Конспект логопедического занятия на тему «Весна»
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи и лексико-грамматических категорий для детей с ОНР (Старший дошкольный возраст)
Тема: «Весна»
Цель: закрепить и систематизировать знания детей по данной теме.
Задачи:
-Образовательные: Расширять и конкретизировать представления о весне. Закреплять в речи существительное с обобщающим понятием-весна. Образовывать форму множественного числа существительного в родительном падеже.
-Коррекционно-развивающие: Развивать связную диалогическую речь, фонематическое восприятие, работать над развитием правильного речевого дыхания, совершенствовать зрительное внимание, темп и ритм речи.
-Воспитательные: Формировать у детей чувство любви к природе и бережного отношения.
Оборудование: картинки с изображением явлений весны, предметные картинки: вата, ель, снег, нос, ананас, картинки с изображением весеннего солнца и ручья, картинка весеннего леса, цветы из бумаги, раскраски весеннего леса, карандаши.
Ход занятия
I.Организационный момент.
-Ребята к нам на занятие сегодня пришли гости, но чтобы догадаться, кто к нам пришел, нужно послушать загадки. (Логопед загадывает детям загадки)
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все…(солнце)
Звонкий, громкий, озорной
Появляется весной.
И бежит до моря,
Звонко тараторя…(ручей)
(Правильно, ребята. К нам сегодня в гости заглянуло солнышко и ручеек. Догадались о каком времени года мы будем говорить?)
II.Основная часть
Наконец к нам пришла долгожданная весна.
-Игра «Какой, Какая?»
-Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением Солнца и Ручья, давайте подумаем и скажем Солнце какое? (ответы детей), а Ручей какой? (ответы детей)
-Игра «Приметы весны»
Дети, скажите, что происходит весной в природе?
Предлагаются детям картинки с изображением явлений весны. (светит яркое солнце, сосульки, ручьи, весенний лес, прилет птиц, зеленая трава и т.д.)
-Игра «Поймай словечко»
-Молодцы, вы правильно назвали все весенние приметы. А теперь, солнышко и ручеек, приглашает вас в путешествие по весеннему лесу. Но, что бы всем попасть в весенний лес, нужно для начала поймать весенние слова. (Дети закрывают глаза и слушают слова, если слышать слово связанное с весной-хлопают.)
Слова: метель, капель, листопад, пригревают, тает, вьюга, журчит, теплое, проталины, мороз, набухают, половодье, солнышко, прилетают.
-Ребята, вы такие молодцы! Все весенние слова услышали. Отправляемся в весенний лес!
-Игра «Назови ласково»
-Мы с вами с лесу, давайте посмотри, что же мы видим и назовем ласково.
Слова: ручей, солнце, дерево, почка, лист, гнездо, птица, цветок.
-Дыхательная гимнастика «Понюхай цветок»
-Солнышко и ручеек, пригласили нас на цветочную поляну, понюхать цветы, оправляемся. Детям предлагается выбрать понравившийся «цветок», понюхать, а затем подуть на него.
-Игра «Продолжи предложение»
-Ребята, солнышко зовет нас дальше гулять по весеннему лесу и играть в игру. Солнышко начинает, а вы продолжаете.
На дереве гнездо, а на деревьях? (гнезда)
На ветке почка, а на ветках? (почки)
Поет птица, а поют? (птицы)
Сосулька капает, а сосульки? (капают)
Подснежник красивый, а подснежники? (красивые)
Бежит ручей, а бегут? (ручьи)
-Молодцы, отлично справились!
-Игра «Составь предложение»
-Ребята, наш гость ручеек тоже приготовил для вас задание. Ручеек для вас написал предложения о весне, но его предложения рассыпались, поможем ручейку?
-Первый, март, весны, месяц.
-Капель, весной, начинается.
-Почки, деревьях, на, набухают.
-Проталинах, на, травка, появляется, первая.
-Отлично, ребята вы справились со всеми заданиями ручейка и солнышка!
-Игра «По первым буквам»
Я предлагаю вам выполнить еще одно задание, и вернуться из весеннего леса домой. Перед вами картинки, внимательно посмотрите и из первых букв составьте слово. (Вата, ель, снег, нос, ананас)
-Правильно, это слово весна!
III. Итог занятия
-Ребята, вы такие молодцы! Сегодня наше занятие было, ярким весенним, сказочным. Вам понравилось? Что мы с вами делали? Где мы были? Что запомнилось?
-Я предлагаю вам сейчас, раскрасить картинку весеннего леса, она должна у вас получиться яркой, красочной. (Логопед раздает детям нарисованные, но не раскрашенные картинки весеннего леса.)