Конспект индивидуально-коррекционного занятия по автоматизации звука [Ш] в словах «Ветерок»
Конспект индивидуально - коррекционного
занятия с ребенком 1 класса
по автоматизации звука [Ш] в словах
«Ветерок».
Цель: формирование звукопроизносительной стороны речи, автоматизация звука «Ш».
Задачи:
- Обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объеме.
- Автоматизировать звук [Ш] в словах.
- Развитие фонематического восприятия.
- Расширять и активизировать словарь существительных.
- Развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, мышление, голос, речевое дыхание.
Оборудование: программно-дидактический комплекс «ЛОГОМЕР» (игра « Художник»), дидактическая игра «Дерево», карточки с изображением предметных картинок на автоматизацию звука [Ш], дидактическое пособие для автоматизации звука [Ш] "Кручу, верчу - слова собрать хочу", «Четвертый лишний», большое зеркало, стол, стулья.
I. Организационный момент.
Логопед: Здравствуй. Я сегодня на улице слышала шум ветра, а ты?
Ребёнок: Здравствуйте!
Логопед: ветерок прилетел поиграть с тобой.
Дыхательная гимнастика.
Цель: формирование плавной воздушной струй на выдохе.
Звучит шум ветра.
Логопед: Ты слышишь, шумит ветер?
Ответ ребёнка.
Логопед: Давай мы с тобой послушаем музыку ветра и споём как лёгкий ветерок [Ш-Ш-Ш].
Ребёнок выполняет упражнение.
Логопед: А теперь подул сильный ветер и мы с тобой будем изображать сильный ветер, шипим сильно [Ш-Ш-Ш].
Ребёнок выполняет упражнение.
Логопед: У тебя отлично получается. Молодец!
II. Ход занятия.
Дидактическая игра "Дерево".
Цель: формирование фонематического восприятия.
Логопед: Посмотри, на дереве висят листочки. Наш ветерок хочет сорвать все листочки, в которых слышится звук [Ш]. Давай, мы опередим его и сами снимем все листочки со звуком [Ш].
Ребёнок выполняет упражнение.
Логопед: Какой общий звук встречается в этих словах?
Ребенок: [Ш].
Логопед: Правильно. В названиях этих карточек есть звук [Ш].
Логопед: Сегодня на занятии мы вместе с ветерком будем учиться произносить красиво и правильно звук [Ш].
Логопед: Молодец!
3. Характеристика правильной артикуляции звука [Ш].
Логопед: Вспомним как нужно говорить звук [Ш].
Ребенок: Губы - "Окошечком", зубы – сближены, есть небольшая щёлочка, язык - поднят вверх, воздушная струя тёплая.
Артикуляционная гимнастика.
Цель: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объеме.
Логопед: Чтобы нашему язычку было легче проговаривать звук [Ш], потренируем язычок.
Артикуляционная гимнастика выполняется при помощи
карточек дидактического комплекса ЛОГОМЕР.
"Вкусное варенье"
Описание упражнения: Улыбнуться, открыть рот, не закрывая рот облизывать языком верхнюю губу: нижней губой стараться не поддерживать язык.
"Гармошка"
Описание упражнения: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается «уздечка»). Губы в улыбке. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и шире, и все дольше удерживать его в верхнем положении.
"Грибок"
Описание упражнения: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)
"Маляр"
Описание упражнения: Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно.
"Качели"
Описание упражнения: Улыбнуться, открыть широко рот, на счет «раз» - опустить кончик языка на нижнюю губу (стараясь достать подбородок), на счет «два» поднять язык на верхнюю губу (тянем язычок к носу).
"Лошадка"
Описание упражнения: Улыбнуться, широко открыть рот. Щелкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.
"Часики"
Описание упражнения: Открыть рот, высунуть язык изо рта в форме «иголочки», не прикасаясь к зубам. Медленно касаться узким кончиком языка то правого, то левого уголка губ(как маятник у часов). Темп выполнения наращивается постепенно.
"Чашечка"
Описание упражнения: Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты к верхней губе, но не касаются ее. В таком положении удерживать под счет от 3 до 10.
"Почистим зубы"
Описание упражнения: Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно "почистить" за верхними зубами (влево - вправо).
Логопед: Умничка!
Игра «Звуковые цепочки».
Цель: развитие фонематического восприятия.
Выделение звука [Ш] среди других звуков.
Логопед: Хлопни в ладоши как только услышишь звук [Ш].
Р Ш П Ш Ж Р Ш Р Ш К Ч Ш Ш Ш Т Ш
7. Игра «Слоговые цепочки
Цель: развитие фонематического восприятия.
Выделение слога со звуком [Ш] среди других слогов.
Логопед: Хлопни в ладоши как только услышишь слог со звуком [Ш].
ШA TA ПA ШA ШО ДО ШО AШ ОШ УШ УК AШ
Логопед: Хорошо. А теперь повторим за ветерком цепочки слогов:
ША - ША - ША
ШО - ШО - ШО
ШУ - ШУ - ШУ
ШИ - ШИ - ШИ
АШ - АШ - АШ
ОШ - ОШ - ОШ
УШ - УШ - УШ
ЫШ - ЫШ – ЫШ
Логопед: У тебя отлично получается. Молодец!
8. Дидактическая игра "Кручу, верчу - слова собрать хочу".
Цель: автоматизировать звук [Ш] в словах ; развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, мышление.
Логопед: Посмотри, перед тобой лежат карточки-головоломки, твоя задача собрать части в целое и назвать всё, что ты соберёшь.
Речевой материал:
Кошка, шина, лягушка, шляпа, шапка, каша, шарик, гуашь, душ, шарф, шишка , уши.
Ребёнок выполняет упражнение. Проговаривая вслух все слова, которые у него получаются в процессе раскладывания карточек. По окончанию складывания общей картинки – проговариваем слова ещё раз.
9. Дидактическая игра "Четвертый лишний".
Цель: развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, мышление
Логопед: Посмотри! Здесь четыре картинки. Три из них подходят друг к другу, потому что у них есть один общий звук, а одна картинка – лишняя, сюда не подходит. Какая картинка здесь лишняя? Почему ты так решил?
Речевой материал:
Слова со звуком [Ш]:
шина
шоколад шимпанзе шахматы шиповник шуба
шапка шампунь шайба вешалка петушок машина ландыши камешек лошадь кувшин
вишня ошейник мешок мышонок мишень
лапша
мыши
клавиши
уши
камыши
каша
калоши
Слова без звука [Ш]:
ласточка пчела велосипед юла кукла
Логопед: Всё верно. Молодец!
10. Итог занятия.
Логопед: Ветерку пора прощаться с нами. Он очень рад был с тобой поиграть.
Какой звук мы сегодня учились красиво произносить?
При выполнении какого задания ты испытывал трудности? Что понравилось больше всего? Ты большой молодец!!!
Список литературы.
Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
Жукова Н. С. И др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2006.-320 с. (Серия «Учимся играя»).
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Автоматизация свистящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов/ Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 72 с.: ил.
Кыласова Л. Е. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы/ авт.-сост.Л. Е. Кыласова. -2-е изд. – Волгогард: Учитель, 2011. – 367 с.