12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Булатова Альбина Сергнеевна43

Методическая разработка

классного часа на тему:


«Героями не рождаются, ими становятся»

 

Подготовила: учитель начальных классов

Булатова Альбина Сергеевна

 

Сергиев Посад

2015г.


Методическая разработка классного часа на тему:

«Героями не рождаются, ими становятся»

Цель: формирование гражданственности и патриотизма, любви к Родине.

Задачи:

расширить представление о подвиге как о поступке смелого человека;

пробуждать интерес к героическому прошлому Отечества,

напомнить некоторые имена героев, отдавших свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины.

Формы и мeтoды реализации: урок мужества

Ход урока:

- Ребята, что такое Родина? (Дети отвечают.)

Родина – это территория, где человек родился, среда, в которой он вырос, живёт и воспитывается. Условно различают большую и малую Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живёт и, которая стала для него родной и близкой.

Осознанная любовь к Родине у каждого человека возникает в своё время. Одно несомненно: с первым глотком материнского молока начинает пробуждаться и любовь к Отечеству. Вначале это происходит подобно тому, как растение тянется к солнцу, а ребёнок – к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, постепенно осознаёт величайшую истину – что он принадлежит Родине, отвечает за неё. Так рождается гражданин-патриот.

- Ребята, как вы понимаете пословицу «Жить – Родине служить!»?

Многое может родная земля! Может накормить тебя тёплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой, но защитить себя она не может. Поэтому защита Отечества, родной земли – долг тех, кто ест хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой. Люди в разное время совершали и совершают подвиги во имя любви к своей Родине, во имя любви к своему народу.

- Ребята, а что такое подвиг? (Дети отвечают.)

Подвиг – это значит – в великом бескорыстном порыве души человек отдаёт себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Была война, прошла война,

Над полем боя тишина.

Но по стране, по тишине

Идут легенды о войне.

- Во время войны весь народ встал на защиту своей Родины. Люди не говорили громких слов о патриотическом воспитании и любви к Родине, они не испугались и проявляли выдержку, совершали подвиги.

Сегодня я хотела рассказать вам об одной отважной, очень юной, но крепкой духом девушке, которая совершила великий подвиг во времена ВОВ – боролась с фашистами до конца, веря в победу русского народа.

Рассказ о Зое Космодемьянской:

О Зое написаны повести, очерки, стихи и песни, сняты фильмы. Её именем названы улицы и школы, библиотеки, поезда, лагеря, астероид и на станции метро нашего города «Партизанская» стоит постамент.

Зо́я Анато́льевна Космодемья́нская (13 сентября 1923, село Осиновые Гаи Тамбовской области — 29 ноября 1941, Петрищево) — партизанка, красноармеец диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта. Прожила она всего 18 лет…

Первая женщина, удостоенная звания Герой Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны. Стала символом героизма советских людей в Великой Отечественной войне.

31 октября 1941 года Зоя, в числе 2000 комсомольцев-добровольцев, явилась к месту сбора в кинотеатре «Колизей» и оттуда была доставлена в диверсионную школу, став бойцом разведывательно-диверсионной части, официально носившей название «партизанской части 9903 штаба Западного фронта». После короткого обучения Зоя в составе группы была 4 ноября переброшена в район Волоколамска, где группа успешно справилась с заданием (минирование дороги).

В ноябре группа, в которой служила Зоя, получила задание сжечь в течение 5—7 дней 10 населённых пунктов, в их числе деревню Петрищево Московской области. 27 ноября в 2 часа ночи Борис Крайнов, Василий Клубков и Зоя Космодемьянская подожгли в Петрищеве три дома,при этом у немцев погибло 20 лошадей.

О дальнейшем известно, что Крайнов не дождался Зои и Клубкова в условленном месте встречи и ушёл, благополучно вернувшись к своим; Клубков был схвачен немцами; Зоя, разминувшись с товарищами и оставшись одна, решила вернуться в Петрищево и продолжить поджоги. Однако немцы уже были настороже, собрали сход местных жителей, на котором велели им охранять дома.

С наступлением вечера 28 ноября, при попытке поджечь сарай, Космодемьянская была замечена хозяином. Вызванные немцы схватили девушку. На допросе она назвалась Таней и не сказала ничего определённого. Раздев догола, её пороли ремнями, затем приставленный к ней часовой на протяжении 4 часов водил её босой, в одном белье, по улице на морозе. К истязаниям Космодемьянской пытались присоединиться также местные жительницы.

В 10:30 следующего утра, Космодемьянскую вывели на улицу, где уже была сооружена виселица; на грудь ей повесили табличку с надписью «Поджигатель домов». Впоследствии Космодемьянская была перезахоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

16 февраля, был подписан указ о присвоении ей звания Героя Советского Союза (посмертно).

- Такова история простой русской (советской) девушки 18 лет, которая не побоялась вступать в неравный бой с немцами и отдала свою жизнь во благо Родине.

- Какие качества, как вы думаете, нужны человеку для того, чтобы совершить подвиг подобный тому, который совершила Зоя?

Недавно по телевизору показывали историю, которая случилась в мирное время. Думаю, поступок человека, который его совершил, тоже можно назвать геройским.

Граната в окопе. Во время учений в Амурской области солдат неудачно бросил гранату, которая попала в окопа. Командир батальона связи майор Сергей Солнечников успел оттолкнуть рядового и накрыл собой снаряд, чем спас жизни находившихся на объекте военнослужащих. Сам офицер скончался в военном госпитале. 3 апреля президент России Дмитрий Медведев подписал указ о присвоении майору звания Героя России. На территории бригады связи, в которой служил Солнечников, установлен памятник.

