Конспект внеклассного мероприятия «Наши пернатые друзья» (6 класс)
Наши пернатые друзья
(внеклассное занятие) 6 класс
Цель: уточнение знаний учащихся о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.
Задачи: определить зимующих птиц Восточной Сибири;
совершенствовать умение учащихся узнавать птиц по их устному описанию;
дать учащимся знания о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц;
воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: иллюстрации зимующих птиц, образцы кормушек, запись «Голосов птиц», мультимедийное сопровождение, плакат со стихотворением, карточки с контурами птиц.
Ход занятия
Организационный момент.
Вводное слово учителя о целях и задачах учебного занятия.
2.Повторение пройденного материала.
- Птичьи вопросы (работа в группах).
По письменному описанию определить птиц и указать их на фотографиях.
1. Вся жизнь этой маленькой птицы проходит в воздухе. На земле она не может двигаться – слишком короткие ноги и длинные крылья. Очень редко нуждаются в отдыхе: из 24 часов в сутки они отдыхают – спят в гнезде – лишь 6. Этих птиц и прозвали так – то ли, что они издают звуки «стри…стри…», то ли потому, что они «стрегут воздух». (стриж)
2. Эта птица поедает много вредителей леса и сада, которых не трогают другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. В этом их польза! 50 из130 видов этих птиц не насиживают яиц. Они отказались от постройки гнёзд и заботы о собственных детях, вместо этого приспособились класть яйца в чужие гнёзда. (кукушка)
3. Крупная птица, гнездящаяся вблизи жилья человека. Поверье, что эта птица приносит детей, особенно распространено у западных славян. (аист)
4. Крупная промысловая птица: вес взрослой птицы достигает двух килограммов, мясо не хуже куриного. Кроме того, если зимой они вынуждены питаться почками, семенами берёз, шишечками можжевельника, то летом они охотно поедают насекомых и приносят при этом большую пользу лесу. (тетерев)
5. Эти птицы поедают гусениц, слизней, жуков, личинок. Во время массового размножения вредителей объединяются в огромные стаи, и ни один враг не устоит перед ними. Этих птиц считают хорошими певцами. Но собственная их песня далеко не музыкальна. Зато прекрасно подражают другим птицам. В их песнях встречаются самые разные мелодии: соловьиные, синичьи, иволги, могут «петь» голосом лягушки, «лаять по-собачьи (скворец)
6. По земле эта птичка передвигается шагами и прыжками, полёт ровный, издаёт характерные стрекочущие звуки. Все говорят, что она трещит без умолку.
И весёлая, и проворная,
Крылья чёрные, спинка чёрная.
А бока её, бока белые,
Как цветы весной,
Цветы вербные. (сорока)
7. Маленькая перелётная птица. Целые дни проводит у реки или у ручья, покачивая всё время своим длинным хвостиком. Вдруг хвостик превращается в веер – птичка распустила его, в этот миг стали заметны белые пятнышки. Этим она сообщает своим подружкам: «Спешите ко мне, я нашла еду!» (трясогузка)
8. Эта птица сравнительно крупных размеров, но увидеть её в лесу очень трудно: сядет на землю, прижмётся и нет её; сядет на сук, вытянется вдоль – и исчезнет. Название своё получила не зря: она рябая – вся в чёрных, белых, коричневых пятнышках. Именно они помогают птице исчезать, сливаться с окружающей обстановкой. (рябчик)
Изучение нового материала.
а) Вводная часть.
Учитель:
- Сегодня мы продолжаем знакомство с птицами. Отправимся в путешествие по зимнему лесу, поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
С. Есенин
- Как называют таких птиц? (Зимующие птицы)
- Для чего нужны птицы в природе? ( Создают красоту природы, являются санитарами леса, способствуют размножению растений)
Знаешь ты и знаю я,
Как пернатые друзья
Песенки в лесу поют,
Мошек, червяков клюют,
Что всё время тук да тук
Дятел - леса верный друг.
