12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация    Помощь
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Колотушкина Ольга Геннадьевна329
Россия, Ивановская обл., город Родники

 

Учитель Колотушкина Ольга Геннадьевна

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 4 города Родники Ивановской области


Цель: Повышение уровня знаний учащихся в области орнитологии

Задачи: Воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Пропаганда природоохранной деятельности.

Раскрытие творческих способностей и развитие личностных качеств учащихся.

Оборудование. Голоса птиц в грамзаписи.

Фотографии птиц, маски птиц, кормушки. Электронное приложение.

                                                   Ход игры

Учитель. Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас с весенним праздником - Днем птиц!

Трудно представить себе весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьев. Вот почему мы эту встречу посвящаем им, нашим пернатым друзьям. Пусть эта встреча откроет для каждого что-то новое и интересное. Пусть крепче станет дружба между людьми и птицами! Итак, мы начинаем игру.

Учитель. Кажется , к нам гости!

Инсценировка «Разговор на лесной поляне» (Исполняют учащиеся)

Сцена оформлена в виде лесной полянки. Слышен шум вьюги. На сцене появляется, и в страхе оглядываясь назад "ворона".
Ворона. Карррр, карррр… Хулиганы! Ох и тяжко нам. воронам, живется. Всех опасаться приходится, особенно ребятишек. Как только увидят меня, так и норовят снежком попасть, того и гляди искалечат.
Появляется "синица"
Синица. Здравствуйте, тетушка ворона! А я слышу, кто-то здесь разговаривает. Дай, думаю посмотрю. А тут вы. С кем это вы разговариваете?
Ворона. Каррр, еле ноги сейчас унесла. Все еще отдышаться не могу. Хулиганы! ( ворона грозит "крылом") сидела на заборе думала чем бы поживиться, а ребята снежками в меня снежками

Синица (вздыхает). Да и нам, синицам, зимой не легче живется. Все летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз целый день так и ничего и не найдешь, голодной засыпаешь. А вы знаете, тетушка Ворона, что из 10 синиц за зиму выживает только 9… Бедные мои синички!

Ворона. Что тут и говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера воробья встретила на поляне, тоже на голод жаловался. Говорил, что не знает. Как пережить зиму.

Синица. А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что этой зимой птицам легче будет. Говорит, что есть школьники, которые по всей деревне кормушки развесили. А в них разный корм: семечки, хлебные крошки, сало…

Ворона. Что это еще за кормушки?

Синица. Да вон, видишь (показывает "крылом" в зал). У многих ребят в руках кормушки.

Ворона. Кар- р-р-р! И в самом деле! Я в прошлом году такую же кормушку видела у одного дома. Летала я как-то по деревне. Три дня ничего не ела, Села на ветку, сил нет. Ну, думаю, конец мне пришел. Глядь, а на дереве висит вот такая же кормушка. Заглянула я в нее, а там семечки…
Так я и выжила в ту зиму.

Синица. И мне той зимой плохо было. А иногда подлетишь к кормушке, а там ничего нет, забыли ребята корм насыпать. Так и остаешься голодной.
Ворона. Как ты думаешь, сорока про кормушки правду сказала?

Синица. Не знаю, сороке верить трудно, она вечно разносит всякие небылицы по лесу. Сколько бы птиц ребята от голодной смерти спасли.
Синица. Тетушка Ворона, а давай попросим ребят, чтобы они все таки кормушки развесили и не забывали в них корм насыпать. И тогда никакая зима нам птицам не будет страшна.


 

Учитель. Как вы считаете, ребята, надо помогать птицам?

А вы ждёте весной прилёта птиц? Почему?

Стихотворение С. Погореловского «Наши гости» (Читает группа детей)

Мы вставали ночью даже,

Из окна смотрели в сад.

Ну когда же, ну когда же

Гости наши прилетят?

Ну когда же звонкой стаей

Защебечут у окна?

Может быть, они не знают,

Что вернулась к нам весна?!

Что скворечник ждёт их новый,

Что проснулись луг и сад…

Всех гостей встречать готовы.

Что же гости не летят?

А сегодня поглядели –

На ольхе сидит скворец.

Прилетели, прилетели!

Прилетели, наконец!

