Сценарий урока-проекта для 6 класса: «Чудо семя»

3
0
Материал опубликован 8 January 2016

Технология реализации системно-деятельностного подхода

в преподавании естественно-научных предметов

Класс 6

УМК Пономарёвой

Тема проекта Чудо семя.

Цель проекта Выяснить, какие условия нужны для роста и развития растения

- Выяснить, какие вещества входят в состав

-Выяснить, как вещества, входящие в состав семени влияют на рост

и развитие проростка.

- На основе исследований сделать выводы о значении семян в природе.

- Получить практические навыки о способах исследования семян.

- Узнать новое и интересное из жизни растений расширить свой кругозор.

Гипотеза:

1.Семенам для роста и развития необходимы вода, тепло, воздух, пища.

2. Семена растений содержат минеральные, органические вещества, воду.

Этапы проекта

Что предполагается делать

Формируемые УУД

I Подготовительный

Мы выбрали данную тему проекта для того, чтобы выяснить, что необходимо для свершения чуда природы – превращение маленького семени в проросток, а в дальнейшем во взрослое растение.

Личностные УУД

Самоопределение (формирование мотивации учения)

Смыслообразование (ответ на вопрос «Какое значение для меня имеет выполняемый проект?»)

Коммуникативные УУД

Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия (понимание возможных точек зрения и готовности к их обсуждению, умение устанавливать и сравнивать различные точки зрения, умение аргументировать свою точку зрения)

Познавательные УУД

Действия постановки и решения проблем (определение и формулирование проблемы)

I I Аналитический

Для эксперимента мы взяли семена фасоли, как наиболее удобный объект для наблюдения. Те свойства, которыми обладают семена фасоли присущи семенам всех растений Земли.

Проект мы назвали «Чудо- семя» потому, что те явления, происходящие с семенем, которые мы наблюдали и исследовали- это действительно чудо, позволяющее нам видеть вокруг всю прелесть и красоту природы.

Растение начинает свою жизнь с семени. Оно попадает в землю, начинает расти, появляются корень и росток, затем листья, цветы и плоды. Как это происходит? Какие факторы влияют на прорастание семени? Какую роль играют семядоли в прорастании семян? В чем их тайна и сила? Это ключевые вопросы, которые мы перед собой поставили.

Коммуникативные УУД

Организация и планирование учебного сотрудничества с цчителем и сверстниками (определение целей и функций участников, способов их взаимодействия, планирование общих способов действий, способность брать инициативу, способность к разрешению конфликтов, умение убеждать)

Познавательные УУД

Общеучебные (самостоятельное выделение познавательной цели)

Логические (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование)

Действия постановки и решения проблем (ссамостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)

Регулятивные УУД

Целеполагание (определение целей учебной деятельности и построение планов во временной перспективе)

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий)

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик)

I I I. Практический

1.Группа

Условия прорастания семян

В первой части работы мы провели ряд экспериментов и доказали, что для прорастания семян необходимы:

- влага и воздух

- определенная температура ( при температуре ниже нуля- семена не прорастают).

Выяснили, что семена при прорастании дышат и выделяют углекислый газ, и ни всем семенам для прорастания обязателен свет.

Необходимость влаги и воздуха для прорастания семян.

№ стакана

Наблюдения

1 стакан (сухой)

семена остались без изменений

2 стакан (до краев наполненный водой)

Семена набухли, но не проросли (воздух не имеет доступа к семенам)

3 стакан (вода не покрывает семена полностью)

семена набухли, некоторые проросли (достаточно воздуха и воды)

II.Группа

Роль семядолей фасоли для развития проростка.

Задача второй части работы- выяснить:

- Какие процессы происходят в семени во время прорастания.

- Почему для посева берут полновесные, крупные семена?

Мы провели опыт, отделив различные части семядолей от проростков. В результате опыта пришли к выводу, что хорошо растут и развиваются те проростки, у которых есть обе семядоли. В эндосперме семядолей содержатся необходимые питательные вещества, которые способствуют росту и развитию проростка. Чем меньше эндосперм, тем меньше питательных веществ. Поэтому для посева берут крупные, полновесные семена.

Роль семядолей в развитии проростка.

III. Группа

Вещества семени

При выполнении третьей части работы нам предстояло ответить на вопрос:

Какие вещества содержат семена?

Для ответа на данный вопрос мы провели ряд опытов, и пришли к выводу, что в состав семян входят минеральные вещества, органические вещества и вода.

