Конспект классного часа «Цифровая безопасность»

Цель: Формирование у учащихся осознанного и ответственного отношения к цифровой безопасности в онлайн-пространстве.
Задачи:
Ознакомить учащихся с основными угрозами в цифровом пространстве и способами защиты от них.
Развить критическое мышление при работе с информацией в интернете.
Воспитать культуру ответственного поведения в социальных сетях и других онлайн-сервисах.
Целевая аудитория: Школьники (возраст/класс адаптировать под конкретную группу)
Оборудование:
Проектор и экран (желательно)
Компьютер с доступом в интернет (желательно)
Презентация (рекомендовано)
Раздаточные материалы (чек-листы, памятки - опционально)
Форма проведения: Интерактивная беседа, дискуссия, работа в группах (выбрать в зависимости от класса и подготовленности)
План классного часа:
(0-5 минут) Вступление. Актуализация темы.
Приветствие. Создание позитивной атмосферы.
Краткое введение в тему: «Цифровой мир окружает нас. Он предоставляет много возможностей, но также и несет риски. Сегодня мы поговорим о том, как обезопасить себя в онлайн-пространстве.»
Вопрос к аудитории: «Как вы понимаете термин «цифровая безопасность»? Какие опасности, на ваш взгляд, существуют в интернете?» (Создать небольшую дискуссию, чтобы понять, что уже знают ученики)
(5-15 минут) Основные угрозы в цифровом пространстве. (Презентация/Беседа)
Фишинг: (Объяснение термина, примеры фишинговых писем/сайтов, способы распознавания)
Как злоумышленники получают доступ к персональным данным.
Признаки подозрительных писем и сайтов.
Рекомендации: Не переходить по подозрительным ссылкам, проверять адрес сайта, не сообщать личную информацию.
Вирусы и вредоносное ПО: (Объяснение, что такое вредоносное ПО, как оно распространяется)
Пути заражения: скачивание файлов из ненадежных источников, переход по зараженным ссылкам.
Признаки заражения: торможение работы компьютера, появление странных окон, изменение настроек.
Рекомендации: Использовать антивирусное ПО, регулярно обновлять его, быть внимательным при скачивании файлов.
Кибербуллинг: (Определение кибербуллинга, примеры, последствия)
Формы кибербуллинга: оскорбления, унижения, клевета, распространение личной информации.
Реакция на кибербуллинг: Не отвечать обидчику, заблокировать его, сообщить взрослым, обратиться за помощью к психологу.
Небезопасный контент: (Объяснение, что такое небезопасный контент, примеры)
Как защитить себя и других от нежелательного контента.
Рекомендации: Использовать настройки конфиденциальности в социальных сетях, не делиться личной информацией с незнакомцами, осознанно подходить к потреблению контента.
Слабые пароли: (Почему важны надежные пароли и как их создавать.)
Длина, символы, уникальность.
Использование менеджеров паролей.
(15-25 минут) Практические советы по цифровой безопасности. (Работа в группах/Дискуссия)
Разделите класс на группы (если это уместно). Каждая группа получает карточку с конкретной ситуацией (например, «Вы получили письмо с сообщением о выигрыше в лотерею. Ваши действия?», «Вас оскорбляют в социальных сетях. Как поступить?»).
Обсуждение ситуаций в группах. Каждая группа предлагает свои решения и обосновывает их.
Общее обсуждение. Представители групп делятся своими решениями, и вместе с учителем выбирают наиболее эффективные и безопасные.
(25-35 минут) Социальные сети и личная информация. (Презентация/Беседа)
Обсуждение: «Какую информацию вы обычно публикуете в социальных сетях?» (Поощрение откровенности, но с акцентом на безопасность)
Риски публикации личной информации: (Геолокация, фотографии, личные данные - как они могут быть использованы злоумышленниками)
Настройки конфиденциальности в социальных сетях: (Демонстрация основных настроек конфиденциальности на примере популярных социальных сетей, объяснение, как ограничить доступ к профилю и личной информации)
Ответственность за свои действия в интернете: (Обсуждение того, что все действия в интернете могут иметь последствия, в том числе юридические)
(35-40 минут) Критическое мышление и проверка информации. (Презентация/Беседа)
Как отличить правду от фейков в интернете: (Способы проверки информации: поиск первоисточника, проверка данных на других сайтах, обращение к экспертам)
Внимание к заголовкам и источникам информации: (Обсуждение, как заголовки могут манипулировать читателем, важность проверки репутации источника информации)
(40-45 минут) Заключение. Рефлексия.
Краткое повторение основных моментов: «Сегодня мы узнали о…»
Вопросы к аудитории: «Что нового вы узнали сегодня? Что вы будете делать по-другому после этого классного часа?»
Завершающие слова: «Цифровая безопасность – это не просто набор правил, а образ мышления. Будьте бдительны, осторожны и ответственны в онлайн-пространстве!»
Выдача раздаточных материалов (опционально). Это может быть памятка с основными правилами цифровой безопасности, список полезных ресурсов, чек-лист по проверке сайтов и писем.
Приложение 1
Памятка с основными правилами цифровой безопасности
Приложение 2
Полезные Ресурсы
StopFraud: https://stopfraud.rf/ - Официальный сайт с информацией о мошенничестве в России.
Центр цифровой экспертизы Роскачества: https://roscontrolrf.ru/
Антивирусные Компании:
Kaspersky (https://www.kaspersky.ru/)
ESET (https://www.esetnod32.ru/)
Norton (https://ru.norton.com/)
Менеджеры Паролей:
1Password (https://1password.com/)
LastPass (https://www.lastpass.com/)
VPN-Сервисы:
NordVPN (https://nordvpn.com/)
ExpressVPN (https://www.expressvpn.com/)
Приложение 3
Чек-Лист для Проверки Сайтов и Писем
Проверка Сайтов:
HTTPS:
Убедитесь, что адрес сайта начинается с "https://". Наличие значка замка в адресной строке.
Доменное Имя:
Проверьте доменное имя на опечатки или подмену символов (например, "rnicrosoft" вместо "microsoft").
Проверьте информацию о владельце домена через WHOIS сервисы (https://www.whois.com/whois).
Контактная Информация:
Проверьте наличие контактной информации (адрес, телефон, электронная почта) на сайте.
Политика Конфиденциальности:
Ознакомьтесь с политикой конфиденциальности сайта.
Отзывы:
Поищите отзывы о сайте в интернете.
Проверка Безопасности:
Используйте онлайн-сервисы для проверки безопасности сайта (например, VirusTotal, Sucuri SiteCheck).
Проверка Писем:
Отправитель:
Проверьте адрес отправителя. Часто мошенники используют похожие, но измененные адреса.
Будьте осторожны с письмами от неизвестных отправителей.
Содержание:
Обратите внимание на грамматические ошибки и необычный стиль письма.
Будьте осторожны с письмами, требующими немедленных действий или содержащими угрозы.
Ссылки:
Прежде чем переходить по ссылке, наведите на нее курсор мыши, чтобы увидеть реальный адрес.
Не переходите по ссылкам, если они выглядят подозрительно (сокращенные URL, странные символы).
Вложения:
Не открывайте вложения от неизвестных отправителей.
Проверьте вложения антивирусом перед открытием.
Запросы Данных:
Будьте осторожны с письмами, запрашивающими личную информацию (пароли, номера кредитных карт, ИНН).
Никогда не сообщайте конфиденциальные данные по электронной почте.