Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Б] и [П] в предложениях»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) школа»
(ГКОУ С(К)Ш)
КОНСПЕКТ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Б и П в предложениях»
Выполнила:
Л.Г. Аношенко
Учитель-логопед
высшей квалификационной категории
ГКОУ С(К)Ш
-2023-
Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П] в предложениях
Цели:
Фонетическая: уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков
[Б] - [П];
Фонематическая: развитие сложных слов фонематического анализа слов в структуре предложения, развитие слогового анализа и синтеза, анализа структуры предложения на слова;
Лексическая: расширение глагольного словаря;
Грамматическая: уточнение формы атрибутивного родительного падежа, формирование структуры распространённого предложения.
Задачи:
Образовательная: закрепить навык дифференциации акустически сходных звуков [Б] – [П] в словах, предложениях;
Коррекционно-развивающая: активизировать речевую и интеллектуальную деятельность обучающихся;
Воспитательная: повысить мотивацию к обучению, укрепить эмоционально-волевую сферу.
Оборудование
Наборное полотно.
Цифры-карточки.
Буквы Б, П.
Картинки с изображением частей тела различных животных.
Предметные картинки со звуками [Б] – [П].
Сюжетные картинки со звуками [Б] – [П].
Игрушка Буратино.
Графические схемы предложений.
Мяч.
Тетради, ручки, цветные карандаши.
Характеристика
подгруппы обучающихся 2-го класса
Логопедическое заключение:
Нарушение чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи лёгкой степени. (В.К., Д.К., М.Д.)
Нарушение чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи лёгкой степени. Дизартрия. (Н.Л., А. Б.)
Дисграфия в сложном виде, в сочетании различных форм - дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза и акустическая дисграфия.
Ошибки на письме:
1) графические ошибки (т.к. буквы не узнаются и не соотносятся с определёнными звуками; а далее, из-за несформированности зрительного восприятия - смешиваются на письме);
2) нарушение слоговой структуры слов: пропуски букв (особенно в стечении согласных); пропуск слогообразующей гласной; перестановка букв местами;
3) замены и смешения букв, обозначающих свистящие и шипящие звуки, глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные; иногда происходят замены гласных букв;
4) нарушение структуры не только слов, но и предложений. Также детям трудно удаётся деление предложения на слова – склонны к слитному написанию слов;
5) орфографические ошибки вследствие недостаточной сформированности процессов языкового обобщения и языковых закономерностей, то есть дети не могут применить на практике правила;
6) грамматические ошибки: пропуски и неправильное применение предлогов и других служебных слов; неправильное согласование всех частей речи; неверное использование окончаний имен существительных и имен прилагательных, глаголов.
Также детям сложно дается процесс обобщения предметов и явлений.
Ошибки при чтении:
побуквенное чтение;
искажение звукослоговой структуры слова;
аграмматизмы при чтении (нарушение согласования и управления);
механическое чтение (недостаточный темп и уровень понимания читаемого);
замены и смешения графически сходных букв.
Анализ занятия
Тип занятия - изучение нового материала. Является вторым по счёту.
Фонематическое восприятие – это слухо-произносительная дифференциация фонем. Несформированность фонематического восприятия (особенно слуховой дифференциации фонем) приводит к трудности усвоения и различения букв, вызывает смешение букв, обозначающих фонетически близкие звуки. Правописание слов с акустически сходными согласными является очень проблематичным для данной группы обучающихся. Поэтому в занятии использовались разнообразные формы и методы работы по формированию и развитию данной психологической особенности: беседа по картинкам с наличием звуков [Б]- [П] , сравнение и произношение звуков [Б]- [П].
Дифференциация звуков [Б]- [П] в слогах с отгадыванием загадок и последующим фонематическим анализом слов в отгадках, составлением звуковых схем, сравнением схем слов - отгадок, распределением картинок под схемами, игрой в лото, индивидуальной письменной работой.
Дифференциация звуков в словах с распределением картинок под буквами Б и П, классификацией картинок с изображением одежды, игрой «Чьи вещи?».
Дифференциация звуков [Б]- [П] в письме посредством индивидуальной работы по карточкам с пропущенными буквами.
Постановка цели занятия замотивировала детей, создала оптимально – положительный эмоциональный фон, вызвала желание добиться успеха. Всё это проявилось в речевой и интеллектуальной деятельности обучающихся.
В ходе занятия осуществлялись приёмы активизации познавательной деятельности, опора на разнообразные анализаторные системы речи с целью предупреждения утомляемости детей, сочетание индивидуальной и фронтальной работы, выявление и своевременное устранение допущенных ошибок, дифференцированный принцип коррекции обучения: задания в письменной работе и игре –лото давались каждому из детей с учётом их особенностей.
Время, отведённое на каждый из этапов, распределено рационально. Все промежуточные задачи удалось реализовать полностью.
Подбор речевого материала, форм и методов коррекции способствовал решению триединой дидактической задачи.
Ход занятия
Организационный момент.
Ребята, сегодня мы продолжаем учиться различать звуки Б-П в предложениях. Для хорошего результата вам нужно будет
- Слушать, думать, отвечать,
Читать, писать, запоминать!
Игра «Отгадай цифру»
Детям раздаются карточки с цифрами, нужно придумать слово,
состоящее из количества звуков, соответствующее данному числу.
Обучающиеся отгадывают по количеству звуков цифру, которая
находится в руках у товарища.
Уточнение и сравнение артикуляции звуков Б-П.
- Произнесите звуки Б и П. А теперь я произнесу, а вы посмотрите,
одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков.
(Одинаково)
Как мы произносим эти звуки? (Губами. Губы смыкаются).
- Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли оно при
произнесении звука Б. Б-Б-Б (Дрожит). С голосом или без голоса
произносится этот звук? (С голосом). А теперь произнесите звук П и
послушайте, дрожит ли горло при его произнесении. (Не дрожит).
Делается вывод, что звук П произносится без голоса, он глухой.
Звуки соотносятся с буквами.
Дифференциация звуков Б-П в словосочетаниях.
Дидактическая игра «Чьё это?»
На доске картинки с изображением хобота слона, головы черепахи, лапы медведя, ушей собаки, хвоста рыбы.
- Чей это хобот? (слоновий хобот или хобот слона) и т.д.
После каждого ответа определяется в каком слове Б или П, соседи звука.
Дополнение предложений словом по картинкам.
Около сарая стоят ….. (бочки)
На деревьях набухли …..(почки)
Около дома большой …….(забор)
Ворота закрыли на ……(запор)
Составление предложений по картинкам «Кто как передвигается?»
Картинки : лягушка, черепаха, рыба, птица, собака.
Лягушка прыгает. Черепаха ползёт. Рыба плывёт. Птица летит. Собака бежит. ( сосчитать сколько слов в предложении, в каком слове звук Б или П, какой звук слышится после…)
Анализируется каждое предложение.
Загадка про Буратино.
Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Всюду нос суёт он длинный.
Кто же это? (Буратино)
Какой первый звук в слове Буратино?
Что у Буратино на звук Б (букварь, башмаки) и звук П (пуговицы, пряжка).
Придумать предложения с этими словами.
Каждое предложение анализируется следующим образом: определяется количество слов в предложении, какое по счёту слово со звуком Б или П.
Придумывание предложений по сюжетным картинкам.
Мальчик бросает палку.
Собака лежит около будки.
Рыба плавает в банке.
Полина нарвала цветы.
Бабушка принесла яблоки.
Боря упал.
Из каждого предложения выделяются слова со звуком Б или П, определяются соседи звука.
VIII. Физкультминутка. Игра с мячом «Назови наоборот»
башня-пашня, бочка-почка, бах-пах, бабочка-папочка и т.д.
IX. Подбор предложений к графическим схемам из 2-х, 3-х, 4-х слов.
Каждая схема анализируется по количеству слов.
Картинки предыдущего задания раскладываются под схемами.
Дети называют предложения. Каждое слово соотносится с элементами графической схемы.
X. Письменная работа.
- Начертите схему первого предложения в тетради. Запишите под ней предложение - Боря упал. Подчеркните буквы Б,П разным цветом. И т.д.
Бабушка принесла яблоки.
Рыба плавает в банке.
XI. Графический диктант.
Предложения: Рыбаки поймали рыбу. Поля поливает тюльпаны.
Борис кормит Полкана хлебом. На поляне порхают бабочки.
Записать вместо слов со звуками Б и П только букву Б или П.
XII. Итог занятия.
Что понравилось на занятии? Как оцениваете работу своих
товарищей? Пригодятся ли новые знания в дальнейшем?
Литература:
1) Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопедов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001
2) Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. Методическое пособие для учителя-логопеда. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001
3) Департамент образования г. Москвы Южное окружное управление образования Коррекционная педагогика (часть V). Из опыта работы коррекционных учреждений. Москва 2003.