |
2 |
Достижение планируемых результатов считается успешным при условии выполнения не менее 50% заданий базового уровня. Рекомендуется отметку «3» ставить за выполнение от 50%до 70% заданий базового уровня.
5.Время выполнения работы: 35 мин., 5 мин. инструктаж
6.Условия выполнения работы: работа проводится на отдельных листах с угловым штампом ОО, на котором указывается дата проведения промежуточной аттестации. На первом листе напротив штампа учащимися делается запись:
Промежуточная аттестация по биологии
учащегося (щейся) _______ класса __________
(Ф.И.).
В инструкции для учащихся в КИМ описаны правила записи ответов к заданиям
Инструкция по выполнению работы
Контрольная работа состоит из 11 заданий. На выполнение работы отводится 35 минут.
В задании № 4 выбрать одно правильное утверждение;
В задании № 5 записать последовательность цифр в порядке возрастания;
В заданиях №2, 3, 10, 11 установить соответствие биологических объектов и их характеристик;
В заданиях № 1, 6 дать развернутый ответ
В заданиях №7,8,9 выбрать несколько вариантов ответов.
В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
1 вариант |
2 вариант |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Рассмотрите клетку, изображённую на рисунке, и укажите, какой цифрой обозначено ядро и укажите функцию.
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 |
1.Рассмотрите клетку, изображённую на рисунке, и укажите, какой цифрой обозначена вакуоль и укажите функцию 1) 1
2) 2 3) 3 4) 4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков буквы, соответствующие словам в словарике. Все живые организмы имеют клеточное строение. Каждую живую клетку покрывает…(1), под ней находится вязкое полужидкое вещество…(2). У большинства клеток в центре расположено… (3). Отличие растительных клеток от других живых клеток заключается в том, что они содержат …(4). Словарик: А. Цитоплазма. Б Хлоропласт. В. Наружная мембрана. Г. Ядро |
Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков буквы, соответствующие словам в словарике. Если рассмотреть стебель растения с помощью микроскопа, то можно обнаружить … (1), основное содержимое которых заполняет вязкая полужидкая масса … (2). Защищает ядро и органоиды клетки от внешних воздействий … (3). В процессе питания растительных клеток принимает активное участие органоид зелёного цвета … (4). Словарик: А. Наружная мембрана. Б. Хлоропласт. В. Клетки. Г. Цитоплазма |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Заполните таблицу, используя слова и предложения из словарика. Строение бактериальной клетки
Словарик: А. Служит для передвижения. Б. Защищает содержимое клетки. |
Заполните таблицу, используя слова и предложения из словарика. Жизнедеятельность бактериальной клетки
Словарик: А. Путём деления надвое. Б. С помощью жгутика. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Верны ли следующие утверждения? А. Бактериальные клетки могут иметь различную форму. Б. Кефир получают, используя бактерии брожения. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4)неверны оба суждения |
4. Верны ли следующие утверждения? А. Кефир получают, используя бактерии брожения. Б. Бактериальные клетки могут иметь различную форму. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4)неверны оба суждения |
||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Какие три из перечисленных ниже растений относятся к цветковым? Запишите в ответе нужную последовательность цифр в порядке возрастания 1)сосна 2)ландыш 3)ягель 4)кедр 5)крапива 6)кукуруза 6. Выпишете понятие, являющееся лишним в перечне, и объясните, почему Вы так решили. сайгак, хомяк, суслик, лось, ковыль. |
5. Какие три из перечисленных ниже растений относятся к голосемянным? Запишите в ответе нужную последовательность цифр в порядке возрастания. 1)ландыш 2)ель 3)огурец 4)кедр 5)сосна 6)береза 6. Выпишете понятие, являющееся лишним в перечне, и объясните, почему Вы так решили. ромашка, бурундук, ель, подорожник, рожь |
||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Рассмотрите животное, изображенное на рисунке. Ответьте на вопросы А. В какой среде обитания живет волк? 1) водная 2) почвенная 3) наземно-воздушная Б. На каком материке можно обнаружить волка в естественных условиях 1) Южная Америка 2) Антарктида 3) Африка 4) Евразия В. Укажите природную зону России, в которой проживает волк 1) тайга 2) саванна 3) тропический лес 4) тундра |
7. Рассмотрите животное, изображенное на рисунке. Ответьте на вопросы
А. В какой среде обитания живет рысь? 1) водная 2) почвенная 3) наземно-воздушная Б. На каком материке можно обнаружить рысь в естественных условиях 1) Южная Америка 2) Евразия 3) Африка 4) Антарктида В. Укажите природную зону России, в которой проживает рысь 1) тундра 2) саванна 3) тропический лес 4) тайга |
||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Верны ли следующие утверждения? А. Грибы размножаются спорами или участками грибницы. Б. Между корнями дерева и грибницей шляпочного гриба устанавливается взаимосвязь. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) неверны оба суждения |
8. Верны ли следующие утверждения? А. Дрожжи размножаются семенами. Б. Грибы превращают остатки мёртвых тел в минеральные вещества 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) неверны оба суждения |
||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Выбери три правильных утверждения а) Бактерии – это примитивные одноклеточные организмы б) Растения поглощают только готовую пищу в) Грибы, растения и животные – многоклеточные организмы г) Тело простейших состоит из многих клеток д) Простейшие – одноклеточные организмы е) Тело цветкового растения состоит из побега и корня 10. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов
Ответы внесите в таблицу, поставив напротив букв цифры:
|
9. Выбери три правильных утверждения из шести предложенных а) Клетка бактерии состоит из оболочки, цитоплазмы и ядра б) Клетка бактерии не имеет ядра в) Грибы – это растения г) Грибы и Растения – разные царства природы д) Тело водоросли состоит из корня и побега. е) Животных делят на беспозвоночных и позвоночных 10. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов
Ответы внесите в таблицу, поставив напротив букв цифры:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов
Ответы внесите в таблицу, поставив напротив букв цифры:
|
11. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов
Ответы внесите в таблицу, поставив напротив букв цифры:
|
Ключ к заданиям
№ п/п
1 вариант
2 вариант
1
2 - в ядре хранится наследственная информация о строении и функциях данной клетки и организма в целом
4 - вакуоли – это резервуары, в которых накапливается клеточный сок и продуктов жизнедеятельности, не нужные клетке
2
1 –В; 2- Г; 3–Б; 4 - А
1 –В; 2- А; 3–Г; 4 - Б
3
Части бактериальной клетки |
Значение частей клетки |
Жгутик |
Служит для передвижения. |
Капсула |
Защищает содержимое клетки |
Процесс жизнедеятельности бактерий |
Как осуществляется |
Передвижение |
С помощью жгутика. |
Размножение |
Путём деления надвое. |
4
3
3
5
2, 5, 6
2, 4, 5
6
Ковыль – это растение
Бурундук – это животное
7
А- 3; Б- 4; В - 1
А – 3; Б- 2; В- 4
8
3
2
9
А, Д, Е
Б, Г, Е
10
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
2 |
3 1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
3 |
11
А
|
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Трефилова Раиса Поликарповна