Конкурсная игра «В мире наших пернатых друзей» (2–4 класс)

0
0
Материал опубликован 8 October 2018

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ

Г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

КОНКУРСНАЯ ИГРА:

«В МИРЕ НАШИХ ПЕРНАТЫХ ДРУЗЕЙ»

(МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА)

АВТОР: НАВРОЗАШВИЛИ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

г. ВЯЗЬМА

2017 г.

Конкурсная игра "В мире наших пернатых друзей"

Данную игру можно провести среди учащихся 2-4-х   классов. В процессе подобных мероприятий ребята узнают много нового и интересного. Подготовка творческих и практических заданий игры развивает детей разносторонне, дает возможность раскрыть дополнительные знания ребенка о птицах. Это мероприятие способствует проявлению у обучающихся интереса к живой природе, а, следовательно, и внимательного, бережного отношения к ней.

Цель игры. Расширить знания обучающихся по вопросу о многообразии птиц. Систематизировать знания о жизнедеятельности птиц, их взаимоотношениях с окружающей средой, о роли их в жизни человека, научить детей осознавать необходимость чуткого и бережного отношения к природе.

Оборудование: эстафетный лист, карточки с заданиями, магнитофон, записи с голосами птиц и песнями о птицах, бочонки с номерами, рисунки птиц, шары для украшения праздника.

Литература.

Акимушкин И. Причуды природы. – М. “Мысль”, 1981.

Беме Р. Л., Кузнецов А.А. Птицы разных материков.- М. “Просвещение”, 1986.

Энциклопедия для детей, т.2. Биология.- М.: Аванта+, 1994.

Дмитриева Т.А. и др. Биология. 1600 задач, тестов и проверочных работ. - М. Издательский дом “Дрофа”, 1999.

Сорокина Л.В. Край родной. – М. Творческий центр. 2001.

Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. Я. “ Академия развития”, 1997.

Алексеев В.А. 300 вопросов о животных. Я. “Академия развития”, 1997.

Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду. Мир животных и растений. Я. “Академия развития”, 2001.

Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ.- Санкт-Петербург. Издательство “Акцидент”, 1998.

Детская энциклопедия. Я познаю мир. Животные.- М. ТКО “АСТ”, 1995.

Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. – М. “Просвещение”, 1973.

Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология. – М. “АСТ-ПРЕСС”, 1999.

Экологический калейдоскоп: Учебно-методическое пособие / Сост. Л.Ю. Кондрашова. – Смоленск: СОИУУ, 2002. – с. 134.

В игре принимают участие сборные команды 2-4 классов (5 человек). Ребятам заранее предлагаются следующие задания:

Выбрать название команды, эмблему, девиз, приветствие.

Изучить или повторить материал по теме «Птицы».

Ход игры.

Организационный момент.

Дорогие ребята, уважаемые гости, здравствуйте!

Мы рады приветствовать вас на станции юных натуралистов. Мы собрались здесь сегодня не случайно, ведь 1 апреля отмечается международный День птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России день птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. С этого времени ежегодно Союз охраны птиц России проводит акцию «Птица года», цель которой заключается в сохранении видового разнообразия и численности диких птиц. Каждый год правит бал лишь один представитель пернатых.

“Как прекрасен этот мир, посмотри…”

В одной из замечательных песен нас призывают остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен, этот полный чудес и загадок мир. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую – нибудь из загадок природы и удивляемся сделанному вдруг открытию. Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен. Вот почему мы эту встречу посвящаем им, нашим пернаты друзьям.

Каждая команда получила эстафетный лист. На каждом этапе вас ждут интересные задания. Итак, мы начинаем нашу игру. В добрый путь!

 

Представления команд (1-3 минуты).

Максимальное количество баллов – 15 (по 5 баллов максимальное, может поставить каждый член жюри).

 

1 ЭТАП.

Конкурс «Рассеянный художник».

 

Максимальное количество баллов - 14.

Рассеянный художник забыл запереть двери зоологического чайнворда, и все птицы разлетелись. Ребята! Помогите собрать беглецов и разместить их по своим местам в клетках чайнворда.

 

Р

У

4Б

Е

Р

Т

С

3Я

Е

Л

А

9В

Е

Р

Е

Л

В

Ь

14Л

Е

Т

Я

Т

П

Е

Д

А

   

13Д

Е

А

С

Ш

С

   

О

8Т

2Ц

Т

Н

Т

   

Д

С

Е

Н

Е

О

   

12У

И

Р

И

10П

Ч

   

Д

7А

О

5К

А

К

А

 

Н

Г

В

О

В

Л

И

11Н

А

Л

К

Л

И

Б

Р

6И

В

О

1С

 

 

 

Ответ:

Скворец.

Цапля.

Ястреб.

Буревестник.

Колибри.

Иволга.

Аист.

Тетерев.

Вальдшнеп.

Павлин.

Нанду.

Удод.

Дятел.

Ласточка.

2 ЭТАП.

Конкурс «Найди меня!»

Максимальное количество баллов - 5.