Учитель. Вы хотите поиграть? Представление членов жюри – родителей, которые будут отмечать активных участников игры. Игра включает в себя пять конкурсов, участвовать в которых могут все желающие. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон – зёрнышко.

 

Первый конкурс «Что за птица?»

1.Какие птицы прилетают с юга первыми? (Грачи.)

Учитель. Светлое пятно над клювом – примета взрослого грача. Птица много работает своим клювом, добывая из почвы личинок насекомых и червей. При этом мелкие чёрные пёрышки вокруг клюва стираются и он белеет.

Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла.) Дятел живет в дупле, которое выдалбливает себе сам. В пору сокодвижения дятлы любят полакомиться кленовым, берёзовым или осиновым напитком. Своим крепким клювом он побивает отверстия в древесине, а затем засовывает туда свой длинный гибкий язык, покрытый клейкой слюной. Конец языка покрыт мелкими зубчиками. Наколов языком насекомое, дятел втягивает его в рот.

Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? ( Тетерева, рябчики.)

Учитель. Давайте послушаем, о чём дятел говорит с тетеревом.

Сценка «Дятел и тетерев» (Исполняют учащиеся)

- Здравствуй, тетерев! Со вчерашнего дня не виделись. Где летал, где спал?

- Летал я над, спал под.

- Что это за ребус такой: то над, то под?

- Это не ребус, а снег. Летал над снегом, спал под снегом.

- Ишь какая у тебя жизнь развесёлая. А я. Горемыка, всё в да в. летаю в лесу, прыгаю в ёлках, ночую в дупле. Скучно!

Учитель. А вот и неправда, скучать дятлу не приходится. Целый день работает дятел, спасая деревья от вредителей. Он лечит и наши сады. Понаблюдайте за этой красивой и неутомимой птицей.

Кто летает выше всех? (Орел.) Орёл может летать на высоте до 4000 метров со скоростью 160 км\час


 

Какую птицу называют лесной кошкой? (Сову. Охотится ночью.)

Учитель. Неужели к нам летит сова? А кто это рядом с ней, волк? Давайте послушаем, о чём они говорят.

Сценка «Волк и сова» (Исполняют учащиеся)

- Мы, сова, с тобой похожи: ты серая, и я серый, у тебя когти, и я хищник. Почему же встречают нас люди по-разному? Тебя хвалят-расхваливают, меня клянут-проклинают.

- А ты, волк, что ешь-то?

- Да всё больше жирных барашков, да козлят, да телят…

- Ну вот видишь! А я всё мышей вредных. Похожи мы с тобой по одёжке, да разные по делам!

Учитель. Что правда, то правда. Благодаря своему отличному зрению в самую тёмную ночь сова видит на земле притаившуюся мышку. Днём сова тоже видит, но охотится только ночью. У неё и замечательный слух. Она слышит, как по дереву ползёт жук или как под снегом бегают мыши. Одна сова съедает в год до тысячи грызунов.

Мудрейшая птица на свете – сова.

Всё слышит,

Но очень скупа на слова.

Чем больше услышит,

Тем меньше болтает.

Ах, этого многим из нас не хватает!

Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус.)

Учитель. Высота страуса 2,5 м, масса до 135 кг. Страус не умеет летать, зато он отличный бегун. В случае опасности он развивает скорость до 70 км\час.


 

Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты.)

Учитель. Клесты могут выводить птенцов в лютый мороз. Клесты кормят своих птенцов семенами из еловых и сосновых шишек, поэтому корма птицам хватает и зимой, и летом.


 


 

Какая птица любит нырять в прорубь? (Оляпка.)

Сценка «Сорока и оляпка» (Исполняют учащиеся)

- Ой-ой, оляпка, никак купаться в полынье вздумал?

- И плавать, и нырять!

- А не замёрзнешь?

- У меня перо тёплое!

- А намокнешь?

- У меня перо водоотталкивающее!

- А утонешь?

- Я плавать умею!

- А проголодаешься после купания?

- А я для того и ныряю, чтоб водяным жучком закусить!

