Конспект бинарного занятия для детей старшей логопедической группы на тему «Дикие животные зимой»
Конспект бинарного занятия для детей старшей логопедической группы
По лексической теме «Дикие животные зимой»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Закрепить знания детей и расширить словарь по лексической теме «Дикие животные зимой»
2. Упражнять в подборе антонимов;
Закреплять навыки звуко-слогового анализа слов;
4. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
5. Закрепление способов образования новых слов путем сложения основ;
6. Упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом а.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать фонематический слух;
2. Развивать память, внимание, мышление;
3. Развивать речеслуховое внимание, эмоциональную сферу, мелкую моторику;
Воспитательные:
1. Прививать любовь к родной природе, чувство любви к животным;
2. Воспитывать желание со сверстниками, добиваться положительных результатов в совместной творческой деятельности.
Ход занятия:
Логопед. Ребята, сегодня, к нам пришли гости. Поздоровайтесь.
Вам пришло видеописьмо. Внимание на экран.
Кот: (Видео)
Логопед. Вы готовы помочь жителям сказочного леса? (ответы детей)
Психолог. Поможет нам в путешествии дружба. А с чего начинается дружба? Правильно с улыбки. Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза и подарим друг другу теплую и добрую улыбку. Теперь, когда наша дружба стала еще крепче, нам не страшны никакие трудности. Давайте рассмотрим карту. (рассматриваем карту) Отправляемся в путь.
Логопед. На пути у нас река. Просто так ее не перейти. Но я знаю, что вода очень любит играть. Предлагаю подойти к столу и поиграть с ней.
Молодцы! Вода успокоилась и пропускает нас в сказочный лес.
Вот мы и в лесу. Лес то не просто, сказочный и волшебный. Для того, чтоб продолжить путь вам надо стать волшебниками.
Подумайте и скажите, как без помощи рук, можно удержать шарик в воздухе.
«Дыхательная гимнастика» с трубочками на развитие длительного, сильного плавного выдоха.
Под счет до 5 удержать шарик в воздухе.
Молодцы! Вы превратились в настоящих волшебников.
А сейчас внимание на экран. Кто-то спешит к нам Лиса (видео)
Конечно, вы узнали ее. Одна из самых популярных героинь сказок. Это лиса. Какие сказки вы помните, в которых была лиса. (Ответы детей.) А какая лиса? (Лиса — рыжая, хитрая, пушистая, красивая, умная, теплая, лохматая, длиннохвостая, черноносая, чуткая.)
Молодцы! Вы были внимательными и лиса не смогла вас обхитрить.
А наш путь продолжается, сверимся с картой.
Посмотрите, кто-то стрелу оставил. А в какой сказке стрела встречается? (Царевна лягушка). Она поможет нам пройти дальше.
«Фигуры на руке»
На руке у вас нарисую фигуру, а вы угадайте ее. (ответы детей) Какую фигуру я нарисовала? А что еще бывает такой формы? (Ответы детей.)
Кощей (видео)
Узнали кто это? Он появился, чтоб нам помешать.
«Заколдованная картина»
Под геометрическими фигурами спрятались животные. Догадайтесь, о каком животном я говорю са – ли. (Лиса), под какой фигурой она спряталась? И т.д. (яц-за, бан-ка, ка-бел, ведь-мед, ка-мыш)
Молодцы! Вы ловко справились с этим заданием.
Физминутка
Эй! Ребята, не ленитесь! По порядку становитесь!
Справа - друг и слева- друг! Вместе все в веселый круг!
Руки вверх! Руки вниз! Наклонись и поднимись.
Влево, вправо повернемся И друг другу улыбнемся!
Топни правою ногой! Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой! Влево шаг! И снова стой.
Шаг - назад и два - вперед!
Вправо-влево поворот!
Покружимся. Повернемся.
Снова за руки возьмемся! Три шага вперед, дружок!
Станет тесным наш кружок! Покружились. Потолкались. Повернулись. Разбежались!
Стоп! На месте ты замри. Фигуру зверя покажи.
