Экологический проект «Наши друзья - пернатые» в старшей группе «Колобок»

1
0
Материал опубликован 10 April 2018

 Актуальность:

К сожалению, в современном мире, наши дети очень много времени проводят за компьютерами, планшетами и другими современными гаджетами. Родители мало  общаются  с  детьми,  не  гуляют  и  практически  не  читают  им.  Взрослые  подчас  не осознают  силу  воздействия художественно – познавательной литературы на интеллектуальное развитие и воспитание ребёнка. А именно  детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык  произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес ко всему живому. Очень важно

 своевременно показать  ребёнку, что природа вокруг нас требует внимания и ухода. Отличным примером этого может стать забота о птицах. Ребёнку очень  интересно  понаблюдать за миром птиц, узнать их повадки, выучить названия. Судьба многих птиц во многом зависит от доброты, щедрости и милосердия  человека. Более глубокому пониманию окружающей действительности способствуют художественные произведения. Поэтому мы решили с детьми и их  и родителями  принять участие в проекте «Наши друзья - пернатые!». При тесном взаимодействии с родителями, их  помощи и участии, у детей сформируется бережное отношение к природе, повысится уровень экологической культуры и знаний. А художественное  слово усилит

впечатление от непосредственных наблюдений, разовьет  мышление и воображение.

 Цель проекта: формирование у детей знаний о птицах Воронежского края, их образе жизни, повадках, особенностях через восприятие художественно - познавательной литературы.

 Задачи проекта:

1.Развивать любознательность детей в процессе наблюдения за птицами.

2.Развивать познавательные способности детей (внимание, мышление, память, воображение)  через художественное слово.

3.Развивать у детей умение реализовать свои впечатления в художественно - творческой деятельности.

4.Совершенствовать у детей умения оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.

5.Повысить интерес родителей и детей к художественной и познавательной литературе.

6.Воспитывать гуманное отношение, чувство сопереживания  и  желание помочь птицам.

  Тип проекта:  среднесрочный

 Формы реализации проекта: Непосредственно образовательная деятельность (НОД), беседы, игры, сотрудничество с родителями.

 Участники:  воспитатели, музыкальный руководитель,  дети старшей группы «Колобок» и их родители.

  Сроки  реализации:  1 месяц

 Ожидаемые результаты:

· расширился кругозор детей;

· повысился процент детей с высоким и средним уровнем знаний об окружающем по теме «Птицы»;

· повысился интерес родителей и воспитанников к  сотрудничеству и взаимодействию;

· повысилась читательская   культура в семьях воспитанников.

 Итоговое мероприятие: экологическое развлечение «День птиц».

 Работа с родителями:

1.     Консультация: «Как научить ребенка любить природу».

2.     Папка – передвижка по теме.

3.     Привлечь родителей к участию в оформлении фотоальбома «Птицы».

4.     Изготовление костюмов для развлечения «День птиц».

 Реализация проекта:

I этап: Подготовительный

 – разработка плана реализации проекта;

 – подбор методической литературы для реализации проекта;

 – подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций ; организация развивающей среды в группе.

II этап: Основной

1. Беседа «Почему перелетные птицы прилетают к нам только весной?» 2. Беседа «Для чего нужна Красная книга?»

3. Беседа «Птицы нашего края»

4. Решение  проблемной  ситуации: «Почему птицы летают, а люди нет?»

5. НОД «Каждой птице нужен дом» (аппликация)

6. НОД «О чем поют птицы?» (природный мир)

7. НОД «Птицы прилетели» (рисование)

Цикл наблюдения за птицами во время прогулок.

Целевая прогулка «Где повесить домик для скворца?»

Игровая деятельность:

- Театрализованная игра – имитация «Мы - птички-невелички», инсценировка стихотворения В. Кремнёва «Друзья птиц».

- Сюжетно-ролевые игры: «В зоопарке», «Птичья семья», «Ветеринар», «Мы – защитники птиц».

- Д/и «Птичьи гнезда», «Чей клюв?», «Прилетели птицы», «А вы знаете?».

-  П/и «Гуси, гуси, га га га…», «Грачи летят», «Вороны», «Собачка и воробьи», «Гуси – лебеди», «Совы», «Птички и кошка», «Коршун», игра м/п «Синичка», «Птички в гнёздышках», «Перелётные птицы».

-  Пальчиковая гимнастика: «Кормушка для птиц», «Птенчики в гнезде».

 -Игры - эстафета: «Накорми птенцов».

- Речевые игры: «Птицы и птенчики», «Назови ласково», «Чьё перо?», «Один – много», «Как сказать иначе?», «Что делает птица?», «Чья картинка?».

 Чтение природоведческой литературы: Г.Снегирева “Про птиц”; В.Зотова “Клест”, “О птицах”; В.Бианки “Кто в скворечник прилетел?”; Н.Сладков. Синичий запас; пословицы, поговорки, стихи о весне. Разучивание стихов Ф. Тютчев “Весна”, “Весенние воды”, С. Есенин “Черемуха”. Чтение словацкой народной сказки «У солнышка в гостях».

Музыкальная деятельность:

- Слушание песен: «Скворушка», «Весенняя песенка», «На дворе сосульки капали…» и др.

 - Слушание аудиозаписи:  «Голоса птиц».

 - Музыкально – ритмическая композиция:  «Весна красная идёт…». Экспериментирование: исследование пера голубя, рассматривание птичьих следов, посев овса для птиц.

III этап – Заключительный

Выставка детских работ на тему: «Наш птичий вернисаж». Оформление папки-передвижки «Птицы – верные друзья»

МТР «День птиц».

 Приложение

 Беседа «Почему перелетные птицы прилетают к нам весной?»

Задачи: Определить с ребятами особенности весеннего времени года, Оборудование: фото птиц (грача)

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций природы весной.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Что об этом говорит?

Дети: тает снег, так как солнце греет сильнее, просыпаются насекомые, прилетают птицы и т.д.

 Воспитатель: правильно. А какая же птица прилетает самая первая? Отгадайте загадку:  Прилетает весной эта птица

                                   Поле вспашут, там любит кормиться.

Дети: грач (воспитатель показывает картинку)

Воспитатель: ребята, а какие еще птицы прилетают весной? (воспитатель загадывает загадки о скворцах, жаворонках, ласточках и показывает картинки птиц).

 Воспитатель: давайте поиграем в игру «Прилетели птицы».

Воспитатель: ребята, а почему птицы прилетают именно весной?

Дети: потому что просыпаются насекомые, которые служат пищей птицам.

 Воспитатель: чем заняты птицы весной?

Дети: вьют гнезда, чтобы вывести птенцов.

 Воспитатель: а почему зимой птицы не высиживают птенцов?

Дети: зимой холодно и мало корма.

 Воспитатель: почему же птицы прилетают именно весной?

 Дети: ответы детей.

 Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Угадай и назови»

 - У какой птицы самая длинная шея? (у лебедя)

 - Какая птица подражает пению других птиц? (скворец)

 - У какой птицы красный длинный клюв? (у аиста)

 - Какая птица не вьет гнезда? (кукушка)

 - Какая птица пьет и питается на лету? (ласточка).

 НОД «Каждой птице нужен дом» (аппликация)

 Задачи: Закрепить знания детей о необходимости для птицы иметь свой домик, вить гнездо, заботиться о своем потомстве. Закрепить знания о разнообразии птиц, продолжить формировать умение передавать точность композиции. Воспитывать аккуратность.

Предварительная работа: чтение х\л: В.Бианки «Чей нос лучше», Г.Снегирев «Птицы наших лесов», М.Горький «Воробьишко». А.Куприн «Скворцы»;  наблюдение за птицами на участке детского сада (воробьями, голубями, грачами, воронами);  рассматривание иллюстраций «Перелетные птицы»;  п\и «Птицелов».

 Оборудование: презентация «Птицы нашего края», картинки птиц в гнездах, цветная бумага, листы белой бумаги, клей, салфетки, ножницы.

Ход занятия:

Педагог предлагает детям отправиться в весенний лес (включаются презентацию, дети видят и слышат шум леса, разговоры птиц).

 Воспитатель: Что вы услышали?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Каких птиц вы знаете?

Дети: грачей, воробьев, голубей, ласточек…

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в гости (воспитатель показывает  картинки птиц), им негде остановиться и жить. А где должны жить птицы?

Дети:  в скворечниках, в гнездах?

Воспитатель: зачем птицам гнезда?

Дети: предположительные ответы детей.

Воспитатель:  ребята, поможем нашим гостям построить жилье? Выполняется работа по вырезанию и наклеиванию скворечников на белый лист бумаги, потом наклеивается птицы.

 Физкультминутка «Перелетные птицы»

 Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают.(«клюют»)

Пёрышки почистили, Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Дальше полетели  И на место сели (улетают», садятся)

Завершение аппликации наклеиванием листьев и цветов на ветку дерева.

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые домики теперь у наших

птиц, они вам очень благодарны.              

 

Д/и «А вы знаете»

1. У кого самый красивый хвост? (павлин)

2. У кого самая длинная шея? (фламинго)

3. У кого самые длинные ноги? (страус)

4. У кого самые большие глаза? (сова)

 5. Кто лучше всех поет? (соловей)

6. Кто выше всех летает? (Стриж)

7. У кого самый зоркий глаз? (орел)

 8. А какая птичка спит на облаках? (стриж)

 

Д/и Назови  птицу.

Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память , мышление; воспитывать любовь к природе .

Материал: картинки птиц (домашние птицы, воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).

Ход игры:

Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают согласны они или нет.

 

Д/и Кто чей?

Цель: развивать умственные способности, определять, чей птенец, активизация словаря детей.

Материал: картинки домашних птиц и их птенцов.

Ход игры:

 Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им подобрать детенышей. Ребенок называет птицу и детеныша.

Комментарии
Комментариев пока нет.