Учитель. Такую интересную птичку можно встретить в наших северных лесах. Живёт она на чистых, незагрязнённых ручьях и речках. Это небольшая, очень подвижная птичка с белой грудкой и длинными тонкими ножками, крепкими коготками. Она шустро бегает по мелким береговым камешкам и, взмахнув короткими крыльями. Над самой водой перелетает с камня на камень. На ваших глазах она вдруг исчезает под быстро текущею водою. Хорошо видно, как, загребая крылышками. Оляпка бежит по дну прозрачного ручья. Пробежав некоторое расстояние, она вылетает из воды и, усевшись на камень, вновь начинает петь свою весёлую песенку.


Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королек.)

Учитель. Королёк в пять раз легче воробья. Гнездо строит на кончике одной из веток на самой макушке ели. Яйца королька размером с горошину. Своих птенцов королёк кормит самыми мелкими насекомыми, добывая их из щелей коры деревьев. Королёк за год поедает от 8 до 10 млн вредных насекомых.

Какая птица строит своё гнездо на земле? (Жаворонок) Гнездо жаворонка несложно: это ямка, выстланная соломинками и травинками. После пения жаворонок никогда не спускается на землю у самого гнезда. Он опустится не ближе 15-20 метров от своего гнезда, а потом уже, спрятавшись в траве, быстро перебегает это расстояние и подходит к гнезду. Жаворонок поедает на поле мелких насекомых и семена сорняков.

Учитель. Прилетели перелетные птицы. Принялись за свои трудовые дела: поправляют старые гнёзда, чистят скворечники. Весной птицы откладывают яйца, высиживают птенцов. Послушайте разговор между мухоловкой и кукушкой.

Сценка « Добрая» (Исполняют учащиеся)

- Что же ты плачешь, Мухоловочка? Бедненькая!

- Как же мне, Кукушечка, на плакать. Было у меня в гнезде пять яичек, осталось четыре. Сойка одно яичко утащила!

- Ах, душегубка! Ах, негодница! Не плачь, Мухоловочка, я помогу твоему горю. Я тебе своё яичко положу.

- Нет, нет, нет! Прошлое лето одна кукушка помогла вот так мне, так я всех своих деток лишилась. Вылупился кукушонок-злодей и всех моих деток из гнезда выкинул! Знаю я тебя, помощницу. Пролетай, пролетай!


Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка.)

Учитель. Кукушка подкладывает свои яйца в гнёзда других птиц, выбирая по форме и окраске яйца, похожие на свои. Через 12 дней насиживания вылупляется кукушонок. В течение первых пяти дней (до появления в коже зачатков перьев) у кукушонка действует инстинкт выбрасывания. Всё, что касается его голой спины, он выталкивает из гнезда. Кукушка питается насекомыми, поедая, в частности множество волосатых гусениц, которых избегают другие птицы. Этим она приносит большую пользу. За лето она поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. А вот своих детей кукушка выкормить не может, так как слишком тяжёлая пища эти гусеницы для нежного горлышка птенца. Вот и подкладывает она свои яйца в чужие гнёзда, тем самым спасая своих детей.

Второй конкурс «Чей голос?»

Слушание голоса соловья.

Учитель. Питаются соловьи только насекомыми, поэтому на зиму улетают, а возвращаются, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Гнёзда соловьи вьют в кустах. Поют только самцы по вечерам и ночам, пока самка высиживает и растит птенцов. Во второй половине июня молодые соловьи покидают гнездо, а соловей перестаёт петь. Всю остальную часть лета соловьи ведут тихую. Скрытую жизнь и не поют. На всём свете нет никакой птички, которая бы пела лучше соловья.

Малиновка. Малиновка - боевая птичка. Стоит ненароком горластой вороне к её гнезду прилететь, разом преобразится малая птаха и кинется на незваную гостью. А когда прогонит, снова запоёт.

Третий конкурс «По словесному портрету ты скажи нам – кто же это?»

Описание птиц читают дети.

