Конспект логопедического занятия «Последовательный пересказ текста по вопросам»
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ОВЗ
«ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА ПО ВОПРОСАМ»
Автор: Курушина Надежда Викторовна, учитель-логопед
Участники: 2 класс
Цели:
Формировать умение работать с прочитанным текстом, отвечать на поставленные вопросы полным предложением;
Формировать умение последовательно пересказывать текст;
Развивать фонематическое восприятие;
Расширять словарный запас
Продолжительность занятия 40 минут
Оборудование: мяч, предметные картинки, раздаточный материал, план работы с текстом.
Ход занятия:
Этапы Занятия |
Действия педагога |
Действия учащихся |
1.Организационный момент.
|
-Добрый день, ребята.
|
Приветствуют педагога. |
2.Установка на общение Эмоциональный настрой.
|
Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
-Молодцы! Возвращайтесь на свои места. |
Ребята встают в круг, передают друг другу мяч со словами: «Доброе утро, Маша». «Доброе утро, Петя» и тд. -Возвращаются за парты. |
3.Самомассаж
|
-Повторяйте за мной движения. (ребята уже знают и могут повторять вместе с движениями слова ) -Ручки разминаем - И разогреваем. -И лицо теплом своим нежно умываем.
-Грабельки сметают все дурные мысли.
-Ушки разминаем сверху вниз мы быстро.
-Их вперед сгибаем, - Тянем их за мочки,
- А потом руками трогаем мы щечки. |
- Потирают ладошки - Хлопают в ладоши. - Проводят ладошками по своему лицу от носа к ушам 2-3 раза. - Сгибают пальчики, имитируя грабли, и проводят ими по лбу- от центра лба к вискам, по лицу-от носа к ушам, от центра подбородка к ушам. - Разминают ушки сверху вниз.
- Сгибают уши. - Подергивают мочки ушей вниз. - Легкими пощипывающими движениями трогают щеки. |
4. Работа по развитию словарного запаса.
|
-Ребята, перед вами на партах картинки. Я буду называть лексическое значение слова, а вы отгадывать слово по его лексическому значению и показывать соответствующую картинку, называть это слово, выделяя первый согласный звук. А) Место, где много деревьев и можно собирать грибы и ягоды (ЛЕС) Б) Замерзшая вода (ЛЕД) В) Место, где дети учатся читать и писать (ШКОЛА) Г) Пора, когда тает снег, распускаются деревья. (ВЕСНА) Д) Ученический стол (ПАРТА) -Молодцы! Уберите карточки на край парты
|
-Показывают картинку с изображением предмета, называют слово, определяют первый согласный звук в словах.
-Убирают картинки. |
5. Развитие неречевых процессов (пространственная ориентировка) 2 минуты |
-Выполните задание: скопируйте узор из левой части листа в пустые клеточки правой части листа. (листы с заданием раздать перед инструкцией).
Педагог проверяет, корректирует, если нужно. |
- Выполняют задание. |
6. Этап изучения новой темы.
|
I. -Отгадайте загадку. (про ежа) Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а натки ни одной.
(Картинку с изображением ежа повесить на доску). II. Объявление темы и цели занятия. -Сегодня мы будем учиться составлять устный рассказ по вопросам. Главным героем нашего рассказа будет еж. III. Работа с текстом - Давайте прочитаем стихотворение про ежика. (стихотворение и у каждого ребенка на отдельном листочке) Золотой клубочек Загорелись, как пожар, На рябине кисти. Катится навстречу шар Из осенних листьев. Ты его не узнаешь? Приглядись-ка! Это ёж! Золотым клубочком стал Хитрый ёжик колкий Листья клена нанизал На свои иголки. Их несет к себе домой, Стелет на кроватку, Чтобы долгою зимой Спать под елью сладко. Пусть ему навеют сны Снежные метели, Пусть проспит он до весны В теплой колыбели Т.Шорыгина Вопросы по содержанию прочитанного стихотворения: - О ком стихотворение? - С чем автор сравнивает ёжика?
- Почему ёжик похож на «шар из осенних листьев»?
- Куда он несет листья и для чего?
- Как долго будет спать ёжик? |
-Отгадывают загадку. (ёж)
Дети читают стихотворение сначала «про себя», потом вслух (1-2 человека по желанию)
Отвечают на вопросы. -О ёжике. - С шаром из осенних листьев. -Потому что он весь в листьях. -Несет домой, чтобы спать на них. -Всю зиму, до весны.
|
7. Физминутка. |
-Будем прыгать и скакать! Раз, два, три, четыре, пять!
|
Прыжки на месте. Наклоны туловища влево-вправо.
Руки вверх. Подняли ноги вверх. Движения головой. Встали. |
8. Работа с текстом. |
-Послушайте текст про ежика. (Логопед читает текст)
Еж живет в лесах. Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом. Лапы у ёжика короткие с маленькими коготками. Все тело ежика покрыто иголками. Они защищают ежа от врагов. Ёжик – хищник. Он охотится на ящериц, ядовитых змей, мышей, лягушек. Когда наступают холода, ежик ложится спать до самой весны. Перед ребятами на партах карточки с вопросами : Где живет ёжик? Какая мордочка и лапы у ежа? Чем покрыто тело ежика? На кого охотится ежик? Когда ежик ложится спать? Как долго спит еж? Инструкция: дайте полные ответы на вопросы. Используя вопросы, перескажите прослушанный текст. |
Пересказывают (желательно, чтобы пересказали все дети) |
9.Подведение итогов занятия. |
- Чем занимались на занятии? - Что нового узнали? Домашнее задание: выучить стихотворение Т. Шорыгиной «Золотой клубочек» |
-Отвечают на вопросы. |
Использованные источники:
Шаблоны для копирования https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673841022_gas-kvas-com-p-zadaniya-po-kletochkam-risunki-39.jpg
Стихотворение Т. Шорыгиной. https://www.prodlenka.org/
Картинка ежа
Афонина Г.Н. Уроки развития речи: Пособие для учителей. 1-4 кл.-М.,2001
Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?! Путешествия в мир природы и развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М., 2000