Психолог: Как вы думаете. Чем можно победить кощея? Предлагаю плохие качества кощея. Превратить в хорошие. «Антонимы»
Злой - добрый, плохой- хороший, лживый - правдивый, темный - светлый, ленивый - трудолюбивый, грустный - веселый, грубый -ласковый, безобразный - красивый, глупый - умный
Логопед: Вы сказали, сейчас, столько много ласковый слов. Их приятно слушать. Справитесь ли вы со следующим заданием. Каждое слово в предложении назови ласково.
-У лисы рыжая шерсть. -У зайца длинные уши. -У ежа короткие лапы. -У белки пушистый хвост. -У мыши черные глаза. У барсука полосатая спина.
Вот мы и еще одной сказке помогли. Смотрим карту и идем дальше. У нас на пути кто-то орешки оставил! Кто же любит грызть орешки? (Белочка.) В какой сказке встречается белочка с орешками? (в сказке А. С. Пушкина «сказка о царе Салтане».) Для чего белочка оставила нам орешки? Чтоб наши пальцы были ловкие, цепкие, быстрые, как у белки. Присядьте на «бревно», отдохните и поиграйте с орешками.
Пальчиковая гимнастика «Орешек»
Проводится игра, развивающая мелкую моторику рук (дети выполняют движения, описываемые в тексте).
Логопед. Вам не кажется, что здесь как-то холодом повеяло и куда это мы попали? (в царство Снежной королевы) видео
Смотрите, здесь какие-то картинки. Это Снежная королева животных заморозила. «Зашумленные картинки»
«Спасите» их из ледяного плена. Возьмите карандаш и обведите их. Назовите животных, которых вы спасли. Посмотрите и в наших лесах, и на севере живут медведи. Давайте их сравним. Я начинаю, а вы продолжайте.
Бурый и белый медведи очень похожи. Тело у бурого медведя покрыто густой шерстью, и у белого медведя тело покрыто густой шерстью. У бурого медведя крепкие, большие клыки, и у белого медведя….У бурого медведя мощные, лохматые лапы и у… У бурого медведя влажный, черный нос, и у… Бурый медведь - крупное сильное животное, и… Бурый медведь сам добывает пищу, и белый…
Замечательно. А, теперь, сами расскажите, чем же они отличаются. Но, для этого разделимся по командам. А кто в кого превратиться мы сейчас узнаем. Вы трое станьте белыми медведями, а вы бурыми.
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела Вам начать она велела.
Составление сравнительного рассказа-описания
«Я бурый медведь, а я белый медведь.
Я живу в лесу, а я живу во льдах на севере.
Я люблю строить берлогу под корнями упавших животных, а я люблю строить берлогу в снегу.
Я всю зиму сплю и сосу лапу, а я всю зиму охочусь и катаюсь на льдине.
Я люблю мед и малину, а я люблю тюлений и рыбу.
Я приспособлен к жизни в лесу, а я приспособлен к жизни во льдах.»
Логопед: Скажите белый медведь хищник? (Да) А почему тогда он не есть пингвинов?
Молодцы! Вы очень хорошо рассказали про медведей.
Психолог: а каким животным хотели бы стать вы? (ответы детей) Почему?
Кот благодарит (видео) детей и дарит сундук. Сундук стоит под деревом, на котором сидят птицы. У птиц ключи.
Послушайте и отгадайте у какой птицы ключ. Будьте внимательны.
1. Выше вороны, ниже филина, слева от ствола.
2. На дереве, справа от филина, слева от снегиря.
3. Под деревом, между вороной и голубем.
4. Над дятлом, справа от филина и синицы.
5. Выше воробья и ниже сороки.
6. Ниже филина, ниже сороки, ниже дятла и слева от воробья.
Логопед: Замечательно. Птицы вам дали ключи от сундука. Подойдите к сундуку и вставьте каждый свой ключ.
Сундук открылся. В коробке сюрприз.
Логопед: какие задания были сложные ? Что было легко. Что вам поравилось? Спасибо вам, ребята!