Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Звук [з]. Буква З» (5 класс)
Логопедическое занятие, 5 класс (вариант 1)
Тема: «Звук [з]. Буква З»
Цель: создание условий для уточнения знаний о звуке [з] (умения выделять, правильно произносить и дифференцировать звук на слух).
Задачи:
закреплять умения различать звук [з] по акустическим и артикуляционным признакам и выделять его в речи; закреплять навык четкого произношения звука [з] и кинестетических ощущений от произнесения звука; закреплять навык определения позиции звука [з] в словах (в начале, в середине, в конце); закреплять представления о графическом образе звука [з] - букве З;
развивать и корригировать зрительную и слуховую память и внимание; развивать фонетико-фонематические представления, формировать процесс звукового анализа; развивать наглядно-образное мышление, восприятие, представления о сенсорных эталонах, пространственных представлениях и ориентации на плоскости; развивать артикуляционную и мелкую моторику; формировать умение работать по словесной и письменной инструкции логопеда; расширять представления об окружающем мире и способствовать обогащению пассивного и активного словаря;
формировать положительную мотивацию к обучению и взаимодействию с логопедом, воспитывать трудолюбие и интерес к родному языку.
Оборудование: индивидуальное зеркало, карточки с артикуляционной гимнастикой, мнемотаблица звука [з], таблица с характеристикой звука, логопедический профиль звука, предметные картинки, изображение печатной и прописной буквы З, трафарет буквы, камешки Марблс, карточки, тетрадь, цветные карандаши, значок-жест.
Тип занятия: закрепление знаний.
По форме организации: комбинированное.
Форма работы: фронтальное.
Ход занятия |
|||
1.Оргмомент. Этап мотивации учебной деятельности -Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Начинаем наше занятие. |
|||
2. Актуализация опорных знаний. Введение в тему Введение в тему занятия Детям предлагается назвать время года. - Ребята, отгадайте, какое время года придет на смену осени. Знакомы вам её угрозы. Она всем нам грозит морозом, Хоть в снег закуталась сама. Кто гостья грозная? (Зима) - Какой звук вы слышали чаще других в загадке и отгадке? - Сегодня бы будем работать со звуком [з]. Для того, чтобы правильно произносить звук этот звук необходимо выполнить артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика. - Сядьте ровно, расправьте плечи. Возьмите в руки зеркала. Смотрим на себя в зеркало и выполняем следующие упражнения по 3 раза: «Окошко» (широко открыть рот) «Забор» (широко улыбнутся, показать зубы) «Шарики» (надувать, а затем втягивать щеки) «Лопаточка» (высовывать и убирать в рот широкий язык) «Чистим зубки» (языком гладим зубы с внутренней стороны в направлении слева - направо, а потом – сверху - вниз) «Качели» (язык поднимаем вверх, потом опускаем вниз) «Горка» (кончик языка упирается в основание нижних зубов, средняя часть языка выгибается вверх) «Катушка» (зацепившись кончиком языка за нижние зубы, «выкатить» его среднюю часть вперед изо рта, а затем «закатить» обратно) - Молодцы, ребята! |
|||
3. Работа по теме. Объяснение нового знания - С каким звуком мы сегодня будем работать ? - Какой это звук? - Найдите этот звук на ленте звуков. (один у доски, остальные - в тетрадях) - Какие парные согласные есть у этого звука? - По глухости-звонкости? - По мягкости- твёрдости? Характеристика звука (карточка- характеристика на доске) - Звук [з] (как звенит комар) – согласный, его нельзя пропеть. Он твердый, но может быть и мягким. У него есть парная согласная по мягкости: [з ] Это звук звонкий. У него есть парная согласная: согласный глухой [с]. Уточнение и отработка артикуляционной позиции звука [з] (мнемотаблица на доске) - Когда мы произносим звук [з]: - губы растягиваются в улыбке - зубы видны - язык лежит у нижних зубов - воздух выходит через рот – дует «холодный ветерок»; - горло «работает» (ладонь – на горле). (профиль на доске) Отработка фонетического навыка. Упражнение «Комарики» - Давайте позвеним как комарики: ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ... (вслед за логопедом дети произносят звук [з] длительно) |
|||
