Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Звук [з]. Буква З» (5 класс)

3
0
Материал опубликован 21 January

Логопедическое занятие, 5 класс (вариант 1)

Тема: «Звук [з]. Буква З»

 

Цель: создание условий для уточнения знаний о звуке [з] (умения выделять, правильно произносить и дифференцировать звук на слух).

 

Задачи:

закреплять умения различать звук [з] по акустическим и артикуляционным признакам и выделять его в речи; закреплять навык четкого произношения звука [з] и кинестетических ощущений от произнесения звука; закреплять навык определения позиции звука [з] в словах (в начале, в середине, в конце); закреплять представления о графическом образе звука [з] - букве З;

развивать и корригировать зрительную и слуховую память и внимание; развивать фонетико-фонематические представления, формировать процесс звукового анализа; развивать наглядно-образное мышление, восприятие, представления о сенсорных эталонах, пространственных представлениях и ориентации на плоскости; развивать артикуляционную и мелкую моторику; формировать умение работать по словесной и письменной инструкции логопеда; расширять представления об окружающем мире и способствовать обогащению пассивного и активного словаря;

формировать положительную мотивацию к обучению и взаимодействию с логопедом, воспитывать трудолюбие и интерес к родному языку.

 

Оборудование: индивидуальное зеркало, карточки с артикуляционной гимнастикой, мнемотаблица звука [з], таблица с характеристикой звука, логопедический профиль звука, предметные картинки, изображение печатной и прописной буквы З, трафарет буквы, камешки Марблс, карточки, тетрадь, цветные карандаши, значок-жест.

 

Тип занятия: закрепление знаний.

По форме организации: комбинированное.

Форма работы: фронтальное.

 

Ход занятия

1.Оргмомент. Этап мотивации учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Начинаем наше занятие.

2. Актуализация опорных знаний. Введение в тему

Введение в тему занятия

Детям предлагается назвать время года.

- Ребята, отгадайте, какое время года придет на смену осени.

Знакомы вам её угрозы. Она всем нам грозит морозом,

Хоть в снег закуталась сама. Кто гостья грозная?  (Зима)

- Какой звук вы слышали чаще других в загадке и отгадке?

- Сегодня бы будем работать со звуком [з].

Для того, чтобы правильно произносить звук этот звук необходимо выполнить артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика.

- Сядьте ровно, расправьте плечи. Возьмите в руки зеркала. Смотрим на себя в зеркало и выполняем следующие упражнения по 3 раза:

«Окошко» (широко открыть рот)

«Забор» (широко улыбнутся, показать зубы)

«Шарики» (надувать, а затем втягивать щеки)

«Лопаточка» (высовывать и убирать в рот широкий язык)

«Чистим зубки» (языком гладим зубы с внутренней стороны в направлении слева - направо, а потом – сверху - вниз)

«Качели» (язык поднимаем вверх, потом опускаем вниз)

«Горка» (кончик языка упирается в основание нижних зубов, средняя часть языка выгибается вверх)

«Катушка» (зацепившись кончиком языка за нижние зубы, «выкатить» его среднюю часть вперед изо рта, а затем «закатить» обратно)

- Молодцы, ребята!

3. Работа по теме. Объяснение нового знания

- С каким звуком мы сегодня будем работать ?

- Какой это звук?

- Найдите этот звук на ленте звуков.

(один у доски, остальные - в тетрадях)

- Какие парные согласные есть у этого звука?

- По глухости-звонкости?

- По мягкости- твёрдости?

Характеристика звука

(карточка- характеристика на доске)

- Звук [з] (как звенит комар) – согласный, его нельзя пропеть. Он твердый, но может быть и мягким. У него есть парная согласная по мягкости: [з ] Это звук звонкий. У него есть парная согласная: согласный глухой [с].

Уточнение и отработка артикуляционной позиции звука [з]

(мнемотаблица на доске)

- Когда мы произносим звук [з]:

- губы растягиваются в улыбке

- зубы видны

- язык лежит у нижних зубов

- воздух выходит через рот – дует «холодный ветерок»;

- горло «работает» (ладонь – на горле).

(профиль на доске)

Отработка фонетического навыка. Упражнение «Комарики»

- Давайте позвеним как комарики: ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ... (вслед за логопедом дети произносят звук [з] длительно)

4. Закрепление знания во внешней речи

Развитие фонематического слуха. Упражнение «Поймай комара»

- Звук [з] слышится в речи людей очень часто. Давайте учится его слышать. Я буду произносить звуки, а вы когда услышите звук [з]- хлопните в ладоши – «поймайте комара» (логопед произносит [з]- среди согласных): М, З, Н, З, К, Т, З, Б, В, З,Ч.