Из данных пар составьте новые слова, чтобы все буквы из пары вошли в новое слово. Какие здесь спрятаны птицы?

боль + астра (альбатрос);

вой + село (соловей);

овал + камин (малиновка);

пена + лик (пеликан);

корова + нож (жаворонок).

3 ЭТАП.

Конкурс - кроссворд «Птичья столовая».

 

Максимальное количество баллов – 14.

По начальным буквам в клеточки надо вписать названия птиц, которые чаще всего прилетают зимой на кормушки. Дерзайте!

 

 

   

С

           

Л

   

Н

А

Ч

 

Е

З

С

Е

С

 

Г

Щ

 

В

О

О

О

П

Ч

И

И

М

Д

Е

Г

О

Р

Й

В

О

Е

Н

Р

З

О

Я

Г

А

Р

Е

К

С

П

Т

И

Ч

Ь

Я

С

Т

О

Л

О

В

А

Я

О

К

Ц

И

 

Б

К

Е

Л

К

Б

К

 

Н

Л

А

А

Ж

Л

О

Л

 

А

Е

А

К

З

 

И

В

   

Й

 

А

Е

К

К

   

Н

 

А

Ь

 

 

4 ЭТАП.

Конкурс «Красная книга».

Максимальное количество баллов – 7.

Назовите 7 птиц из «Красной книги Смоленской области».

Поганка малая, поганка серощёкая, цапля белая большая, аист чёрный, лебедь-кликун, лебедь-малый, пискулька, казарка чёрная, турпан, синьга, крохаль большой, скопа, орлан-белохвост, тювик европейский, подорлик большой, подорлик малый, беркут, змееяд, балобан, кречет, сапсан, куропатка белая, журавль серый, кулик-сорока, улит большой, гаршнеп, кроншнеп большой, веретенник большой, клинтух, филин, дятел седой, дятел трёхпалый, камышовка вертлявая.

5 ЭТАП.

Конкурс «Узнай по портрету».

 

Максимальное количество баллов – 9.

Педагог показывает карточки с изображением птиц, а ребята их называют.

Ворона, дятел, голубь, воробей, синица, соловей, аист, ласточка, сова…

6 ЭТАП.

Конкурс «Голоса птиц».

 

Максимальное количество баллов – 5.

Педагог включает магнитофон с записью 5 голосов птиц. Ребята прослушивают, и пытаются отгадать, каким птицам принадлежат эти голоса.

Большой пёстрый дятел, большая синица, кряква, кукушка обыкновенная, соловей…

7 ЭТАП.

Конкурс «Алфавит».

 

Максимальное количество баллов – 10.

Каждый участник команды вытаскивает две карточки, на которых написаны буквы и вся команда называет птиц, которые начинаются на эти буквы.

А – аист.

Б – беркут.

В – ворона, воробей.

Г – гусь, гаршнеп.

Д – дятел, дрозд.

Ж – журавль.

З – зимородок, змееяд.

И – иволга.

К – клёст, кроншнеп.

Л – ласточка.

М – малиновка, мухоловка.

Н – страус нанду.

О – овсянка, орёл.

П – поползень, пингвин.

Р – рябчик.

С – соловей, сапсан.

Т – тетерев.

У – утка.

Ф – филин.

Ц – цапля.

Ч – чечевица, чайка.

Щ – щегол.

Э – страус эму.

Я – ястреб.

8 ЭТАП.

Конкурс «Продолжи высказывание».

 

Максимальное количество баллов – 10.

Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц.

вольный, как………………………………..птица

вороватый, как …………………………….сорока

важный, как ………………………………..гусь

надутый, как………………………………..индюк

желторотый, как……………………………птенец

щебетать, как………………………………синица

ворковать, как ……………………………..голубь

каркать, как……………………………….. ворона

долбить, как………………………………..дятел

верность (чья)……………………………....лебединая

9 ЭТАП.

Конкурс «Викторина».

 

Максимальное количество баллов – 5.

Вытащите из мешка 5 фишек. Ведущий читает вопрос под выбранным номером. Команда должна назвать птицу, о которой идет речь.

1). Эта птица прилетает в наши края, когда еще холодно, зябко. (Зяблик)

2). Эта птица – настоящий акробат: только она может бегать по стволу дерева и вверх и вниз головой. ( поползень)

3). Эта небольшая птичка скромной коричнево-серой окраски славится своим

чудесным пением (соловей).

4). Все у этой птички не как у других – клюв не прямой и не кривой, а крест-

накрест, и птенцов она выводит не летом, а зимой (клест).

5). Многие не любят эту птицу: она губит чужих птенцов. И все-таки она очень полезная – уничтожает множество опасных гусениц, даже таких, которых не едят другие птицы (кукушка).

6). Эти птицы прилетают к нам зимой, когда выпадает снег. И на белом фоне

хорошо видны красногрудые самцы и серые самочки (снегирь).

7). Птичка вспорхнула с ветки, как будто высоко подпрыгнула. И снова уселась на место. А потом опять взлетела. И еще.… Это она в воздухе ловит мух и других насекомых (мухоловка).

