Конспект логопедического занятия по курсу «Развитие речи» на тему «Родственные слова»
«Чебоксарская общеобразовательная школа
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья№2»
Министерства образования Чувашской Республики
 
 
 
 
Конспект
логопедического занятия по курсу «Развитие речи»
на тему «Родственные слова»
с обучающимися 2 класса.
Учитель – логопед: Митрофанова Лариса Николаевна
 
 
 
 
 
Чебоксары 2025
Цель: формирование у обучающихся представления о родственных связях слов.
 
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
Познакомить обучающихся с понятием «родственные слова», с признаками однокоренных слов.
Формировать навык подбора родственных слов.
Формировать навык правильно находить общую часть родственных слов.
 
Коррекционно – развивающие:
Обогащать, уточнять и активизировать словарный запас.
Развивать зрительное и слуховое внимание, словесно – логическое мышление.
Развивать пространственные и зрительные представления.
Развивать общую и мелкую моторику.
 
Коррекционно – воспитательные:
Воспитывать активность и самостоятельность обучающихся на занятии.
Воспитывать у обучающихся самоконтроль за речью.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Конспект группового логопедического занятия по курсу «Развитие речи» на тему «Родственные слова», 2 класс
 
Ход занятия
Организационный момент
– Разогреем наши ручки.
Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»:
 Один, два, три, четыре, пять —
 Будем листья собирать.
 Листья берёзы,
 Листья рябины,
 Листики тополя,
 Листья осины,
 Листики дуба.
 Мы соберём,
 Маме осенний
 Букет отнесём.
 
II.Основная часть
Формулировка темы занятия
– Послушайте сказку:
Давным – давно люди потеряли слово ЛИСТ, забыли о нем и не вспоминали. А слово попало в землю, укоренилось, а затем появились ростки – слова: ЛИСТИК, ЛИСТВА, ЛИСТВЕННЫЙ, ЛИСТВЕННИЦА. Посмотрели люди на эти слова, послушали, а слова – то похожи, как родные, как родственники. С тех пор стали люди называть такие слова родственными, потому что выросли они из одного корня.
 
– Сформулируйте тему нашего занятия. (Родственные слова)
– Верно, сегодня мы будем работать с родственными словами. Все эти слова объединены общей частью — корнем. Посмотрите на слова, которые выросли, назовите общий корень. (Лист)
– Отлично, ребята! Корень в словах обозначается – дугой (Учитель – логопед выделяет корень в словах)
– Прочитаем стихотворение:
| 
 | Слова, как родные, похожи чуть – чуть, И если поставить их в ряд, Немного послушать и вдуматься в суть – Они об одном говорят. | 
– Посмотрите на слова, которые выросли от корня ЛИСТ. Они не только имеют одинаковый корень, но и объединены общим смыслом.
– В чем же заключается общий смысл всех этих слов? Разберемся.
– Что такое листик? (Маленький лист)
– Листва? (Все листья одного растения)
– Лиственный? (Так можно сказать о любом растении с листьями или о лесе (Лиственный лес)
– Что такое лиственница и почему она так называется? (Лиственница – хвойное дерево, а так называется, потому что хвоя осенью опадает, как у лиственных деревьев)
– В чем же заключается общий смысл всех этих слов? К какому понятию они относятся? (К понятию «лист»)
 
Работа с правилом.
– Итак, ребята, какие два условия должны соблюдаться, чтобы слова можно было назвать родственными? (1. Имеют одинаковую часть – корень; 2. Близки по смыслу)
 
Игра «Составь цепочку слов» (Работа у доски)
– Наша задача – подобрать родственные слова и выделить корень. (Учитель – логопед пишет слово, дети по очереди выходят к доске, подбирают и записывают родственные слова, выделяют корень слова)
Слово ГРИБ
– Маленький гриб мы назовем? (грибок)
– Как называют человека, который собирает в лесу грибы? (грибник)
– Суп из грибов, какой? (грибной)
Слово ЛЕС
– Небольшой лес мы назовем? (лесок, лесочек)
– Человека, который ухаживает за лесом мы назовем? (лесник)
– Сказочный персонаж, который живет в лесу? (Старичок – Лесовичок)
Учитель – логопед тщательно анализирует получившуюся цепочку слов, уточняя с детьми их звуковую и смысловую общность.
 
Физкультминутка. «Семейка слов»
– Хорошо поработали, отдохнем и поиграем в игру «Семейка слов». Если слова, которые я назову родственные, то показываем «Во!» и говорим: «Да, родные!». Если слова неродственные, то опускаем пальчики вниз и говорим: «Нет, чужаки!»
 
| Лист – листок дом – домик стол – шкаф | дорога – путь гриб – грибок сад – садовник | кот – котик книга – карандаш слон – носорог | 
 
|  			 |  			 |  			 | 
Работа в карточках. Игра «Найди родственные слова»
– Молодцы! Выполним задание в карточке. Прочитайте задание.
|  			 | У рыбаков небывалый улов, Рыбу поймал и старик – рыболов. Мы рыболовную сеть соберем, Рыбного супа в тарелки нальём. | 
Обучающиеся работают в паре, называют по очереди родственные слова, выделяют дугой корень.
Игра «Родственники потерялись»
– Поиграем. У каждого из вас есть кленовый листочек, на котором написано слово. Прочитайте его. Ваша задача – найти родственников своему слову (Обучающиеся выходят к доске и делятся на две группы родственных слов).
– Отлично! А сейчас все «родственники» отправляются к «своему корню». Какой корень у ваших слов? (Прикрепляют слова к корню.)
– Молодцы! А сейчас каждый возьмите еще по одному листочку, найдите ему «родственника» и прикрепите к нужному корню.
– Отлично!
 
III. Итог занятия. Рефлексия.
– Назовите тему занятия? (Родственные слова)
– Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными? (1. Имеют одинаковую часть – корень; 2. Близки по смыслу)
– Молодцы! Спасибо за работу! Оцените свою работу с помощью смайликов!
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
|  			 Прочитайте. Найдите родственные слова. Выделите в них корень. У рыбаков небывалый улов, Рыбу поймал и старик – рыболов. Мы рыболовную сеть соберем, Рыбного супа в тарелки нальём. | 
|  			 Прочитайте. Найдите родственные слова. Выделите в них корень. У рыбаков небывалый улов, Рыбу поймал и старик – рыболов. Мы рыболовную сеть соберем, Рыбного супа в тарелки нальём. | 
|  			 Прочитайте. Найдите родственные слова. Выделите в них корень. У рыбаков небывалый улов, Рыбу поймал и старик – рыболов. Мы рыболовную сеть соберем, Рыбного супа в тарелки нальём. | 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 

|  			 |  			 |  			 | 
|  			 |  			 |  			 | 
 
 
                                    

 
                                