Материал на проверке

Конспект логопедического занятия по курсу «Развитие речи» на тему «Родственные слова»

2
0
Материал опубликован Вчера в 08:36

«Чебоксарская общеобразовательная школа

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья№2»

Министерства образования Чувашской Республики









Конспект

логопедического занятия по курсу «Развитие речи»

на тему «Родственные слова»

с обучающимися 2 класса.













Учитель – логопед: Митрофанова Лариса Николаевна















Чебоксары 2025



Цель: формирование у обучающихся представления о родственных связях слов.


Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Познакомить обучающихся с понятием «родственные слова», с признаками однокоренных слов.

Формировать навык подбора родственных слов.

 Формировать навык правильно находить общую часть родственных слов.


Коррекционно – развивающие:

Обогащать, уточнять и активизировать словарный запас.

Развивать зрительное и слуховое внимание, словесно – логическое мышление.

Развивать пространственные и зрительные представления.

Развивать общую и мелкую моторику.


Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать активность и самостоятельность обучающихся на занятии.

Воспитывать у обучающихся самоконтроль за речью.


























Конспект группового логопедического занятия по курсу «Развитие речи» на тему «Родственные слова», 2 класс


Ход занятия

Организационный момент

Разогреем наши ручки.

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Один, два, три, четыре, пять —
Будем листья собирать.
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба.
Мы соберём,
Маме осенний
Букет отнесём.


II.Основная часть

Формулировка темы занятия

Послушайте сказку:

Давным – давно люди потеряли слово ЛИСТ, забыли о нем и не вспоминали. А слово попало в землю, укоренилось, а затем появились ростки – слова: ЛИСТИК, ЛИСТВА, ЛИСТВЕННЫЙ, ЛИСТВЕННИЦА. Посмотрели люди на эти слова, послушали, а слова – то похожи, как родные, как родственники. С тех пор стали люди называть такие слова родственными, потому что выросли они из одного корня.


Сформулируйте тему нашего занятия. (Родственные слова)

Верно, сегодня мы будем работать с родственными словами. Все эти слова объединены общей частью — корнем. Посмотрите на слова, которые выросли, назовите общий корень. (Лист)

Отлично, ребята! Корень в словах обозначается – дугой (Учитель – логопед выделяет корень в словах)

Прочитаем стихотворение:

Слова, как родные, похожи чуть – чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

Они об одном говорят.

Посмотрите на слова, которые выросли от корня ЛИСТ. Они не только имеют одинаковый корень, но и объединены общим смыслом.

В чем же заключается общий смысл всех этих слов? Разберемся.

Что такое листик? (Маленький лист)

Листва? (Все листья одного растения)

Лиственный? (Так можно сказать о любом растении с листьями или о лесе (Лиственный лес)

Что такое лиственница и почему она так называется? (Лиственница – хвойное дерево, а так называется, потому что хвоя осенью опадает, как у лиственных деревьев)

В чем же заключается общий смысл всех этих слов? К какому понятию они относятся? (К понятию «лист»)


Работа с правилом.

Итак, ребята, какие два условия должны соблюдаться, чтобы слова можно было назвать родственными? (1. Имеют одинаковую часть – корень; 2. Близки по смыслу)


Игра «Составь цепочку слов» (Работа у доски)

Наша задача – подобрать родственные слова и выделить корень. (Учитель – логопед пишет слово, дети по очереди выходят к доске, подбирают и записывают родственные слова, выделяют корень слова)

Слово ГРИБ

Маленький гриб мы назовем? (грибок)

Как называют человека, который собирает в лесу грибы? (грибник)

Суп из грибов, какой? (грибной)

Слово ЛЕС

Небольшой лес мы назовем? (лесок, лесочек)

Человека, который ухаживает за лесом мы назовем? (лесник)

Сказочный персонаж, который живет в лесу? (Старичок – Лесовичок)

Учитель – логопед тщательно анализирует получившуюся цепочку слов, уточняя с детьми их звуковую и смысловую общность.


Физкультминутка. «Семейка слов»

Хорошо поработали, отдохнем и поиграем в игру «Семейка слов». Если слова, которые я назову родственные, то показываем «Во!» и говорим: «Да, родные!». Если слова неродственные, то опускаем пальчики вниз и говорим: «Нет, чужаки!»


Лист – листок

дом – домик

стол – шкаф

дорога – путь

гриб – грибок

сад – садовник

кот – котик

книга – карандаш

слон – носорог





Работа в карточках. Игра «Найди родственные слова»

Молодцы! Выполним задание в карточке. Прочитайте задание.


У рыбаков небывалый улов,

Рыбу поймал и старик – рыболов.

Мы рыболовную сеть соберем,

Рыбного супа в тарелки нальём.

Обучающиеся работают в паре, называют по очереди родственные слова, выделяют дугой корень.

Игра «Родственники потерялись»

Поиграем. У каждого из вас есть кленовый листочек, на котором написано слово. Прочитайте его. Ваша задача – найти родственников своему слову (Обучающиеся выходят к доске и делятся на две группы родственных слов).

Отлично! А сейчас все «родственники» отправляются к «своему корню». Какой корень у ваших слов? (Прикрепляют слова к корню.)

Молодцы! А сейчас каждый возьмите еще по одному листочку, найдите ему «родственника» и прикрепите к нужному корню.

Отлично!


III. Итог занятия. Рефлексия.

Назовите тему занятия? (Родственные слова)

Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными? (1. Имеют одинаковую часть – корень; 2. Близки по смыслу)

Молодцы! Спасибо за работу! Оцените свою работу с помощью смайликов!
































t1761716060aa.png



t1761716060ab.png

t1761716060ac.gif

t1761716060ad.gif



Прочитайте. Найдите родственные слова. Выделите в них корень.


У рыбаков небывалый улов,

Рыбу поймал и старик – рыболов.

Мы рыболовную сеть соберем,

Рыбного супа в тарелки нальём.



Прочитайте. Найдите родственные слова. Выделите в них корень.


У рыбаков небывалый улов,

Рыбу поймал и старик – рыболов.

Мы рыболовную сеть соберем,

Рыбного супа в тарелки нальём.



Прочитайте. Найдите родственные слова. Выделите в них корень.


У рыбаков небывалый улов,

Рыбу поймал и старик – рыболов.

Мы рыболовную сеть соберем,

Рыбного супа в тарелки нальём.









t1761716060ae.png

t1761716060af.gift1761716060ag.gif

t1761716060ah.jpg



t1761716060ai.png

t1761716060aj.png



t1761716060ak.png



t1761716060al.png

t1761716060am.jpg

t1761716060am.jpg

t1761716060am.jpg

t1761716060am.jpg

t1761716060am.jpg

t1761716060am.jpg




t1761716060an.png



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.