 В Нижнем Новгороде девятилетняя Олеся и семилетняя Лиза, придя из школы, начали разогревать еду на газовой плите. Сестры случайно заснули, в это время конфорка погасла, и помещение стало заполняться газом. Спас школьниц домашний питомец – попугай корелла по кличке Ричард. Почувствовав запах газа, птица стала кричать, но девочки не реагировали. Тогда пернатый герой выломал клювом дверцу клетки и начал клевать маленьких хозяек, пока не разбудил их. Старшая сестра растолкала младшую, и девочки выбежали в подъезд. Теперь пернатого спасателя закармливают разными вкусностями и называют не иначе как Мистер Ричард. На героя приходят посмотреть одноклассники Олеси и Лизы, которые посвящают ему свои сочинения.

- Как вы расцениваете поступок командира батальона?

- Как вы думаете, Зоя и тот самый командир, истории которых вы сейчас услышали, стремились к славе и признанию? Почему они совершали эти поступки? На что они рассчитывали?

Дети должны прийти к выводу, что подвиги совершаются от чистого сердца, без расчета.

- Послушайте стих С.Я. Маршака о неизвестном герое:

Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице,

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет двадцати.

Среднего роста,

Плечистый и крепкий,

Ходит он в белой

Футболке и кепке.

Знак "ГТО"

На груди у него.

Больше не знают

О нем ничего.

Многие парни

Плечисты и крепки.

Многие носят

Футболки и кепки.

Много в столице

Таких же значков.

Каждый

К труду-обороне

Готов.

Кто же,

Откуда

И что он за птица

Парень,

Которого

Ищет столица?

Что натворил он

И в чем виноват?

Вот что в народе

О нем говорят.

Ехал

Один

Гражданин

По Москве -

Белая кепка

На голове,-

Ехал весной

На площадке трамвая,

Что-то под грохот колес

Напевая...

Вдруг он увидел -

Напротив

В окне

Мечется кто-то

В дыму и огне.

Много столпилось

Людей на панели.

Люди в тревоге

Под крышу смотрели:

Там из окошка

Сквозь огненный дым

Руки

Ребенок

Протягивал к ним.

Даром минуты одной

Не теряя,

Бросился парень

С площадки трамвая

Автомобилю

Наперерез

И по трубе

Водосточной

Полез.

Третий этаж,

И четвертый,

И пятый...

Вот и последний,

Пожаром объятый.

Черного дыма

Висит пелена.

Рвется наружу

Огонь из окна.

Надо еще

Подтянуться немножко.

Парень,

Слабея,

Дополз до окошка,

Встал,

Задыхаясь в дыму,

На карниз,

Девочку взял

И спускается вниз.

Вот ухватился

Рукой

За колонну.

Вот по карнизу

Шагнул он к балкону...

Еле стоит ,

На карнизе нога,

А до балкона -

Четыре шага.

Видели люди,

Смотревшие снизу,

Как осторожно

Он шел по карнизу.

Вот он прошел

Половину

Пути.

Надо еще половину

Пройти.

Шаг. Остановка.

Другой. Остановка.

Вот до балкона

Добрался он ловко.

Через железный

Барьер перелез,

Двери открыл -

И в квартире исчез...

С дымом мешается

Облако пыли,

Мчатся пожарные

Автомобили,

Щелкают звонко,

Тревожно свистят.

Медные каски

Рядами блестят.

Миг - и рассыпались

Медные каски.

Лестницы выросли

Быстро, как в сказке.

Люди в брезенте -

Один за другим -

Лезут

По лестницам

В пламя и дым...

Пламя

Сменяется

Чадом угарным.

Гонит насос

Водяную струю.

Женщина,

Плача,

Подходит

К пожарным:

- Девочку,

Дочку

Спасите

Мою!

- Нет,-

Отвечают

Пожарные

Дружно,-

Девочка в здании

Не обнаружена.

Все этажи

Мы сейчас обошли,

Но никого

До сих пор

Не нашли.

Вдруг из ворот

Обгоревшего дома

Вышел

Один

Гражданин

Незнакомый.

Рыжий от ржавчины,

Весь в синяках,

Девочку

Крепко

Держал он в руках.

Дочка заплакала,

Мать обнимая.

Парень вскочил

На площадку трамвая,

Тенью мелькнул

За вагонным стеклом,

Кепкой махнул

И пропал за углом.

Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице,

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет двадцати.

Среднего роста,

Плечистый и крепкий,

Ходит он в белой

Футболке и кепке,

Знак "ГТО"

На груди у него.

Больше не знают

О нем ничего.

Многие парни

Плечисты и крепки,

Многие носят

Футболки и кепки.

Много в столице

Таких же

Значков.

К славному подвигу

Каждый

Готов!

- О ком это стихотворение? Известно ли имя героя? Почему он остался неизвестным? Кто бы из вас хотел обладать таким же мужеством и решительностью, как герой стихотворения?

- Давайте подумаем, люди каких профессий постоянно совершают подвиги? (полицейские, медики, пожарные).

- Ищут ли они признания, наград?

Итоги и рефлексия:

- Вернемся к фразе «Героями не рождаются, а ими становятся». Как вы думаете, способны ли вы сами на геройский поступок? Какие маленькие подвиги мы можете совершать уже сейчас? (прекращать драки между детьми, помогать добрым советом тем, кто, например, переходит дорогу вне положенного места, защищать младших, оберегать девочек и своих родителей)

- Помните, маленьких подвигов не бывает! Подвиг – он и есть подвиг! Не важно, кто его совершил: мужчина или женщина, а может быть мальчик или девочка, важно, что сделал этот человек великую вещь – спас чью-то жизнь, помог предотвратить несчастье.

- Желаю вам вырасти смелыми, отважными, мужественными и честными. Жизнь человека бесценна и если вы можете помочь сохранить это сокровище, сделайте это, если уверены в своих силах!

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.