12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Байдык Ирина Михайловна23

Урок окружающего мира в 1 классе. ФГОС «Начальная школа 21 века».

Тема: «Что мы знаем о птицах».

Цель: создать условия для ознакомления с многообразием птиц, их общими и отличительными особенностями; формирования понятия: дикие, домашние, перелётные, осёдлые птицы; способствовать развитию монологической речи, наблюдательности, внимания, аналитических умений; учить детей делать выводы из увиденного; воспитывать чувство любви к прекрасному, к миру, нас окружающему.

Ход урока.

Повторение пройденного.

Проверка домашнего задания. (Рассказы детей о зверях).

- Почему вы выбрали именно этого зверя?

2. Изучение нового материала.

1) Введение в тему урока.

Отгадайте загадки: Озорной мальчишка

На шесте – дворец, В сером армячишке

Во дворце – певец, По двору шныряет,

А зовут его… (Скворец.) Крошки собирает. (Воробей.)

Чёрный, проворный, Чёрный жилет,

Кричит «крах», Красный берет.

Червякам враг. (Грач.) Нос как топор,

Хвост как упор. (Дятел.)

Красногрудый, чернокрылый, Не король, а в короне,

Любит зёрнышки клевать, Не гусар, а при шпорах,

С первым снегом на рябине На часы не глядит,

Он появится опять. (Снегирь.) А время знает. (Петух).

- Как одним словом можно назвать слова-отгадки? ( Птицы.)

- Мы продолжаем знакомство с животным миром. Сегодня на уроке будем говорить о птицах.

2) Беседа «Птицы – особая группа животных».

- Птиц на планете огромное множество. Все они относятся к одной группе животных. Почему? (У них есть общие признаки.)

- Какие это признаки? (Крылья, оперение, клюв.)

3) Работа по учебнику (с. 75).

- Рассмотрите птиц и скажите: что их объединяет и какие признаки являются их отличительными особенностями?

3) Формирование понятий «перелётные птицы» и «оседлые птицы».

- Какие птицы вам знакомы? Где вы их встречали?

- Как называются птицы, которые улетают от нас на юг? Каких перелётных птиц вы знаете? Только ли от нас улетают птицы?

- А как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?

- Почему многие птицы улетают в тёплые края?

- Распределите птиц, изображённых на с. 72 учебника, в две группы.

- В какую группу определили сову? Совы бывают разными, их около двухсот видов. В основном совы – оседлые птицы, но вот ушастая сова – перелётная.

Физминутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

Закрепление изученного материала.

- Работа с учебником (с. 74). Чтение текста и ответы на вопросы.

Беседа о бережном отношении к природе.

- Ребята, а вы любите птиц? Почему?

- Без птиц самый красивый уголок природы мёртв. Они лучшее украшение лесов, парков, садов. Птицы – основные истребители вредных насекомых. Хищные птицы регулируют в природе количество грызунов. А некоторых птиц мы с вами можем назвать сеятелями. Это кедровка, дятел. Кедровка любит кедровые орешки, оттого её так и прозвали. Насытится птица, а затем шишку, другую на земле под мох, под листочки спрячет. Да и забудет о том, где прятала. А через год прорастёт семечко, а там, глядишь, и появится в лесу молодая поросль кедра. Также и дятел. Закрепит в своей «кузне» шишку, бьёт по ней острым клювом, а семечко то одно, то другое на землю падает. Птицы приносят огромную пользу, истребляя семена сорных растений.

- Чем отличаются домашние птицы от диких?

- Как надо заботится о птицах с наступлением холодов?

3) Задание «Соображалки», с. 76.

4. Итог урока.

- Что вы узнали нового? Какие открытия для себя сделали? Какие знания, полученные на уроке могут пригодится вам в жизни?

Дополнительный материал к уроку.

Игра «Не все птицы летают одинаково».

птица

Количество взмахов в минуту

ворона

20

зарянка

23

синица

270

колибри

20-30 в секунду

Каждый ребёнок, «превратившись» в какую-либо птицу, начинает махать «крыльями» в течение одной минуты. Кто устал – садится на стульчик.

Это интересно.

Выше всех летает орёл.

Стриж - самая быстрая птица.

Самая большая птица в мире – страус.

Самая маленькая птица в мире – колибри, а в нашей стране – королёк.

Самый длинный хвост у сороки и павлина.

Наше Приморье на редкость богато птицами: их здесь более 440 видов. Ни в одной из территорий России такого разнообразия не встретишь. Причём, среди них много тропически ярко окрашенных.

(на доске фото птиц).

Иволга – симпатичная жёлтая птичка. Она прекрасный певец. Кажется, будто кто-то играет на флейте, когда она поёт. Но иногда иволга может закричать как кошка, которой наступили на хвост.

А лесная птица зарянка считается жителем подвального этажа. Гнёзда зарянок располагаются в различных норах: под гнилой подстилкой, под корнями деревьев, в гнилых пнях. И найти их нелегко.

На 2-м этаже, на кустах и молодых деревьях живут синички и дрозды, которые делают закрытые гнёзда.

На 3-ем этаже, на ветвях и кронах деревьев, предпочитают селиться иволга, сорока, королёк. А ещё выше, на самых макушках деревьев, располагаются на жительство крупные хищные птицы: чёрный аист, ворон.

Утка мандаринка – очень редкая птица, занесена в Красную книгу.

В далёкие времена эту красивую утку разводили для украшения своих искусственных прудов богатые люди Китая – мандарины. С тех пор утку так и стали звать – мандаринка.

Особенно у мандаринок красивы селезни.

Когда они устраивают брачные игры вокруг самочек, носятся по реке, подпрыгивая и падая в воду, поднимают каскады брызг, от этого зрелища просто невозможно оторваться.

В случае опасности все утки взлетают или ныряют. Только мандаринки убегают. Бегают они ловко и проворно, даже в густом буреломе, забиваясь под корни деревьев, скрываясь в звериных норах, хотя летают они прекрасно.

Дятел – знаменитый лесной барабанщик. Он пёстрый, только на голове у него яркие красные пёрышки. Клюв прямой и сильный. Крепкий хвост, опущенный вниз, помогает птице ловко лазать по стволам деревьев. Тонкий язык, покрытый липкой слюной, служит для ловли насекомых и червей.

А знаешь ли ты?

Почему весну «открывают» грачи, а ласточки прилетают позже других птиц ? (Из-за способа питания. Грачи ищут корм в почве , а ласточки питаются насекомыми.)

Почему перелётные птицы так спешат весной, а осенью не спешат ? (Птицы осенью не улетают до те пор, пока есть пища. Весной они торопятся строить гнёзда и выводить потомство, ведь птенцов до отлёта нужно научить летать.)

Почему нельзя трогать яйца в гнёздах птиц ? (Запах человека отпугивает птиц , птица больше не прикоснётся к яйцам, и потомство погибнет.)

Почему учёные оправдали кукушку, несмотря на то, что подкидыши –кукушата выбрасывают других птенцов из гнезда ? (Кукушка – единственная птица , которая поедает мохнатых ядовитых и самых прожорливых) гусениц.)

Почему дятла называют помощником других птиц ? (Дятел раздалбливает кору деревьев и таким образом облегчает другим птицам добычу пищи.)

Какая основная причина перелёта птиц в тёплые края с приходом осени? (Только из-за отсутствия пищи. Холод не является причиной перелёта. Голодная птица замерзает, сытая – никогда.)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.