Сценарий урока-проекта для 6 класса: «Чудо семя»
Технология реализации системно-деятельностного подхода
в преподавании естественно-научных предметов
Класс 6
УМК Пономарёвой
Тема проекта Чудо семя.
Цель проекта Выяснить, какие условия нужны для роста и развития растения
- Выяснить, какие вещества входят в состав
-Выяснить, как вещества, входящие в состав семени влияют на рост
и развитие проростка.
- На основе исследований сделать выводы о значении семян в природе.
- Получить практические навыки о способах исследования семян.
- Узнать новое и интересное из жизни растений расширить свой кругозор.
Гипотеза:
1.Семенам для роста и развития необходимы вода, тепло, воздух, пища.
2. Семена растений содержат минеральные, органические вещества, воду.
Этапы проекта |
Что предполагается делать |
Формируемые УУД |
I Подготовительный |
Мы выбрали данную тему проекта для того, чтобы выяснить, что необходимо для свершения чуда природы – превращение маленького семени в проросток, а в дальнейшем во взрослое растение. |
Личностные УУД Самоопределение (формирование мотивации учения) Смыслообразование (ответ на вопрос «Какое значение для меня имеет выполняемый проект?») Коммуникативные УУД Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия (понимание возможных точек зрения и готовности к их обсуждению, умение устанавливать и сравнивать различные точки зрения, умение аргументировать свою точку зрения) Познавательные УУД Действия постановки и решения проблем (определение и формулирование проблемы) |
I I Аналитический |
Для эксперимента мы взяли семена фасоли, как наиболее удобный объект для наблюдения. Те свойства, которыми обладают семена фасоли присущи семенам всех растений Земли. Проект мы назвали «Чудо- семя» потому, что те явления, происходящие с семенем, которые мы наблюдали и исследовали- это действительно чудо, позволяющее нам видеть вокруг всю прелесть и красоту природы. Растение начинает свою жизнь с семени. Оно попадает в землю, начинает расти, появляются корень и росток, затем листья, цветы и плоды. Как это происходит? Какие факторы влияют на прорастание семени? Какую роль играют семядоли в прорастании семян? В чем их тайна и сила? Это ключевые вопросы, которые мы перед собой поставили. |
Коммуникативные УУД Организация и планирование учебного сотрудничества с цчителем и сверстниками (определение целей и функций участников, способов их взаимодействия, планирование общих способов действий, способность брать инициативу, способность к разрешению конфликтов, умение убеждать) Познавательные УУД Общеучебные (самостоятельное выделение познавательной цели) Логические (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование) Действия постановки и решения проблем (ссамостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера) Регулятивные УУД Целеполагание (определение целей учебной деятельности и построение планов во временной перспективе) Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий) Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик) |
I I I. Практический |
1.Группа Условия прорастания семян В первой части работы мы провели ряд экспериментов и доказали, что для прорастания семян необходимы: - влага и воздух - определенная температура ( при температуре ниже нуля- семена не прорастают). Выяснили, что семена при прорастании дышат и выделяют углекислый газ, и ни всем семенам для прорастания обязателен свет. Необходимость влаги и воздуха для прорастания семян. № стакана Наблюдения 1 стакан (сухой) семена остались без изменений 2 стакан (до краев наполненный водой) Семена набухли, но не проросли (воздух не имеет доступа к семенам) 3 стакан (вода не покрывает семена полностью) семена набухли, некоторые проросли (достаточно воздуха и воды) II.Группа Роль семядолей фасоли для развития проростка. Задача второй части работы- выяснить: - Какие процессы происходят в семени во время прорастания. - Почему для посева берут полновесные, крупные семена? Мы провели опыт, отделив различные части семядолей от проростков. В результате опыта пришли к выводу, что хорошо растут и развиваются те проростки, у которых есть обе семядоли. В эндосперме семядолей содержатся необходимые питательные вещества, которые способствуют росту и развитию проростка. Чем меньше эндосперм, тем меньше питательных веществ. Поэтому для посева берут крупные, полновесные семена. Роль семядолей в развитии проростка. III. Группа Вещества семени При выполнении третьей части работы нам предстояло ответить на вопрос: Какие вещества содержат семена? Для ответа на данный вопрос мы провели ряд опытов, и пришли к выводу, что в состав семян входят минеральные