Конспект логопедического занятия «Знакомство с предлогами "в", "на"»
Знакомство с предлогами «в», «на»
Цель: знакомство с предлогами «в», «на».
Задачи:
1.Образовательные:
Познакомить обучающегося со значением предлогов «в», «на».
Начать выделять предлоги «в», «на».
2.Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематический слух
Развивать пространственные представления посредством дидактических упражнений с данными предлогами
Расширять пассивный словарь,
Развивать концентрацию зрительного внимания,
Формирование координированного дыхания, движений и речи, посредством речедвигательных упражнений
Добиваться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую. посредством объединения отдельных движений в серию последовательно организованных.
3.Воспитывающие:
Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи,
Воспитывать умение работать в паре с педагогом.
Оборудование:
Структура урока
Предметные, сюжетные картинки
Картинки для артикуляционной гимнастики
Схемы предлогов
Цветные карандаши
Индивидуальные карточки с заданием
Коробка
Осенние листочки
Ход занятия
1.Организационный момент (2 мин)
Логопед: Коля здравствуй! Вот и наступила осень, мы снова встретились и будем вместе работать над заданием. Что мы будем делать на занятии?
o время года какое (осень) месяц(сентябрь) число (17) день недели(вторник)
o Психогимнастика «Какое настроение?»
o Артикуляционная гимнастика
o Пальчиковая гимнастика
o Новый материал
o Самостоятельное выполнение заданий
2.Психогимнастика (1мин): Выявление эмоционального настроения обучающегося
Логопед выставляет на фланелеграф картинки с эмоциями и уточняет какое настроение и желание работать
3.Дыхательная гимнастика (1мин): Упражнение «сдуй листочек с ладошки»
Логопед уточняет о том. что сейчас время года –осень и с деревьев опадают листья. Предлагает стать «Холодным осенним ветерком» и сдувать листочки (то сильно, то тихо) для формирования воздушной струи.
4.Артикуляционная гимнастика (2 мин). Упражнения «Бегемот», «Заборчик», «Хоботок», «Лягушка», «Качели», «Часики» для улучшения качества артикуляционных движений: объема, амплитуды, точности, силы, времени фиксации артикуляционного уклада.
Логопед показывает выполнение каждого упражнения, контролирует качество их выполнения. Повторяем каждое упражнение 5-7 раз
5.Пальчиковая гимнастика
В гости к нам явилась киска Ребенок сжимает пальцы левой руки в кулак, пальцы на правой руке разжимает (ладонь-кулак)
Всем дает она ириски
Мышке, лебедю, жуку Поочередно одновременно загибает пальцы на правой и левой руке
Псу, зайчонку, петушку
Рады, рады всем гостинцам Упражнение «ладонь-кулак»
Это видим мы по лицам!
Все захлопали в ладоши 2 раза хлопнуть в ладоши
Побежали в гости к кошке Указательным и средним пальцем «Бегать по столу»
6. Знакомство с предлогами «в» и «на» с уточнением их пространственных значений (2 мин)
Логопед выставляет схемы предлогов «в», «на» и уточняет:
-на наших занятиях, мы с тобой учимся не только правильно дышать, артикулировать, учимся четко произносить звуки, но и стараемся правильно говорить. В этом нам помогают «маленькие слова» ,а называются они словом –предлоги. Сегодня к нам пришли 2 предлога «в» и «на», которые хотят подружиться.
«В» -появляется, когда предмет находится внутри;
«На» - когда предмет находится сверху.
7.Составление предложений с предлогами (по картинке) (4 мин)
Логопед: Посмотри, перед тобой две картинки и карточки с предлогами «в» и «на». Нам надо подобрать нужный предлог:
o Котенок в коробке
o Ложка в тарелке
o Фрукты в корзине
o Книга на столе
o Птичка на ветке
o Яблоко на тарелке
8.Динамическая (2 мин)
Падают, падают листья Руки плавно поднимаем вверх
И плавно их опускаем
В нашем саду листопад! Руки на поясе –повороты туловища
Желтые, красные листья Руки на поясе –наклоны туловища
В воздухе кружат, летят Руки на поясе –кружение
Птицы на юг улетают: Руки перед грудью, упражнение «птичка»
Гуси, грачи, журавли….
Вот уж последняя стая Поочередные махи руками «вперед-назад»
Крыльями машут в дали! Поочередные махи руками-упражнение «журавль»
9.Работа с индивидуальным наглядным материалом (3 мин)
Логопед: Посмотри, на столе лежит карточка с заданием. Тебе надо соединить линиями картинку и предлог.
o Снегири ……….ветке
o Котенок ………коробке
o Книга ………….столе
o Мяч…………….траве
o Овощи …………корзине
o Ложка ………….тарелке
Логопед направляет действие ребенка при выборе предлогов, поощряет проговаривание ребенком полученных словосочетаний.
10.Итог занятия, оценка деятельности (1 мин)
Логопед: Спасибо, что ты был сегодня внимательным. хорошо отвечал. За каждое задание получил «солнышко». Посмотри, что в коробке. Это твой приз! А теперь давай вспомним, о чем мы сегодня говорили?
Ребенок: о предлогах «в» и «на».
Логопед: Молодец! Наше занятие окончено.