«Посмотри, какая красавица! А размером со скворца или чуть побольше. Очень скрытная и осторожная птица. Селится высоко на деревьях, подойти к ней близко, чтобы рассмотреть, удаётся не всегда. Песня у неё красивая – короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой на лапу наступили. (Иволга)


"Уж её то ни с кем не спутаешь! Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-нибудь увидит, дёргает хвостом. Видно её всегда издалека. Когда летит – то машут её белые с чёрным крылья, а когда сидит – белое брюшко светится.» (Сорока)


«Сидя на сучке дерева, трепеща чёрными крылышками, птица распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни. Каких только звуков не услышишь в её песне! Эта птица умело подражает голосам многих птиц. А труженица какая! 198 раз в сутки прилетает к гнезду. Рабочий день птицы длится 17 часов. (Скворец)

Двигательная пауза

Учитель. А теперь поиграем. Я буду называть имена птиц, но если вы услышите среди них названия других животных, вы должны похлопать.

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

Что неправильно? (Мухи)

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Аисты, вороны, галки, макароны…

Прилетели птицы: голуби, куницы…

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Галки и стрижи, чибисы, чижи,

Аисты, кукушки, даже совы-сплюшки,

Лебеди и утки, и спасибо шутке!

Четвёртый конкурс « Попробуй угадай»

Какая птица « поёт» хвостом? Бекас. Он взлетает на большую высоту, а потом падает вниз головой с распущенным хвостом. При падении бекаса ветер гудит у него в хвосте. При этом возникает звук, похожий на блеяние барашка.

Варианты ответа:

1. Трясогузка. 2. Бекас. 3. Петух.

Какая птица отправляется зимовать на юг пешком? Это коростель-дергач. Он плохо летает и может стать лёгкой добычей для хищных птиц. Но эта птица очень быстро бегает и умеет хорошо прятаться в траве. Поэтому коростель-дергач отправляется зимовать на юг пешком. Взлетает он только когда нужно пересечь озеро или реку. Он это делает ночью. Эта птица побольше скворца, но поменьше голубя.

Варианты ответа:

1) Утка 2) Коростель 3) Гусь

Какую птицу прозвали «водяным быком»? Цаплю-выпь, потому что она издаёт звук, похожий на рёв быка. Делает она это , опустив клюв в воду и выдувая воздух.

Варианты ответа:

1) Павлин 2) Цапля 3) Попугай

Бывают ли у птиц зубы? У маленьких невылупившихся птенчиков, находящихся в яйце, сверху на клюве есть твёрдая маленькая шишечка. Её называют «яйцевым зубом». Этим «зубом» птенец разбивает изнутри скорлупу яйца. После вылупления из яйца этот «зуб» у птенца отпадает.

Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)

На каких птиц похожи маленькие лебеди? (На утят) Взрослых лебедей вы, конечно, видели. А приходилось ли вам видеть маленьких лебедей? Из одного заморского зоопарка нам привезли несколько маленьких лебедей. Встречайте.

Танец маленьких лебедей. Исполняют мальчики.

Как называется этот балет и кто написал к нему музыку?

Встреча с экзотической птицей

Родители рассказывают о попугае: уход, кормление.

Итог.

1. Члены жюри объявляют итоги игры, отмечая самых активных участников.

2. Каких «вредных» птиц вы знаете? Вредных птиц нет. Все птицы приносят пользу. Есть птицы санитары: вороны, галки, сороки, коршуны - способствуют оздоровлению местности. Кроме того, птицы – украшение нашей Родины. Птиц надо беречь, охранять.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

3. Клятва участников игры.

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом!

Песня «Лесной марш» музыка Ю. Чичкова слова П. Синявского

Нам птицы просигналили подъём.

Привычными тропинками проходим мы,

Мы каждую берёзку сбережём

В лесах любимой Родины.

Припев:

Мы сами написали в лесной зелёной книжке

О том, что есть у леса надёжные друзья –

Такие же девчонки, такие же мальчишки,

Такие же счастливые, как ты и я!

И добрые волшебники-леса

Похожи на поэтов и художников.

Природа дарит людям чудеса,

А мы её помощники.

Припев.

Урок окончен.

Опубликовано


Комментарии (2)

Колотушкина Ольга Геннадьевна, 08.12.16 в 18:52 0 Ответить Пожаловаться
Познавательная игра для младших школьников (4 класс) .Способствует воспитанию бережного отношения к природе и расширяет кругозор учащихся.
Жиркевич Татьяна Борисовна, 17.09.17 в 22:49 0 Ответить Пожаловаться
Много интересного и познавательного. Спасибо.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.