Урок окружающего мира в 1 классе «Что мы знаем о птицах»
Урок окружающего мира в 1 классе. ФГОС «Начальная школа 21 века».
Тема: «Что мы знаем о птицах».
Цель: создать условия для ознакомления с многообразием птиц, их общими и отличительными особенностями; формирования понятия: дикие, домашние, перелётные, осёдлые птицы; способствовать развитию монологической речи, наблюдательности, внимания, аналитических умений; учить детей делать выводы из увиденного; воспитывать чувство любви к прекрасному, к миру, нас окружающему.
Ход урока.
Повторение пройденного.
Проверка домашнего задания. (Рассказы детей о зверях).
- Почему вы выбрали именно этого зверя?
2. Изучение нового материала.
1) Введение в тему урока.
Отгадайте загадки: Озорной мальчишка
На шесте – дворец, В сером армячишке
Во дворце – певец, По двору шныряет,
А зовут его… (Скворец.) Крошки собирает. (Воробей.)
Чёрный, проворный, Чёрный жилет,
Кричит «крах», Красный берет.
Червякам враг. (Грач.) Нос как топор,
Хвост как упор. (Дятел.)
Красногрудый, чернокрылый, Не король, а в короне,
Любит зёрнышки клевать, Не гусар, а при шпорах,
С первым снегом на рябине На часы не глядит,
Он появится опять. (Снегирь.) А время знает. (Петух).
- Как одним словом можно назвать слова-отгадки? ( Птицы.)
- Мы продолжаем знакомство с животным миром. Сегодня на уроке будем говорить о птицах.
2) Беседа «Птицы – особая группа животных».
- Птиц на планете огромное множество. Все они относятся к одной группе животных. Почему? (У них есть общие признаки.)
- Какие это признаки? (Крылья, оперение, клюв.)
3) Работа по учебнику (с. 75).
- Рассмотрите птиц и скажите: что их объединяет и какие признаки являются их отличительными особенностями?
3) Формирование понятий «перелётные птицы» и «оседлые птицы».
- Какие птицы вам знакомы? Где вы их встречали?
- Как называются птицы, которые улетают от нас на юг? Каких перелётных птиц вы знаете? Только ли от нас улетают птицы?
- А как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?
- Почему многие птицы улетают в тёплые края?
- Распределите птиц, изображённых на с. 72 учебника, в две группы.
- В какую группу определили сову? Совы бывают разными, их около двухсот видов. В основном совы – оседлые птицы, но вот ушастая сова – перелётная.
Физминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
Закрепление изученного материала.
- Работа с учебником (с. 74). Чтение текста и ответы на вопросы.
Беседа о бережном отношении к природе.
- Ребята, а вы любите птиц? Почему?
- Без птиц самый красивый уголок природы мёртв. Они лучшее украшение лесов, парков, садов. Птицы – основные истребители вредных насекомых. Хищные птицы регулируют в природе количество грызунов. А некоторых птиц мы с вами можем назвать сеятелями. Это кедровка, дятел. Кедровка любит кедровые орешки, оттого её так и прозвали. Насытится птица, а затем шишку, другую на земле под мох, под листочки спрячет. Да и забудет о том, где прятала. А через год прорастёт семечко, а там, глядишь, и появится в лесу молодая поросль кедра. Также и дятел. Закрепит в своей «кузне» шишку, бьёт по ней острым клювом, а семечко то одно, то другое на землю падает. Птицы приносят огромную пользу, истребляя семена сорных растений.
- Чем отличаются домашние птицы от диких?
- Как надо заботится о птицах с наступлением холодов?
3) Задание «Соображалки», с. 76.
4. Итог урока.
- Что вы узнали нового? Какие открытия для себя сделали? Какие знания, полученные на уроке могут пригодится вам в жизни?
Дополнительный материал к уроку.
Игра «Не все птицы летают одинаково».
птица |
Количество взмахов в минуту |
ворона |
20 |
зарянка |
23 |
синица |
270 |
колибри |
20-30 в секунду |
Каждый ребёнок, «превратившись» в какую-либо птицу, начинает махать «крыльями» в течение одной минуты. Кто устал – садится на стульчик.
Это интересно.
Выше всех летает орёл.
Стриж - самая быстрая птица.
Самая большая птица в мире – страус.
Самая маленькая птица в мире – колибри, а в нашей стране – королёк.
Самый длинный хвост у сороки и павлина.
Наше Приморье на редкость богато птицами: их здесь более 440 видов. Ни в одной из территорий России такого разнообразия не встретишь. Причём, среди них много тропически ярко окрашенных.
(на доске фото птиц).
Иволга – симпатичная жёлтая птичка. Она прекрасный певец. Кажется, будто кто-то играет на флейте, когда она поёт. Но иногда иволга может закричать как кошка, которой наступили на хвост.
А лесная птица зарянка считается жителем подвального этажа. Гнёзда зарянок располагаются в различных норах: под гнилой подстилкой, под корнями деревьев, в гнилых пнях. И найти их нелегко.
На 2-м этаже, на кустах и молодых деревьях живут синички и дрозды, которые делают закрытые гнёзда.
На 3-ем этаже, на ветвях и кронах деревьев, предпочитают селиться иволга, сорока, королёк. А ещё выше, на самых макушках деревьев, располагаются на жительство крупные хищные птицы: чёрный аист, ворон.
Утка мандаринка – очень редкая птица, занесена в Красную книгу.
В далёкие времена эту красивую утку разводили для украшения своих искусственных прудов богатые люди Китая – мандарины. С тех пор утку так и стали звать – мандаринка.
Особенно у мандаринок красивы селезни.
Когда они устраивают брачные игры вокруг самочек, носятся по реке, подпрыгивая и падая в воду, поднимают каскады брызг, от этого зрелища просто невозможно оторваться.
В случае опасности все утки взлетают или ныряют. Только мандаринки убегают. Бегают они ловко и проворно, даже в густом буреломе, забиваясь под корни деревьев, скрываясь в звериных норах, хотя летают они прекрасно.
Дятел – знаменитый лесной барабанщик. Он пёстрый, только на голове у него яркие красные пёрышки. Клюв прямой и сильный. Крепкий хвост, опущенный вниз, помогает птице ловко лазать по стволам деревьев. Тонкий язык, покрытый липкой слюной, служит для ловли насекомых и червей.
А знаешь ли ты?
Почему весну «открывают» грачи, а ласточки прилетают позже других птиц ? (Из-за способа питания. Грачи ищут корм в почве , а ласточки питаются насекомыми.)
Почему перелётные птицы так спешат весной, а осенью не спешат ? (Птицы осенью не улетают до те пор, пока есть пища. Весной они торопятся строить гнёзда и выводить потомство, ведь птенцов до отлёта нужно научить летать.)
Почему нельзя трогать яйца в гнёздах птиц ? (Запах человека отпугивает птиц , птица больше не прикоснётся к яйцам, и потомство погибнет.)
Почему учёные оправдали кукушку, несмотря на то, что подкидыши –кукушата выбрасывают других птенцов из гнезда ? (Кукушка – единственная птица , которая поедает мохнатых ядовитых и самых прожорливых) гусениц.)
Почему дятла называют помощником других птиц ? (Дятел раздалбливает кору деревьев и таким образом облегчает другим птицам добычу пищи.)
Какая основная причина перелёта птиц в тёплые края с приходом осени? (Только из-за отсутствия пищи. Холод не является причиной перелёта. Голодная птица замерзает, сытая – никогда.)