Конспект интегрированного логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме «Посуда»
Цель. Уточнение и расширение знаний детей о посуде.
Коррекционно-образовательные задачи. Активизация словаря по теме «Посуда». Уточнение представлений о материалах из которых они сделаны. Автоматизация правильного произношения звука [Ж] в слогах с открытым слогом.
Коррекционно-развивающие задачи. Развивать речевое дыхание, фонематическое представление, зрительное внимание и восприятие, речевой слух, связную речь, мышление, память, артикуляционную, тонкую и общую моторику, навык звукового и слогового анализа слов.
Воспитательные задачи. Воспитывать доброжелательность, взаимопонимание, навыки сотрудничества, инициативность, самостоятельность.
Оборудование. Мешочек и предметами кукольной посуды, магнитная доска, предметные картинки с изображением посуды, игрушечные пластмассовые кастрюльки с водой и соломинками для коктейля, разрезные картинки по теме.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед приветствует детей, просит их встать вокруг него и предлагает поиграть в игру «Волшебный мешочек».
Логопед. Ребята, сейчас вы будите по очереди опускать руку в мешочек, ощуповать один из предметов который там находится, и отгадывать его название. Скажите, по каким признакам вы догадались об этом. Когда вы назовете все предметы, мы узнаем, о чем сегодня будем говорить на занятии.
Дети по очереди опускают руку в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают по каким признакам они узнали, что это за предмет.
Ребёнок.Я нащупал половник. Он круглый. У него есть длинная ручка.
Ребёнок.Я нащупал кастрюлю. Она круглая. У нее есть две ручки.
Ребёнок.Я нащупал чашку. Она круглая. У нее есть одна ручка.
Ребёнок.Я нащупал чайник. Он круглый. У него есть носик и ручка.
Логопед. Молодцы, ребята, вы отлично угадали все предметы и подробно рассказали, как это сделали. Подумайте, как называются все эти предметы одним словом?
Дети. Посуда.
Логопед. Правильно. А зачем людям нужна посуда?
Дети. Из нее едят еду, пьют и в ней готовят.
Логопед. Хорошо. Сегодня мы поговорим о материалах из которых сделана посуда, о частях из которых она состоит и о её назначении.
А теперь пройдите к магнитной доске и сядьте на свои места.
2. Игра «Магазин».
Логопед. Представьте, что мы пришли с вами в магазин, где продается посуда. Перед нами три полки. Какую вы видите посуду на верхней полке?
Ребёнок. Я вижу на верхней полке ковш, кастрюлю, сковороду и дуршлаг.
Логопед. Правильно. Эта посуда нужна на кухне. С её помощью готовят пищу. Называют её кухонная посуда. Повторите её название.
Дети. Кухонная посуда.
Логопед. Теперь перечислите посуду, стоящую на второй средней полке.
Ребёнок. На средней полке я вижу тарелки, ложки, вилки, хлебницу.
Логопед. Правильно. Эта посуда нужна во время обеда, ей пользуются за столом. Называют её столовая посуда. Повторите её название.
Дети. Столовая посуда.
Логопед. И, наконец, Назовите посуду, которая стоит на нижней полке нашего магазина.
Ребёнок. Чашка, Чайник, сахарница, блюдце.
Логопед. Да, верно. Как вы думаете, зачем нужна эта посуда?
Дети. Чтобы пить чай.
Логопед. Правильно! Она называется чайная посуда. Повторите её название.
Дети. Чайная посуда.
Логопед. Дети, чайная посуда сделана из фарфора. Значит она какая?
Дети. Фарфоровая.
Логопед. Напомните, какая посуда стоит на верхней полке?
Дети. Кухонная.
Логопед. Кухонная посуда сделана из металла, значит она какая?
Дети. Металлическая.
Логопед. Теперь скажите, какая посуда стоит на средней полке?
Дети. Столовая.
Логопед. Хлебница из пластмассы какая?
Дети. Пластмассовая.
(Тарелка из фарфора-фарфоровая,
Вилка и ложка из металла-металлические.)
3. Логопед. А сейчас давайте поиграем в игру «Что изменилось?»
Логопед или убирает, или заменяет предметы посуды на полках, дети объясняют, что изменилось.
(Не стало кастрюли, исчезла красная чашка, вместо неё появилась синяя чашка и т.д.)
4. Физкультминутка.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику, ритмично соприкасая каждый пальчик, начиная с указательного, по очереди с большим пальцем на обеих руках.
Мама варит вкусный суп,
Мама варит каш-ку,
Быстро съем я свой обед,
Дайте мне ещё конфет!
5. Логопед. Приглашаю вас, дети, подойти к зеркалу и выполнить с помощью рук весёлую гимнастику для язычка и губ.
(«Заборчик» - «Трубочка», «Лопата» - «Блинчик», «Чашечка»).
А теперь, поставьте язычок в форме «чашечки» за верхние зубы так, чтобы боковые края языка были прижаты к верхним коренным зубам, губки вытяните вперёд и сильно подуйте на язычок: ШШШ…Так шипит змея. Если сейчас запеть песенку змеи звонко, то у нас получится другая песенка: ЖЖЖ…(Дети пробуют сказать красиво звук Ж).
Кто так поет?
(Жук).
Да, это песенка жука. Давайте попробуем её спеть ещё. Положите тыльную сторону ладони на шею и пошипите как змея: Ш…, а теперь добавьте голос: Ж….
Логопед начинает автоматизацию звука Ж в открытых слогах Жа, Жо, Жу, Жи. Затем автоматизация проходит в цепочке слогов со сменой ударения Жа-Жа-Жа, Жа-Жа-Жа, Жа-Жа-Жа и т.д.
6. Игра «Собери картинку».
Логопед приглашает детей удобно сесть на ковре и раздает им конверты с разрезанными картинками предметов посуды, предлагая им «склеить» разбившуюся посуду.
Логопед. Назовите посуду, которую вы «склеили», определите первый звук и назовите количество слогов в слове.
Ребёнок. У меня ТАРЕЛКА. Первый звук Т, в этом слове три слога.
Ребёнок. У меня ЧАШКА. Первый звук Ч, в этом слове два слога.
Ребёнок. У меня КАСТРЮЛЯ. Первый звук К, в этом слове три слога.
Ребёнок. У меня СТАКАН. Первый звук С, в этом слове два слога.
7. Логопед. Осталось последнее задание-сварить кисель.
Дети берут пластмассовые кастрюльки с водичкой, мешая её соломинкой для коктейля приговаривают:
Я варю кисель, кисель.
Будет вкусным он поверь,
Он из клюковки с песком,
Угощу всех киселём!
Логопед. Молодцы, ребята, давайте покажем, как кипит кисель.
Дети дуют в соломенку не раздувая щек, чтобы «кисель» в кастрюльке «закипел». (3-4 раза)
8. Окончание занятия.
Логопед оценивает работу детей, предлагает им вспомнить, чем занимались на занятии.