При нагревании в пробирке семени фасоли, на её стенках появились капельки воды.

При дальнейшем нагревании стал выделяться густой дым- это выгорали органические вещества. Когда органические вещества выгорели, в пробирке осталась зола- это минеральные вещества семени. Проведенные исследования помогли нам ответить на поставленные вопросы.

Далее мы проделали еще ряд исследований чтобы ответить на вопрос: Какие именно органические вещества входят в состав семени?

Проведя опыт с кусочком теста, который мы поместили в марлю и промыли в воде, мы убедились, что в семени содержится растительный белок- клейковина. При помощи нескольких капель йода, которые мы капнули в раствор. полученный после промывания комочка теста, мы убедились, что в семени содержится крахмал. Раствор окрасился в синий цвет- это качественная реакция на присутствие углевода- крахмала. Далее мы размяли на листах бумаги семя фасоли и семя подсолнечника. Мы увидели жирные пятна на листе с семенами подсолнечника. Этот опыт нам помог убедиться, что в семенах содержится жир. Но в разных семенах содержится различное количество жира. В семени фасоли его очень мало, а в семени подсолнечника- почти половина от общей массы.

Коммуникативные УУД

Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией (умение слушать и слышать, выражать свои мысли с достаточной точностью, адекватно использовать речевые средства, представлять информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог)

Работа в группе (способность эффективно сотрудничать, интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействте)

Следовать морально-этическим и психологическим принципам общения (уважительное отношение к партнёрам, адекватное межличностное восприятие, стремление к доверительным отношениям, способность к эмпатии, готовность помочь)

Познавательные УУД

Общеучебные (поиск и выделение информации, моделирование:знаково-символические действия, смысловое чтение)

Логические (анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей, выбор лснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, доказательство)

Регулятивные УУД

Контроль достижения цели в форме сопоставления с запланированной, условий и средств её достижения (стратегии и средства), контроль функциональных состояний (действий) и эмоциональных состояний

Коррекция направлена на изменение содержания и последовательности дествий и операций в ответ на изменившиеся условия

IV. Презентационный

Каждая группа подготовила отчёт о своей работе в виде компьютерных презентаций, таблиц и рисунков. Проведя свое исследование мы убедились, что семя- это действительно чудо, созданное природой- кладовая всех необходимых для роста и развития проростка веществ- белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, воды Необходимы только условия для прорастания: вода, свет, тепло, воздух, пища и мы увидим новый росток, очень похожий на своих родителей. Природа создает эти условия. Роль семени в природе велика. Благодаря семени на Земле сохраняется видовое разнообразие растительного мира, растения широко распространены в биосфере Благодаря семени мы видим красоту лесов, полей, лугов, радуемся цветению трав, любуемся красотой распустившихся бутонов.

Личностные УУД

Самоопределение (формирование и развитие навыков самопрезентаций)

Коммуникативные УУД

Планирование выступления (определение цели и способов их достижения, учёт особенностей взаимодействия)

Постановка вопросов и умение чётко и аргументированно отвечать на них, умение корректно задавать вопросы оппонентам

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (владение монологической и диалогической речью)

Познавательные УУД

Логические (построение логической цепи рассуждений, умение делать выводы)

Регулятивные УУД

Саморегуляция (владение временем, коррекция своего психо-эмоционального состояния, мобилизация сил и энергии, способность к волевому усилению и преодолению препятствий)

V. Контрольный

Что удивило вас сегодня на уроке?

Что нового вы узнали?

Чему научились?

Где сможете применить свои знания?

Оцените свое участие в работе группы..

Личностные УУД

Самоопределение (формирование Я - концепции)

Смыслообразование(оценка полученных результатов для личностного развития)

Нравственно-этическая ориентация (оценка полученных результатов и способов их достижения, исходя из личных и социальных ценностей)

Регулятивные УУД

Оценка (выделение объективных и субъективных критериев оценки выполнения работы, сопоставление результатов работы и способов их достижения с целями и объективными критериями)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Урок не отличается оригинальностью, креативностью, инновационностью. Структура урока выдержана.Содержание учебного материала в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Техническое оснащение урока можно сделать и побогаче. Так учащиеся заранее выполняли некоторые опыты по прорастанию семян, на данном уроке можно напомнить об опытах на слайдах презентации.

7 February 2016

Презентация не закреплена. Практический урок соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся.

7 February 2016