12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Турыгина Светлана Вячеславовна19

Конкурсы как способ развития

детского технического творчества

Статья содержит анализ опыта использования конкурсных технологий как способа развития детского технического творчества.

Конкурсная технология, применяемая в системе детского технического творчества, дает возможность инициировать процессы качественных изменений на индивидуальном, групповом, педагогическом и учрежденческом уровнях.

Статья предназначена для педагогов учреждений дополнительного образования и педагогов общеобразовательных учреждений.

В связи с ускоряющимся внедрением в производство высоких технологий и необходимостью обеспеченности экономики страны инженерно-техническими кадрами и рабочей силой, отвечающей современным квалификационным требованиям, развитие детского технического творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии.

На основе анализа существующих определений ученых (А.А. Бытева, П.Н. Андрианова, В.А. Горского, И.Г. Розанова, И.И. Бака), можно заключить, что детское техническое творчество – это педагогически управляемая и стимулируемая деятельность обучающихся в области техники, направленная на развитие их творческих способностей и формирование личностных качеств, а также ориентированная на создание материальных ценностей, обладающих субъективной или объективной новизной [3].

Указанные характеристики наиболее полно раскрывают сущность и природу детского технического творчества. Они отражают специфику и направленность педагогической деятельности, процесс и результат которой выражается в практической реализации детских технических идей и конструкций. Данные характеристики технического творчества обучающихся необходимо учитывать в динамике развития творческой деятельности юных техников.

Развитие детского технического творчества – это сложный многосторонний, многоплановый процесс, предполагающий развитие системы дополнительного образования, развитие содержания и технологий обучения, программно-методического обеспечения, развитие интегральной культуры субъектов технического творчества [2].

Познание законов развития дает возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человеческой цивилизации, развитием индивидуальности конкретного человека.

Важное место в изучении развития принадлежит пониманию развития как функционирования некоего объекта (функциональный аспект). Здесь объект как бы оказывается вынужденным выйти на иной уровень функционирования, прежде недоступный и невозможный для него, а условием такого выхода является изменение организации объекта [5]. Таким образом, развитие связано только с конкретными материальными или духовными системами, вне конкретных систем развития нет. Развитие есть «рождение целостностью новой целостности» [1]. По мнению Г. В. Андрейченко и В. Д. Грачева, «развитие – это движение, которое связано с качественным преобразованием объекта, переходом от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому» [4].

В отношении развития детского технического творчества можно отметить следующие характеристики:

    Качественное изменение (переход от одного состояния к другому).

    Количественное изменение (проявление и увеличение уже имевшегося).

    Необратимость развития (постоянство, стабильность регулярных явлений, сохранение индивидуальных различий).

    Направленность развития (усовершенствование, усложнение, повышения уровня).

    Время (время определяет направленность развития).

    Специфичность объекта развития как целостного образования

Важным институтом развития детского технического творчества выступает современная система дополнительного образования.

Одним из направлений развития детского технического творчества является организация массовых мероприятий, среди которых особое место занимают конкурсы.

Конкурс – это соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу.

Конкурсом считается процесс определения самого лучшего претендента на победу (конкурсанта), или лучших претендентов на победу (конкурсантов), в соответствии с правилами, определёнными перед началом проведения процесса. Определение победителей осуществляется путём «качественного исследования» (экспертизы) и/или «количественного исследования» (голосования).

По отношению к проведению конкурсов детского технического творчества существуют разные мнения. Сторонники считают, что конкурсы приносят реальную пользу, заключающуюся в общественном признании победителей, в возможности сравнивать творческие достижения других обучающихся и педагогов. Противники указывают на чрезмерную нервную нагрузку, которую испытывают участники конкурсов, на существующую необъективность у членов жюри.

При этом обе стороны, несомненно, правы: природа конкурсов действительно противоречива. Конкурсы объективно имеют и свои преимущества, и свои недостатки.

С целью изучения возможностей конкурсных технологий в инициировании процессов развития детского технического творчества было проведено исследование на базе МАОУ ДОД «Дом детского творчества» КГО.

Задачи исследования:

    раскрыть педагогический потенциал конкурсов детского технического творчества;

    провести исследование возможностей использования конкурсных технологий в инициировании процессов развития детского технического творчества;

    разработать рекомендации по развитию конкурсной системы технической направленности.

В качестве объекта исследования выступала система детского технического творчества МАОУ ДОД «Дом детского творчества» КГО.

Предмет исследования – конкурс как технология, инициирующая процессы развития детского технического творчества на индивидуальном, групповом, педагогическом и учрежденческом уровнях.

Основная гипотеза – конкурсная технология, применяемая на стадии формирования системы детского технического творчества, дает возможность инициировать процессы качественных изменений на индивидуальном, групповом, педагогическом и учрежденческом уровнях.

Система детского технического творчества МАОУ ДОД «Дом детского творчества» КГО возникла в 2014-2015 уч. г. В этот период оргкомитетом МАОУ ДОД «Дом детского творчества» КГО были организованы и проведены городские конкурсы по легоконструированию и робототехнике для обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста:

    I открытый городской конкурс-выставка по легоконструированию для дошкольников «В гостях у Деда мороза» (2014 г.);

    I открытый городской конкурс по легоконструированию для детей младших школьников 1-2 классов «На страже Родины» (2015 г.).

В 2015-2016 уч. г. практика конкурсных мероприятий была продолжена. Обучающиеся Камышловского городского округа представили свои результаты:

    во II открытом городском конкурсе-выставке по легоконструированию для дошкольников «По дорогам русских народных сказок» (2015 г.);

    в I открытом городском конкурсе по робототехнике для младших школьников 2-х классов «По страницам Красной книги» (2016 г.).

Внедрение конкурсной технологии в область детского технического творчества МАОУ ДОД «Дом детского творчества» КГО является социально значимым педагогическим проектом, который призван:

- решать творческо-технические, методические и исследовательские задачи;

- быть эффективной формой выявления и поддержки творческих достижений детей в области технического творчества, важным источником информации о педагогических системах и технологиях;

- стать действенным средством обновления организационных форм и содержания образования при работе с дошкольниками и школьниками, а также педагогами в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

В рамках конкурсной системы за основу развития детского технического творчества были взяты следующие педагогические условия:

а) раннее вовлечение детей в разнообразные виды творческой деятельности;

б) учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

в) развитие потребностно-мотивационной сферы воспитанников в области технического творчества;

г) формирование устойчивого интереса детей к технике, к вопросам конструирования и рационализаторства на основе посильности выполняемых работ;

д) сочетание индивидуальной и коллективной творческой деятельности обучающихся при организации непрерывного творческого процесса;

е) учёт единой психологической основы творческого процесса детей и взрослых и придание значимости результатам труда.

Создание вышеперечисленных педагогических условий позволило получить первые результаты.

Конкурсная деятельность охватила вертикаль обучающегося-творческого объединения-педагога-образовательного учреждения и явилась мощным стимулом в развитии и укреплении детского технического творчества в Камышловском городском округе. Основной заслугой МАОУ ДОД «Дом детского творчества» КГО в этой области по праву может считаться введение в городе традиции системного проведения подобных мероприятий. В течение двух лет в конкурсное движение вовлечены все образовательные учреждения Камышловского городского округа. С каждым конкурсом повышается качественный уровень проведения мероприятия. Образовательные учреждения участвуют в мероприятиях без нажима вышестоящих управленческих органов. Положительная сторона конкурсов в том, что для образовательных учреждений с невысоким уровнем развития детского технического творчества это единственная возможность показать результаты своей деятельности. Дети, педагоги, родители получают возможность сравнить результаты своего творчества и творчества других субъектов технических объединений, увидеть альтернативу своему обучению и почувствовать дух конкуренции.

Проведение конкурсов позволило выявить их педагогический потенциал:

    конкурсные темы в определённой степени формировали образовательную политику педагогической работы, фокусировали внимание детей и педагогов социально-значимых проблемах общества (экологии, патриотическом воспитании, приобщении к изучению устного народного творчества и т. п.);

    разработанные критерии оценки конкурсных испытаний определяли стратегию образования, фокусируя детей и педагогов на достижение определённых результатов;

    условия конкурса мотивировали детей на победу;

    конкурсы стимулировали педагогов на более качественное выполнение своей работы, на поддержку одаренных детей, на организацию систематической работы в области не только дополнительного, но и общего образования.

Характерными особенностями организованных конкурсов детского технического творчества стали:

- ориентация на одаренных детей, мотивированных на техническое творчество;

- высокая степень самостоятельности обучающихся в решении и выполнении практических творческих задач;

- централизация системы управления (на городском уровне конкурсы организует и проводит только МАОУ ДОД «Дом детского творчества» КГО);

- разработка и использование единых критериев оценки конкурсных испытаний;

- некоммерческий характер: условия конкурсов не предусматривают плату за участие в нем;

- наличие системы проведения (конкурсы проводятся ежегодно в определенное время);

- комплексное использование нескольких форм (н-р, конкурса и выставки), что оправдано с методической точки зрения и способствует обогащению содержания конкурса;

- качественная режиссура конкурсных мероприятий;

- соблюдение четкой последовательности этапов подготовки и проведения конкурсов;

- рост роли педагога как инициатора и организатора в рамках подготовки обучающихся к конкурсам.

В результате внедрения конкурсной технологии, гипотеза подтвердилась: зафиксированы процессы развития детского технического творчества на индивидуальном, групповом, педагогическом и учрежденческом уровнях.

На индивидуальном уровне развитие детского технического творчества реализуется в рамках процессов обучения и воспитания обучающегося. Развитие обучающихся происходит в направлении повышения уровня предметных, метапредметных и личностных результатов:

- формирования навыков конструирования;

- развития умственных действий, направленных на поиск нестандартных приемов конструкторской деятельности,

- реализации новых технических идей и конструкций;

- овладения навыками работы с инструментами и техническим оборудованием;

- формирования навыков целеполагания и планирования своего роста в области технического творчества,

- проведение рефлексии своих успехов и саморазвития через регулярное овладение новыми знаниями и умениями.

На групповом уровне развитие детского технического творчества реализуется через процесс развития группы обучающихся (командообразования), проявляющийся в формировании эффективной ролевой структуры, выдвижении лидеров, в овладении навыками группового мышления; в осознании целостности, автономности, самодостаточности, сплоченности.  Развитие обучающихся происходит в направлении повышения уровня результативности совместной групповой деятельности в области технического творчества.

На уровне педагога развитие детского технического творчества реализуется через процесс совершенствования программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов дополнительного технического образования. Развитие обучающихся происходит в направлении повышения уровня результативности совместной деятельности педагога-воспитанника и педагога-группы воспитанников в области технического творчества.

На уровне образовательного учреждения развитие детского технического творчества реализуется через процесс формирования определенной образовательной политики педагогической работы, апробации и внедрения инноваций в системе детского технического творчества, развития материально-технической базы. Развитие обучающихся происходит в направлении повышения уровня результативности образовательного процесса в учреждении.

Таким образом, на всех уровнях можно отметить качественный переход от одного состояния к другому, проявление и увеличение уже имеющихся показателей эффективности, стабильность процессов и направленность деятельности в повышении уровня результативности и совершенствования образовательного процесса, что характеризуется признаками развития.

Наравне с положительными фактами существуют проблемные моменты:

- ориентация конкурсов только на участников, а не на зрителей;

- отсутствие конкурсов для обучающихся среднего и старшего школьного возраста;

- отсутствие конкурсов с участием родителей;

- отсутствие разнообразия видов конкурсов технической направленности;

- отсутствие в конкурсах разнообразия видов технического творчества;

- использование одной площадки для проведения конкурсов.

В связи с этим, были разработаны рекомендации по совершенствованию конкурсной системы технической направленности в МАОУ ДОД «Дом детского творчества» КГО:

        Предусмотреть при организации системы конкурсов мероприятия, обеспечивающие присутствие зрителей, особенно сверстников участников. Интерес зрителей заключается в получении удовольствия от просмотра самого действа, просмотра конкурсных работ и процедуры поздравления победителей. Учитывая факт преимущества количества зрителей над количеством участников, организаторам нужно приложить все силы, чтобы конкурс был зрелищным и привлекал не только участников, но и сторонних наблюдателей. Данный подход будет способствовать проявлению общественного признания в адрес участников конкурса через обсуждение их творений в широком кругу сверстников. К тому же, заинтересовавшись, зрители, возможно, сами захотят принять участие в следующем конкурсе.