Отработка слухового внимания и артикуляции звука в слогах. Упражнение «Эхо»

- Ребята, есть такая игра под названием «Эхо». Давай поиграем? Сначала я произношу слоги, а вы повторяй за мной: ЗЗЗЗЗЗЗО, ЗЗЗЗЗЗЗЗУ, ЗЗЗЗЗЗЗЗА, ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЫ, ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЭ …АЗЗЗЗЗЗЗЗЗ, УЗЗЗЗЗЗЗЗ, ЭЗЗЗЗЗЗЗЗЗ…А теперь ЗА-ЗО, ЗА-ЗЫ, ЗУ-ЗА, ЗУ-ЗЫ; АЗ-ОЗ, УЗ-ЭЗ, ОЗ-ЫЗ, ЭЗ-ОЗ.

Отработка навыка звукопроизношения. Автоматизация звука в слогах и словах. Упражнение «Чистоговорки»

- Для того чтобы мы произносили звук правильно, выполним упражнение «Чистоговорки». Я проговариваю фразу, а вы ее повторяете, четко произнося звук [з]:

- за-за-за – на лугу стоит коза

- зу-зу-зу- мы увидели козу

- зы-зы-зы - есть козлята у козы

- зо-зо-зо – не поют козлята «ЗО»

Автоматизация звука в словах. Работа с предметными картинками. Игра «Сигнальщики»

Логопед демонстрирует предметные картинки. Если в названии картинки есть звук [з], дети поднимают сигнальную карточку, называя слово (кукла, заяц, мяч, зонт, лампа, замок, чашка, роза, коза, забор, мишка, ваза)

Закрепление навыка определения позиции звука [з] в словах (в начале, в середине, в конце). Упражнение «Звуковая решетка»

 

 

 

- Ребята, с помощью таблицы и синего кружка, которые у вас на партах, давайте определим место звука [з] в словах (без зрительной опоры): зима, музыка, арбуз, корзина, зуб)

5. Физкультминутка.

Скоро к нам придет зима (разводим руки в стороны),

Станут белыми дома (складываем руки «домиком»),

Снег на улице пойдет (движение пальцами и руками сверху – вниз)

И поля все заметет (движение рук из стороны - в сторону).

Будем мы ходить гулять (шаги на месте)

И в снежки с тобой играть!

6. Работа по теме. Закрепление знания в письменной речи

Закрепление представлений о графическом образе звука [з] - букве З

- Ребята, звук [з] мы слышим, а на письме мы его обозначаем какой буквой?

(на доске вывешивается образец печатной буквы )

- Найдите букву З в алфавите. Назовите соседей этой буквы.

- Верно. Предыдущая буква – буква Ж, а последующая – буква И.

- Посмотрите на букву З. - На какой предмет еще похожа буква З? (змея, пружина, стружка, завитушка)

(вывешивается изображение прописной буквы)

- «Извиваюсь, словно змейка. Срисовать меня сумей-ка!»

(Дети рассматривают изображение буквы З)

- Из каких элементов состоит письменная буква З? Заглавная – из двух полуовалов, а строчная – из полуовала и «петельки» (закругленной линии с петлей)

- Давайте «напишем» букву З в воздухе.

- Выложите букву печатную букву З, используя цветные камешки. Какую букву будем выкладывать? (дети, используя камешки Марблс, выкладывают на партах буквы. Ребенок, испытывающий трудности, заполняет трафарет буквы и называет букву)

- Обведем букву З по цветным камешкам пальцем.

7. Повторение и закрепление знаний

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок. Кто его открыть бы смог?

Потянули, покрутили, постучали – и открыли!

Работа по карточкам. Упражнение на уточнение и запоминание образа буквы

Корректурная проба «Найди букву З»

-Ребята, вам нужно найти и обвести все буквы З.

«Зашумленный рисунок»

- Найдите букву З и раскрасьте ее синим карандашом.

Работа в тетрадях.

«Буква потерялась»

- Ребята, в следующем задании вам нужно вставить и записать пропущенную букву З в словах. В первом столбике нужно вставить большую (заглавную) букву.

Автоматизация звука и буквы в предложениях. Упражнение «Составь предложение»

- Ребята, на доске слова, в которых есть буква З. Давайте прочитаем эти слова: зонт, Лиза, у, зеленый. Что можно составить из этих слов?

Дети составляют предложение, перемещая карточки на доске.

! запись в тетради !

Автоматизация звука и буквы в предложениях. Чтение текста с картинками-образами.

- Перед вами рассказ, в котором некоторые слова «спрятались», и на их месте нарисованы картинки. Давайте прочитаем этот рассказ, заменяя картинки словами. Каждый читает до точки, по одному предложению (читаем «по цепочке»)

- Найдите слова, в которых есть звук [з] и буква З (коза, Захар, рюкзак, гроза, береза).

- В какой части слова находится буква З?

8. Итог занятия. Рефлексия учебной деятельности

- Ребята, какой звук сегодня изучали?

- Что вы знаете об этом звуке?

- Какой буквой обозначают на письме этот звук?

- Букву З узнали тоже, З на троечку похожа

Этот звук не нужно петь, можно громко позвенеть: ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ!…

- Какое у вас настроение? Покажите свое настроение с помощью жеста-значка. Я рада, что у вас хорошее настроение. До свидания!

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации