12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вера240
Преподаватель в Кванториуме
Россия, Ярославская обл.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

 

Детский технопарк «Кванториум»

 

Методическая разработка классного часа

«Безопасность в сети интернет»

 

 

Автор-составитель: Смирнова Вера Михайловна,

педагог дополнительного образования

 

г. Рыбинск

2019 год

Аннотация: в современном мире злоумышленникам не требуется много времени, чтобы узнать многое о будущей жертве, ведь многие люди выкладывают о себе в интернете слишком много информации. Важно знать, как обезопасить себя и свои личные страницы.

Категория обучающихся: методическая разработка предназначена для работы с обучающимися 12-16 лет (5-9 классы общеобразовательной школы).

Цель: содействие формированию у учащихся элементарных представлений о безопасности в интернете, проверка личных страниц в социальных сетях.

Задачи:

1. Обучающие:

- познакомить учеников с угрозами и рисками в интернете;

- сформировать умение определять социальные характеристики и индивидуальные особенности людей

- познакомить с признаками опасного поведения на основании аккаунтов в социальных сетях;

- сформировать способность к успешной самопрезентации и формированию позитивного имиджа в социальных сетях.

2. Развивающие:

- познакомить учеников с основами исследовательской деятельности;

- начать развивать психофизиологические качества обучающихся, такие как память, внимание, логическое мышление;

- способствовать организации культурного досуга путем активного использования ресурсов.

3. Воспитательные:

формировать волевые качества для успешной деятельности, такие как усидчивость, настойчивость, терпение, самоконтроль;

формировать коммуникативную культуру учащихся, умение продуктивно работать в команде.

Ожидаемые результаты:

1. Обучающие:

- умение определять рискованное и опасное поведение и угрозы в интернете и понимание как их можно идентифицировать в социальных сетях;

- понимание правил безопасного поведения в интернете, правильного и безопасного использования персональных данных, защиты от вредоносных воздействий.

2. Развивающие:

- знание основ исследовательской деятельности;

- хорошая динамика в развитии психофизиологических качеств.

3. Воспитательные:

- выполнение работы самостоятельно, планируя свои действия и координируя их с действиями группы.

Материалы и оборудование: презентация к занятию, проектор, компьютеры на каждого ученика или группу до 3 человек.

 

Ход занятия

 

Приветствие педагога, объяснение темы классного часа с помощью дискуссии.

Введение в проблему с помощью вопросов для учащихся:

Расскажите пожалуйста, какими ресурсам в интернете вы чаще всего пользуйтесь, на какие сайты заходите чаще?

Уверены ли вы, что личные данные, которые вы разместили в интернете под надежной защитой?

Почему вы уверены или не уверены в защищённости данных?

Что может стать причиной утечки данных? (вывести на проблему кибератак, программного обеспечения и невнимательности)

 

Основная часть

Согласно исследованиям, почти 62% жителей нашей страны пользуются социальными сетями с той или иной периодичностью:

41% опрошенных заходят ежедневно,

14% — несколько раз в неделю,

4% — несколько раз в месяц.

Молодежь (18-24 года) является самым активным пользовательским кластером, среди них доля ежедневного пользования составляет 82% (для сравнения среди людей 60+ лет эта цифра составляет 15%).

У кого из вас есть страничка в социальной сети? При регистрации вы читали пользовательское соглашение? Чаще всего люди его просто пролистывают, но что важного можно узнать из этого документа?

Дискуссия на тему пользовательского соглашения.

Действительно, пользовательское соглашение необходимо для того, чтобы понять свои права и обязанности и самой социальной сети.

К сожалению, многие аккаунты подвергаются взломам и причин этого великое множество. Причем атакам подвергаются не только страницы обычных людей, но и политиков, других известных личностей. Зачем это делается?

Обсуждение

Давайте проверим, подвергалась ли взлому ваша страница в социальной сети с помощью специального сервиса. (https://haveibeenpwned.com/).

Отлично, завершаем проверку. И давайте подумаем, что может обезопасить вашу страницу от взлома? Выход на тему безопасного пароля.

Безопасный пароль является основой безопасности личных данных в интернет пространстве. Для его создания лучше применять следующие правила:

ко мбинировать в пароле более шести прописных и строчных букв, цифры и знаки препинания;

длинный пароль взломать сложнее;

не следует использовать один пароль ко всем страницам;

не использовать при составлении пароля личную информацию (дату рождения, номер телефона и прочее);

не сохраняйте информацию о паролях в компьютерах, доступ к которому имеется не только у вас;

периодич ески обновляйте пароли.

С какими из перечисленных правил вы согласны? С какими трудно согласиться?

Мы разобрались в принципах формирования безопасного пароля. Но остался вопрос: как его запомнить?

Теперь давайте обсудим риски, который могут возникнуть при размещении в интернете личной персональной информации, такой как адрес, информации о месте обучения, электронная почта и прочее?

Обсуждение

Давайте вместе составим таблицу, откуда может быть похищена информация о нас, какого она может быть содержания, и кто может ее выложить.

 

Интернет-ресурс

Содержание

Кто выкладывает?

Социальная сеть

телефон

Я сам

...

 

 

 

Ученые провели исследование школьников, согласно которому получить полную информацию о человеке можно не только по прямо предоставленным данным, но и косвенным сведениям. Учащиеся выставляли в сеть информацию о своих оценках, школе, классе, студенты о ВУЗе, курсе и программе обучения. По имени, фамилии и конкретному учебному заведению можно было идентифицировать человека на 18%. Но если добавит информацию о друзьях, то показатель увеличивался до 88-93%.

По каким еще признакам и критериям можно идентифицировать человека в сети? Что можно посоветовать по использованию настроек приватности в социальных сетях?

Обсуждение

Общение в сети подразумевает новые знакомства, общение с людьми, которых в реальной жизни вы можете и не встретить. Именно в такой ситуации есть риск разглашения какой-либо важной информации о себе или свое семье. Расскажешь интернет-другу о планируемой поездке на море, а в ваше отсутствие ограбят квартиру. Совпадение?

Кроме этого есть риск подвергнуться запугиванию, оскорблениям и прочим неприятностям. Шантаж, эксплуатация, - далеко не самые страшные вещи, которые происходят с детьми при общении с виртуальными «друзьями». Чаще всего это даже не сверстник, как он представляется. Поэтому при знакомствах в сети следует быть бдительным и аккуратным.

В завершение нашего занятия давайте пройдем тест, составленный Роскомнадзора http://персональныеданные.дети

Подведение итогов занятия

Вопросы детям:

что нового узнали, что понравилось?

какие вы можете дать рекомендации пользователям интернета в вопросе безопасности?

Оценка педагогом работы детей на занятии.



 

Список информационных источников

Солдатова Г., Рассказова М., Лебешева М., Зотова Е., Рогендорф П. Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России. М.: Фонд Развития Интернет, 2013.

Солдатова Г.У., Шляпников В.Н., Журина М.А. Эволюция онлайн рисков: итоги пятилетней работы линии помощи «Дети онлайн» // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 3. С. 50-66.

Абаев А.В. Безопасности при работе сети интернет [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1 (37). URL: https://sibac.info/studconf/tech/xxxviii/46531 (Дата обращения 14.09.2019).

Безопасность в Интернете. Электронный курс [Электронный ресурс]. URL: http://www.intuit.ru/studies/courses/3462/704/info (Дата обращения 03.10.2019)

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.