8). У этой птички два имени: одно дано ей за яркую грудку, другое за то, что она просыпается очень рано, на утренней зорьке (малиновка или зарянка)

9). Из густой кроны доносятся красивые звуки – будто кто-то играет на флейте. И вдруг кошачий визг. Но «флейтист» и «кошка» одна и та же птица. Кошкой она кричит, когда испугана или рассержена (иволга).

10). Его называют «лесным» доктором за то, что он «лечит» деревья – вытаскивает из ствола и из-под коры вредных насекомых и их личинки (дятел).

10 ЭТАП.

Конкурс «Рассказы - загадки».

 

Максимальное количество баллов – 4.

А сможете ли вы узнать птиц по их описанию?

1. Одна из самых красивых (самец ярко-красный) и своеобразнейших наших птиц. У него много чего необычного. Мало того, что клюв у нее “задом наперед”, птенцов она выводит посреди зимы, в лютый мороз, так она и умереть “по-человечески” не может. Тело ее так пропитывается смолой к старости, что многие годы не поддается гниению. (Клест)

2. Эта птица пищу себе добывает, бегая под водой, по дну чистых речек и ручьев. За это и прозвали ее еще водяным воробьем. И все у нее для этого приспособлено. Есть копчиковая железа, как у всех водоплавающих птиц, чтобы перышки жиром смазать, а “ушки” специальным клапаном при нырянии закрываются. В то время, когда другим пернатым и холодно и голодно, она живет себе припеваючи. (Оляпка)

3. Зрение у этой птицы особенное. Глаз ее может выбирать из поля зрения только ту информацию, которая ему нужна в данный момент, и не замечает другую. Одна из авиационных фирм США изобрела электронный глаз, способный определить направление и скорость движения объекта, его форму и размеры. “Глаз” может, например, распознать бомбардировщик и ракету и не замечать другие летающие объекты. (Голубь)

4. Еще ее называют касаткой. Так люди выразили свою любовь к этой птичке. Ее легко узнать по длинным острым крыльям и длинному раздвоенному хвосту. Это птица воздуха. Она редко и неохотно опускается на землю, а для отдыха садится на тонкие ветки или провода. Даже воду пьет и купается она на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. Глядя на них, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. (Ласточка)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Три команды, которые набрали наибольшее количество баллов, объявляются победителями игры и награждаются грамотами за 1,2 и 3 места. Все участники игры получают сувениры.

Пока жюри подводит итоги, все команды участвуют в викторине «Птицы».

Викторина.

1. Самая маленькая в мире птица … (Карликовый колибри.)

2. Эта птица может летать быстрее и дольше всех – три года без остановки. (Стриж)

3. Название, какой птицы носит созвездие? (Лебедь и др.)

4. Какой город носит название птицы? (Орел)

5. Существует ли птичье молоко? (У голубей, пингвинов)

6. Какая птица, по пословице, постоянно хвалит свое место обитания? (Кулик)

7. От каких птиц произошли домашние куры? (От диких банкивских кур)

8. Какие птицы устраивают детские сады? (Пингвины, страусы)

9. Какие птицы – опылители вам известны? (Колибри)

10. Птица – символ мира и чистоты. (Голубь)

11. Объясните выражение “Как с гуся вода”, употребляемое обычно в переносном смысле.

12. Вся красота этой птицы в ее хвосте, который напоминает собой музыкальный инструмент: длинные крайние его перья изогнуты в виде музыкального инструмента, а между ними, словно струны, натянуты тончайшие белые перья. (Лирохвост)

13. В 50-е годы китайцы стали уничтожать воробьев из-за того, что те склевывали много зерен риса. К чему это привело? (К массовому размножению вредителей, которых раньше уничтожали воробьи. В результате вредные насекомые нанесли ущерб во много раз больше, чем воробьи.)

14.“Древняя птица” - это … (Археоптерикс.)

15. Сельские жители никогда не выбрасывают скорлупу от куриных яиц; предварительно измельчая, они вновь скармливают ее курам, свиньям. Объясните почему. (Скорлупа содержит кальций и другие элементы, необходимые организму для образования костей и скорлупы.)

16. Какую особенность имеют яйца, откладываемые птицами на голые скалы? (Они имеют угловатую форму)

17. Вымершая, бескрылая, гигантская птица. Она была почти такой же высоты, как жираф, питалась листьями с вершины деревьев. (Новозеландский моа.)

18. Эта птица издает 150 различных звуков, часто мелодичных, временами очень подражательных. (Черный дрозд.)

19. Яйца, каких птиц в древности в странах Средиземноморья использовали как сосуды для вина? (Яйца страуса)

20. Эти птицы изображены на гербе Новой Зеландии, они охраняются государством, а фруктами с таким же названием мы охотно лакомимся. (Киви)

21. Песня, какой известной птички наших краев привлекла внимание Н.А. Римского – Корсакова для создания мелодии речитатива Весны в опере “Снегурочка”? (Снегирь)

22. Эта птица – однофамилица с великим русским писателем. (Гоголь)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.