4. Закрепление знания во внешней речи Развитие фонематического слуха. Упражнение «Поймай комара» - Звук [з] слышится в речи людей очень часто. Давайте учится его слышать. Я буду произносить звуки, а вы когда услышите звук [з]- хлопните в ладоши – «поймайте комара» (логопед произносит [з]- среди согласных): М, З, Н, З, К, Т, З, Б, В, З,Ч. Отработка слухового внимания и артикуляции звука в слогах. Упражнение «Эхо» - Ребята, есть такая игра под названием «Эхо». Давай поиграем? Сначала я произношу слоги, а вы повторяй за мной: ЗЗЗЗЗЗЗО, ЗЗЗЗЗЗЗЗУ, ЗЗЗЗЗЗЗЗА, ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЫ, ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЭ …АЗЗЗЗЗЗЗЗЗ, УЗЗЗЗЗЗЗЗ, ЭЗЗЗЗЗЗЗЗЗ…А теперь ЗА-ЗО, ЗА-ЗЫ, ЗУ-ЗА, ЗУ-ЗЫ; АЗ-ОЗ, УЗ-ЭЗ, ОЗ-ЫЗ, ЭЗ-ОЗ. Отработка навыка звукопроизношения. Автоматизация звука в слогах и словах. Упражнение «Чистоговорки» - Для того чтобы мы произносили звук правильно, выполним упражнение «Чистоговорки». Я проговариваю фразу, а вы ее повторяете, четко произнося звук [з]: - за-за-за – на лугу стоит коза - зу-зу-зу- мы увидели козу - зы-зы-зы - есть козлята у козы - зо-зо-зо – не поют козлята «ЗО» Автоматизация звука в словах. Работа с предметными картинками. Игра «Сигнальщики» Логопед демонстрирует предметные картинки. Если в названии картинки есть звук [з], дети поднимают сигнальную карточку, называя слово (кукла, заяц, мяч, зонт, лампа, замок, чашка, роза, коза, забор, мишка, ваза) Закрепление навыка определения позиции звука [з] в словах (в начале, в середине, в конце). Упражнение «Звуковая решетка»
- Ребята, с помощью таблицы и синего кружка, которые у вас на партах, давайте определим место звука [з] в словах (без зрительной опоры): зима, музыка, арбуз, корзина, зуб) |
|||
5. Физкультминутка. Скоро к нам придет зима (разводим руки в стороны), Станут белыми дома (складываем руки «домиком»), Снег на улице пойдет (движение пальцами и руками сверху – вниз) И поля все заметет (движение рук из стороны - в сторону). Будем мы ходить гулять (шаги на месте) И в снежки с тобой играть! |
|||
6. Работа по теме. Закрепление знания в письменной речи Закрепление представлений о графическом образе звука [з] - букве З - Ребята, звук [з] мы слышим, а на письме мы его обозначаем какой буквой? (на доске вывешивается образец печатной буквы ) - Найдите букву З в алфавите. Назовите соседей этой буквы. - Верно. Предыдущая буква – буква Ж, а последующая – буква И. - Посмотрите на букву З. - На какой предмет еще похожа буква З? (змея, пружина, стружка, завитушка) (вывешивается изображение прописной буквы) - «Извиваюсь, словно змейка. Срисовать меня сумей-ка!» (Дети рассматривают изображение буквы З) - Из каких элементов состоит письменная буква З? Заглавная – из двух полуовалов, а строчная – из полуовала и «петельки» (закругленной линии с петлей) - Давайте «напишем» букву З в воздухе. - Выложите букву печатную букву З, используя цветные камешки. Какую букву будем выкладывать? (дети, используя камешки Марблс, выкладывают на партах буквы. Ребенок, испытывающий трудности, заполняет трафарет буквы и называет букву) - Обведем букву З по цветным камешкам пальцем. |
|||
7. Повторение и закрепление знаний Пальчиковая гимнастика «Замок» На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? Потянули, покрутили, постучали – и открыли! Работа по карточкам. Упражнение на уточнение и запоминание образа буквы Корректурная проба «Найди букву З» -Ребята, вам нужно найти и обвести все буквы З. «Зашумленный рисунок» - Найдите букву З и раскрасьте ее синим карандашом. Работа в тетрадях. «Буква потерялась» - Ребята, в следующем задании вам нужно вставить и записать пропущенную букву З в словах. В первом столбике нужно вставить большую (заглавную) букву. Автоматизация звука и буквы в предложениях. Упражнение «Составь предложение» - Ребята, на доске слова, в которых есть буква З. Давайте прочитаем эти слова: зонт, Лиза, у, зеленый. Что можно составить из этих слов? Дети составляют предложение, перемещая карточки на доске. ! запись в тетради ! Автоматизация звука и буквы в предложениях. Чтение текста с картинками-образами. - Перед вами рассказ, в котором некоторые слова «спрятались», и на их месте нарисованы картинки. Давайте прочитаем этот рассказ, заменяя картинки словами. Каждый читает до точки, по одному предложению (читаем «по цепочке») - Найдите слова, в которых есть звук [з] и буква З (коза, Захар, рюкзак, гроза, береза). - В какой части слова находится буква З? |
|||
8. Итог занятия. Рефлексия учебной деятельности - Ребята, какой звук сегодня изучали? - Что вы знаете об этом звуке? - Какой буквой обозначают на письме этот звук? - Букву З узнали тоже, З на троечку похожа Этот звук не нужно петь, можно громко позвенеть: ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ!… - Какое у вас настроение? Покажите свое настроение с помощью жеста-значка. Я рада, что у вас хорошее настроение. До свидания! |