Ищет дятел для обеда
Усача и короеда.
Скачет резвая синичка
Вправо, влево, вверх и вниз.
У синички есть привычка:
Ветку каждую и лист
Оглядит, и от букашки
Будет лист надолго чист.
Вот он, милый скворушка,
Греется на солнышке.
Верен он своей природе:
Он находчив, ловок, смел.
Он сегодня в огороде
Всю капусту осмотрел
И со всех листов капустных
Червяков поел. Как вкусно!
б)Основная часть.
Знакомство с зимующими птицами Восточной Сибири. (Работа с фотографиями зимующих птиц, их названиями)
1. Выступления детей с сообщениями
Дятел:
Вся жизнь дятла проходит на деревьях. Здесь же добывает корм из-под коры деревьев, так как пищей ему служат личинки жуков и насекомых, живущих в коре и древесине. Достаёт он их тонким языком, который может высовываться изо рта на 10-12 см. Язык у него липкий и имеет на конце маленькие шипики. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его конец. Питается также и семенами хвойных деревьев.
Учитель:
Как внимательный врач, дятел выстукивает, осматривает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражён лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, он ещё и плотник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел; и его дупла служат домиками, в которых с удовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, горихвостки, синицы и многие другие очень полезные птицы.
Синица:
Синицу можно увидеть не только в лесу, но и в городе. У неё чёрная шапочка, жёлтая грудка и острый чёрный клюв. Она охотно поселяется в старых хвойных лесах. Место для гнезда выбирает в гнилом пне или занимает пустые дупла. Зимой охотно поедает семена ели, сосны и других растений.
Учитель:
Эта птица встречается чаще всех зимующих птиц. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перекочёвывают ближе к селениям и городам. И зимой, когда все насекомые спят, синицы приносят пользу. Они разыскивают в щёлочках коры спрятавшихся насекомых, их яички, личинки и множество их поедают.
Снегирь:
Снегиря можно узнать по его красной грудке. Частый гость зимой в наших лесах. Не случайно имя связано с первым снегом. Толстый клювом снегирь вылущивает семена ягод черёмухи, можжевельника и рябины, охотно поедает семена ольхи и берёзы.
Оляпка:
Оляпка прозвана водяным воробьём за способность нырять и ходить по дну водоёма. Круглый год живёт по берегам горных рек, на дне которых добывает личинок ручейников и других донных животных. Грудка белая, хвост короткий. Летают низко над водой, открытых мест избегают.
Клёст:
На крыльях у клёста по две белые полосы. Отличительной чертой клёста является толстый перекрещённый клюв, которым удобно шелушить шишки ели и лиственницы. Период гнездования растянут с февраля по март. В верхней части кроны хвойного дерева самка строит гнездо и насиживает яйца. В заснеженных ветвях самка выводит птенцов.
Поползень:
Поползень имеет голубовато-серую окраску, длинный клюв, чёрную полосу, проходящую через глаза. Пернатый акробат перемещается по стволам деревьев вниз головой, боком и даже вперёд хвостом. Питание летом составляют насекомые, их яйца, личинки, осенью и зимой – ягоды, семена сосны и ели. Охотно будет клевать хлебные крошки и несолёное сало, семечки.
2. Учитель: Игра-разминка «Перелётные и зимующие птицы» (Если называю перелётную птицу – руки вверх, хлопок, если зимующую – присесть)
Клёст – жаворонок – стриж – поползень – тетерев – рябчик – ласточки – свиристель – грач – снегирь – кукушка – скворец – синица – дятел – трясогузка.
3. Учитель: Как вы считаете, ребята, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему? (Ответы детей)
Действительно, для птиц страшнее голод. Особенно, когда после оттепелей наступают морозы, деревья, кустарники, сухие остатки травяной растительности и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд плотно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых, и птицам – даже таким проворным и шустрым, как поползень, - приходится туго, не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. В это суровое время года им, как никогда, нужна забота человека.
Разговор на лесной полянке:
Ворона: Ох и тяжко нам , воронам, живётся. Всех опасаться приходится, особенно ребятишек. Как увидят меня, так и норовят снежком попасть, того и гляди искалечат.
Сорока: Бр – бр –р…Какой мороз! Здравствуйте, тётушка Ворона!.... А Вы знаете, что в школе № 10 есть ребята, которые изготавливают кормушки…
Ворона: А что это такое?
Сорока: А давайте слетаем и узнаем!!!!
Учитель: Многие из ребят изготовили кормушки. Давайте их рассмотрим. Какая из кормушек наиболее удачная, удобная для птиц? (Ответы детей)
Давайте рассмотрим различные виды кормушек: домик, защёлка, «фонарь», «оконная». (мультимедийное сопровождение)
4. Учитель: Для различных видов птиц нужны различные корма.
Птицы |
Корм |
Клесты |
Сосновые, еловые семена |
Дятел |
Семена шишек, личинки насекомых в коре деревьев и веток, сырое сало |
Синицы, поползни |
Семена подсолнечника, сырое сало |
Воробьи |
Овёс, пшено, просо |
Щеглы |
Семена репейника |
Снегири, свиристели |
Ягоды рябины и калины |
Всем |
Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов |
Игра «Определи корм» (С завязанными глазами определить корм и вспомнить, кто им питается)
5. Учитель: Послушайте рассказ.
В красивом лесу на высокой берёзе свила себе гнездо иволга. Хорошее получилось гнездо. Удобное и просторное. Летом вывела птенцов.
Однажды отец улетел за кормом, а мать осталась в гнезде согревать своих маленьких деток, которых любила больше всего на свете. И вот сидит она такая яркая, ослепительно-красивая. На беду её красота привлекла внимание мальчишек. Любопытно им стало: птенцы такие же красивые?
Полезли мальчишки на дерево. Заволновалась иволга, быстро-быстро забилось её сердечко: «Что за страшные чудовища надвигаются?» Не выдержала птица, выпорхнула из гнезда.
Взяли озорники птенцов в руки…Как вы думаете, ребята, что произошло дальше? (ответы детей) Давайте составим правила «Помощь пернатым друзьям»
Памятка – правила «Помощь пернатым друзьям»
Не разоряй птичьих гнёзд
Не нарушай маскировку гнезда
Не лови птенцов
Н спугивай птиц с гнезда
Подкармливай птиц зимой
Весной делай скворечники
Учитель: Домашнее задание – назвать народные приметы, связанные с птицами.
Воробьи дружно расчирикались – к оттепели
Синица к избе – зима на дворе
Осенью птицы летят низко – к холодной зиме; высоко – к тёплой зиме
Ворона купается ранней весной – к теплу
Грачи прилетели до 14 марта – быть лету мокрому, а снег сойдёт рано
Гуси высоко летят – воды будет много, низко – мало
Увидел скворца – знай: весна у крыльца
Летом ворона купается – к дождю
Синица пищит – зиму вещает
Зимой галки собираются к вечеру и кричат – к ясной погоде
Итог занятия
С утра до позднего вечера,
Освоив полянки страниц,
Хозяйствует в книжке доверчиво
Раздольная музыка птиц.
А может быть, с этого времени
Наступит иная пора –
И станет для птичьего племени
Милее ещё детвора?!
Порадуют снова пернатые
Руладами сердце и слух,
И крепче подружат с юннатами
Речушка, и роща, и луг.
От неба до мира подводного
Давайте ж, как Родины речь,
Умом и душой благородною
Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста,
Любя и Европу, и Азию,
И наши родные места!
Что хотел сказать автор? Прочитайте фразу, которая получилась из выделенных букв этого стихотворения. Сохраним природу земли. Об этом мы должны помнить всегда!
Придумать слова для листовки
Заключение
Рефлексия
Подведение итогов
I II III IV
Куликова Ирина Геннадьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Новгородская Наталья Юрьевна