Конспект мероприятия
на тему:
«Знакомство с эпохой царя Петра I»
(подготовительная группа)
Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, истории России.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с исторической личностью – Петром 1, с отдельными событиями в истории России времён правления Петра 1.
Развивающие: развивать любознательность, желание получать новую информацию. Способствовать эмоциональному восприятию детей через использование музейных экспонатов. Формировать словарный запас детей словами – флот, «потешное войско», корабельное дело.
Воспитательные: подвести детей к выводу, что человек славен делами; поддерживать интерес детей к истории своей Родины.
Предварительная работа: альбомы и беседы: «Костюмы дворян», «Одежда крестьян», «Форма солдат и офицеров Русской армии при Петре 1», рассказы «Потешные полки», «Морской флот».
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята!
Хотите отправиться в путешествие в прошлое?
Я страну свою люблю,
Знать о ней я всё хочу!
Машина времени включается
И в путешествие мы отправляемся!
Давным - давно жил да был царь и звали его Петр 1(показ портрета Петра 1). Отец Петра рано умер, и воспитывала его мать. Когда Пётр был маленьким, то ему всё хотелось знать и понимать. Он любил учиться и трудиться. А в свободное время Петр, как и вы, любил играть, играть в солдатики. У него было много друзей и товарищей, и все они играли вместе и дружно. У Петра было даже свое войско, которое называли «потешным», потому что маленький царь играл – «тешился». Он учил ребят маршировать, строить игрушечные крепости и штурмом брать их. Мальчик Петр рос, а вместе с ним росли мальчишки из «потешного» войска. А когда они все выросли, то это войско превратилось в самые лучшие полки: Преображенский и Семеновский.
Когда Пётр стал царём, Россия была страной, где люди жили очень бедно. Не было даже школ. Петру хотелось, чтобы в его стране люди жили хорошо. Чтобы торговать с другими странами, нашей стране нужен был флот, корабли, а их не было. И задумал царь Пётр построить свои корабли, свой флот. Отправился он за границу, учится корабельному делу. Вернувшись в Россию, он принялся за строительство русского флота. Петр избрал Воронеж колыбелью российского флота. Город стоял на берегу реки Воронеж, недалеко от Дона. В окрестностях росли дубы и сосны, служившие материалом для строительства судов. Неподалеку залегала железная руда, из которой можно было выплавить пушки и ядра. Петр создал первый русский флот, который потом стал самым сильным в Европе. Ребята, давайте покажем как строились корабли.
Физкультминутка:
«А сейчас все дружно встанем
И строительство начнём.
Пилами мы пилим,
Топором стругаем,
Гвозди прибиваем,
Мачту поднимаем.
На корабль мы поднялись
И довольны все остались»
Стремясь воздействовать на всех своим личным примером, Петр был первым работником в своей стране. Он любил говорить: "Я царь, а у меня мозоли на руках". Ребята, отчего у Петра 1 были мозоли на руках? (ответы детей)
А. С. Пушкин прекрасно очертил его образ в строчках стихотворения:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник -
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Расскажите, ребята, как вы поняли это стихотворение? (рассуждения детей)
Вот такой интересный человек жил в нашей стране и ему был поставлен памятник. Это был первый памятник в нашем городе (показ памятника). Петр I изображен во весь рост, в мундире того времени. Правой рукой император опирается на корабельный якорь в память построения в Воронеже флота, а левой показывает вперед. Расположен памятник Петру Великому в Петровском сквере города Воронежа.
Ребята, кто видел этот памятник? (ответы детей)
А хотите узнать, что нового ещё появилось в нашей стране, пока правил Царь Петр?
- запретил бороды;
- построил город Санкт – Петербург;
- выпустил первую газету;
- Новый год стал праздновать в привычное для нас время и стали наряжать елки;
- дети стали учиться в школе;
- привез в Россию картофель, до этого русские люди его никогда не пробовали;
- появились столовые приборы - вилки.
Ребята, вы много сегодня узнали, хотите поиграть?
Игра называется «Что было раньше, что сейчас».
Цель: расширение представлений у детей о быте русского народа.
Ход игры: ребенку предлагается карточка с изображением предметов старины и пустыми полями.
Задача ребенка подобрать к каждому изображению из прошлого карточку с рисунком предмета из настоящего времени (например: свеча – лампочка, лапти – туфли и т. д.)
Подведение итога экскурсии.
Воспитатель: Дети, расскажите, что вы узнали нового и интересного? При каком царе был создан флот? Что нового появилось в нашей стране во время правления Петра I? (ответы детей)
Ребенок:
Живем мы в радостном краю.
И знать его должны мы,
Страну любимую свою,
Свой светлый край любимый.
Воспитатель: Может быть и вы, когда вырастете, прославите нашу страну, а для этого нужно много знать, хорошо учиться и любить свою Родину.
Список используемой литературы:
1. «Дошкольнику – об истории и культуре России» авт. Г. Н. Данилина.
2. «Дни воинской славы» авт. М. Б. Зацепина.
3. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью» авт. Н. В. Алешина.
4. «Россия великая судьба» авт. С. Перевезенцев.