Материал на проверке

Конспект классного часа «Цифровая безопасность»

0
0
Материал опубликован Вчера в 06:25 в группе
Конспект классного часа «Цифровая безопасность» (45 минут)

Цель: Формирование у учащихся осознанного и ответственного отношения к цифровой безопасности в онлайн-пространстве.

Задачи:

Ознакомить учащихся с основными угрозами в цифровом пространстве и способами защиты от них.

Развить критическое мышление при работе с информацией в интернете.

Воспитать культуру ответственного поведения в социальных сетях и других онлайн-сервисах.

Целевая аудитория: Школьники (возраст/класс адаптировать под конкретную группу)

Оборудование:

Проектор и экран (желательно)

Компьютер с доступом в интернет (желательно)

Презентация (рекомендовано)

Раздаточные материалы (чек-листы, памятки - опционально)

Форма проведения: Интерактивная беседа, дискуссия, работа в группах (выбрать в зависимости от класса и подготовленности)

План классного часа:

(0-5 минут) Вступление. Актуализация темы.

Приветствие. Создание позитивной атмосферы.

Краткое введение в тему: «Цифровой мир окружает нас. Он предоставляет много возможностей, но также и несет риски. Сегодня мы поговорим о том, как обезопасить себя в онлайн-пространстве.»

Вопрос к аудитории: «Как вы понимаете термин «цифровая безопасность»? Какие опасности, на ваш взгляд, существуют в интернете?» (Создать небольшую дискуссию, чтобы понять, что уже знают ученики)

(5-15 минут) Основные угрозы в цифровом пространстве. (Презентация/Беседа)

Фишинг: (Объяснение термина, примеры фишинговых писем/сайтов, способы распознавания)

Как злоумышленники получают доступ к персональным данным.

Признаки подозрительных писем и сайтов.

Рекомендации: Не переходить по подозрительным ссылкам, проверять адрес сайта, не сообщать личную информацию.

Вирусы и вредоносное ПО: (Объяснение, что такое вредоносное ПО, как оно распространяется)

Пути заражения: скачивание файлов из ненадежных источников, переход по зараженным ссылкам.

Признаки заражения: торможение работы компьютера, появление странных окон, изменение настроек.

Рекомендации: Использовать антивирусное ПО, регулярно обновлять его, быть внимательным при скачивании файлов.

Кибербуллинг: (Определение кибербуллинга, примеры, последствия)

Формы кибербуллинга: оскорбления, унижения, клевета, распространение личной информации.

Реакция на кибербуллинг: Не отвечать обидчику, заблокировать его, сообщить взрослым, обратиться за помощью к психологу.

Небезопасный контент: (Объяснение, что такое небезопасный контент, примеры)

Как защитить себя и других от нежелательного контента.

Рекомендации: Использовать настройки конфиденциальности в социальных сетях, не делиться личной информацией с незнакомцами, осознанно подходить к потреблению контента.

Слабые пароли: (Почему важны надежные пароли и как их создавать.)

Длина, символы, уникальность.

Использование менеджеров паролей.

(15-25 минут) Практические советы по цифровой безопасности. (Работа в группах/Дискуссия)

Разделите класс на группы (если это уместно). Каждая группа получает карточку с конкретной ситуацией (например, «Вы получили письмо с сообщением о выигрыше в лотерею. Ваши действия?», «Вас оскорбляют в социальных сетях. Как поступить?»).

Обсуждение ситуаций в группах. Каждая группа предлагает свои решения и обосновывает их.

Общее обсуждение. Представители групп делятся своими решениями, и вместе с учителем выбирают наиболее эффективные и безопасные.

(25-35 минут) Социальные сети и личная информация. (Презентация/Беседа)

Обсуждение: «Какую информацию вы обычно публикуете в социальных сетях?» (Поощрение откровенности, но с акцентом на безопасность)

Риски публикации личной информации: (Геолокация, фотографии, личные данные - как они могут быть использованы злоумышленниками)

Настройки конфиденциальности в социальных сетях: (Демонстрация основных настроек конфиденциальности на примере популярных социальных сетей, объяснение, как ограничить доступ к профилю и личной информации)

Ответственность за свои действия в интернете: (Обсуждение того, что все действия в интернете могут иметь последствия, в том числе юридические)

(35-40 минут) Критическое мышление и проверка информации. (Презентация/Беседа)

Как отличить правду от фейков в интернете: (Способы проверки информации: поиск первоисточника, проверка данных на других сайтах, обращение к экспертам)

Внимание к заголовкам и источникам информации: (Обсуждение, как заголовки могут манипулировать читателем, важность проверки репутации источника информации)

(40-45 минут) Заключение. Рефлексия.

Краткое повторение основных моментов: «Сегодня мы узнали о…»

Вопросы к аудитории: «Что нового вы узнали сегодня? Что вы будете делать по-другому после этого классного часа?»

Завершающие слова: «Цифровая безопасность – это не просто набор правил, а образ мышления. Будьте бдительны, осторожны и ответственны в онлайн-пространстве!»

Выдача раздаточных материалов (опционально). Это может быть памятка с основными правилами цифровой безопасности, список полезных ресурсов, чек-лист по проверке сайтов и писем.




Приложение 1

Памятка с основными правилами цифровой безопасности

t1758857084aa.png





Приложение 2

Полезные Ресурсы

StopFraud: https://stopfraud.rf/ - Официальный сайт с информацией о мошенничестве в России.

Центр цифровой экспертизы Роскачества: https://roscontrolrf.ru/

Антивирусные Компании:

Kaspersky (https://www.kaspersky.ru/)

ESET (https://www.esetnod32.ru/)

Norton (https://ru.norton.com/)

Менеджеры Паролей:

1Password (https://1password.com/)

LastPass (https://www.lastpass.com/)

VPN-Сервисы:

NordVPN (https://nordvpn.com/)

ExpressVPN (https://www.expressvpn.com/)





Приложение 3

Чек-Лист для Проверки Сайтов и Писем

Проверка Сайтов:

HTTPS:

Убедитесь, что адрес сайта начинается с "https://". Наличие значка замка в адресной строке.

Доменное Имя:

Проверьте доменное имя на опечатки или подмену символов (например, "rnicrosoft" вместо "microsoft").

Проверьте информацию о владельце домена через WHOIS сервисы (https://www.whois.com/whois).

Контактная Информация:

Проверьте наличие контактной информации (адрес, телефон, электронная почта) на сайте.

Политика Конфиденциальности:

Ознакомьтесь с политикой конфиденциальности сайта.

Отзывы:

Поищите отзывы о сайте в интернете.

Проверка Безопасности:

Используйте онлайн-сервисы для проверки безопасности сайта (например, VirusTotal, Sucuri SiteCheck).

Проверка Писем:

Отправитель:

Проверьте адрес отправителя. Часто мошенники используют похожие, но измененные адреса.

Будьте осторожны с письмами от неизвестных отправителей.

Содержание:

Обратите внимание на грамматические ошибки и необычный стиль письма.

Будьте осторожны с письмами, требующими немедленных действий или содержащими угрозы.

Ссылки:

Прежде чем переходить по ссылке, наведите на нее курсор мыши, чтобы увидеть реальный адрес.

Не переходите по ссылкам, если они выглядят подозрительно (сокращенные URL, странные символы).

Вложения:

Не открывайте вложения от неизвестных отправителей.

Проверьте вложения антивирусом перед открытием.

Запросы Данных:

Будьте осторожны с письмами, запрашивающими личную информацию (пароли, номера кредитных карт, ИНН).

Никогда не сообщайте конфиденциальные данные по электронной почте.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.