        Организовать конкурсы технической направленности для обучающихся среднего и старшего школьного возраста.

Сочетание потребностей обучающихся данных возрастных категорий в техническом творчестве и стремлением организаторов конкурсов удовлетворить эти запросы обостряет противоречие между реальными потребностями детей и возможностями их удовлетворения в условиях функционирования МАОУ ДОД «Дом детского творчества» КГО. Данное противоречие может эффективно быть разрешено путем совершенствования материально-технического обеспечения и повышения квалификации педагогов дополнительного образования технической направленности.

3. Разработать и внедрить разнообразные виды конкурсов с выбором определенного технического направления, что будет способствовать учёту существующих интересов обучающихся, свободе выбора направлений технического творчества, индивидуализации и дифференциации обучения в творческих объединениях. Пути решения: совершенствование материально-технического обеспечения образовательных учреждений, разработка дополнительных общеобразовательных программ по развитию разных видов детского технического творчества, повышение квалификации педагогов дополнительного образования технической направленности.

        Организовать конкурсы технической направленности с активным привлечением родителей обучающихся с целью создания условий для творческой самореализации детей и взрослых, повышения познавательной активности обучающихся, стимулирования совместной детско-родительской творческой деятельности, укрепления эмоционально-позитивных межличностных отношений в семье.

        Организовать конкурсы технической направленности на разных площадках, в частности – на городской площади в летний период во время традиционных массовых праздников. Это потребует особой специфики проведения конкурсного мероприятия, но обеспечит неограниченную массовость зрителей. В рамках конкурсной программы целесообразно организовать для зрителей интерактивную площадку.

Задачи интерактивной площадки – вовлечение зрителей в процесс моделирования, решения нетривиальных логических задач, знакомство посетителей с основными видами технических творческих объединений учреждений дополнительного образования.

В рамках организации интерактивной площадки необходимо привлечение ресурсной базы технических творческих объединений других учреждений дополнительного образования с целью формирования таких площадок как: судомоделизм, авиамоделизм, автомоделизм, робототехника.

        Обеспечить вертикальную связь городской конкурсной системы с выходом победителей на окружные и областные конкурсы.

В результате полного, глубокого и всестороннего исследования конкурсной системы технической направленности МАОУ ДОД «Дом детского творчества» КГО можно сделать вывод, что существующая конкурсная система молодая, но позволяет получить значимые результаты, как для каждой категории субъектов образования, так и для сферы образования Камышловского городского округа в целом. Осуществление рекомендаций по совершенствованию конкурсной системы технической направленности в МАОУ ДОД «Дом детского творчества» КГО повысит качество образовательного процесса технической направленности, его инновационность, эффективность и доступность.

Многообразие опыта использования конкурсных технологий в сфере детского технического творчества, проблемы и пути их решения требуют обобщения и анализа. Изучение данных вопросов создает дополнительные возможности развития конкурсных технологий и повышения эффективности их применения в сфере образования.

Турыгина Светлана Вячеславовна,

зам. директора по УМР

МАОУ ДОД «Дом детского творчества» КГО

Литература:

    Алексеев, П. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. М. : Проспект, 2001.608 с.

    Зайцева, А. В. Развитие творческого, нестандартного мышления в процессе подготовки обучающихся к научно-технической олимпиаде / А. В. Зайцева, А. А. Соколова. – Изд-во : Ставрополь, 2010. – 32 с.

     Пархоменко, В. П. Подготовка учащихся СПТУ к рационализаторской и изобретательской деятельности на производстве: дис. ...канд. пед. наук : 13.00.01 / Пархоменко Владимир Павлович. – Мн., 1985. – 193 с.

    Философия / под общей редакцией  Г. В. Андрейченко, В. Д. Грачева. Учебник. – Ставрополь : Изд-во СГУ, 2001. – 245 с.

    Юдин, Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки  / Э. Г. Юдин. – М. : 1978. – 392 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.