вещества, органические вещества и вода. При нагревании в пробирке семени фасоли, на её стенках появились капельки воды. При дальнейшем нагревании стал выделяться густой дым- это выгорали органические вещества. Когда органические вещества выгорели, в пробирке осталась зола- это минеральные вещества семени. Проведенные исследования помогли нам ответить на поставленные вопросы. Далее мы проделали еще ряд исследований чтобы ответить на вопрос: Какие именно органические вещества входят в состав семени? Проведя опыт с кусочком теста, который мы поместили в марлю и промыли в воде, мы убедились, что в семени содержится растительный белок- клейковина. При помощи нескольких капель йода, которые мы капнули в раствор. полученный после промывания комочка теста, мы убедились, что в семени содержится крахмал. Раствор окрасился в синий цвет- это качественная реакция на присутствие углевода- крахмала. Далее мы размяли на листах бумаги семя фасоли и семя подсолнечника. Мы увидели жирные пятна на листе с семенами подсолнечника. Этот опыт нам помог убедиться, что в семенах содержится жир. Но в разных семенах содержится различное количество жира. В семени фасоли его очень мало, а в семени подсолнечника- почти половина от общей массы. |
Коммуникативные УУД Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией (умение слушать и слышать, выражать свои мысли с достаточной точностью, адекватно использовать речевые средства, представлять информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог) Работа в группе (способность эффективно сотрудничать, интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействте) Следовать морально-этическим и психологическим принципам общения (уважительное отношение к партнёрам, адекватное межличностное восприятие, стремление к доверительным отношениям, способность к эмпатии, готовность помочь) Познавательные УУД Общеучебные (поиск и выделение информации, моделирование:знаково-символические действия, смысловое чтение) Логические (анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей, выбор лснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, доказательство) Регулятивные УУД Контроль достижения цели в форме сопоставления с запланированной, условий и средств её достижения (стратегии и средства), контроль функциональных состояний (действий) и эмоциональных состояний Коррекция направлена на изменение содержания и последовательности дествий и операций в ответ на изменившиеся условия |
IV. Презентационный |
Каждая группа подготовила отчёт о своей работе в виде компьютерных презентаций, таблиц и рисунков. Проведя свое исследование мы убедились, что семя- это действительно чудо, созданное природой- кладовая всех необходимых для роста и развития проростка веществ- белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, воды Необходимы только условия для прорастания: вода, свет, тепло, воздух, пища и мы увидим новый росток, очень похожий на своих родителей. Природа создает эти условия. Роль семени в природе велика. Благодаря семени на Земле сохраняется видовое разнообразие растительного мира, растения широко распространены в биосфере Благодаря семени мы видим красоту лесов, полей, лугов, радуемся цветению трав, любуемся красотой распустившихся бутонов. |
Личностные УУД Самоопределение (формирование и развитие навыков самопрезентаций) Коммуникативные УУД Планирование выступления (определение цели и способов их достижения, учёт особенностей взаимодействия) Постановка вопросов и умение чётко и аргументированно отвечать на них, умение корректно задавать вопросы оппонентам Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (владение монологической и диалогической речью) Познавательные УУД Логические (построение логической цепи рассуждений, умение делать выводы) Регулятивные УУД Саморегуляция (владение временем, коррекция своего психо-эмоционального состояния, мобилизация сил и энергии, способность к волевому усилению и преодолению препятствий) |
V. Контрольный |
Что удивило вас сегодня на уроке? Что нового вы узнали? Чему научились? Где сможете применить свои знания? Оцените свое участие в работе группы.. |
Личностные УУД Самоопределение (формирование Я - концепции) Смыслообразование(оценка полученных результатов для личностного развития) Нравственно-этическая ориентация (оценка полученных результатов и способов их достижения, исходя из личных и социальных ценностей) Регулятивные УУД Оценка (выделение объективных и субъективных критериев оценки выполнения работы, сопоставление результатов работы и способов их достижения с целями и объективными критериями) |
Марина Александровна Акопян
Надежда Алексеевна Паршукова