Конспект интеллектуальной игры «Эпоха славных дел Петра!»

1
0
Материал опубликован 25 September 2022

Конспект интеллектуальной игры «Эпоха славных дел Петра!»

Цель: Повысить интерес обучающихся к истории развития страны во времена Петра I.

Задачи:

- обобщить и систематизировать знания обучающихся о развитии России во времена Петра I

- развивать навыки работы в команде на основе товарищества, чувства ответственности за деятельность команды

- воспитывать у обучающихся чувства уважения и гордости за историческое прошлое своего Отечества

Оборудование: компьютер, проектор, бланки для подсчета набранных баллов, USB-флешка, фоновая музыка

Место проведения: актовый зал

Возрастная категория: 7-11 класс

Предварительная подготовка: данное мероприятие проводится в виде групповой интерактивной игры, где обучающиеся разбиваются на подгруппы, выбранное жюри ведет подсчет баллов.


Ход мероприятия

(обучающиеся рассаживаются за столы в произвольном

порядке по 5-6 человек, тем самым формируя команды.

На экране изображение Петра I)


Ведущий: Петр I, третий царь династии Романовых. Его путь на российский престол был не совсем прост. В 1869 году Петр Алексеевич утвердился на российском престоле, обретя возможность принимать самостоятельные решения.

Как только он обрел истинную власть, царь сразу же приступил к управлению страной. Для этого было несколько причин: ему досталось государство, довольно сильно отстающее в экономическом развитии от европейских держав; он понимал, что достаточно обширная территория страны нуждается в постоянной защите и налаживании новых экономических и политических связей.

Чтобы достойно содержать армию, нужно поднимать уровень жизни всей страны, менять устои и укреплять власть. Это и стало основной целью и задачами реформ на протяжении всей жизни Петра Великого.

В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Что бы мы не взяли – алфавит, газеты, дороги, одежду, еду, армию, флот и многое другое, все это связано сего именем. Эпоха петровских преобразований – важнейший рубеж в нашей истории.

То академик, то герой

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник... (А.С.Пушкин)

 Я не просто так прочитала эти строки, сегодня как вы догадались наша интеллектуальная игра «Эпоха славных дел Петра!» будет посвящена Петру Великому и его преобразованиям.

Каждой команде предлагаю дать себе название, а наше жюри в составе трех человек будет следить за результатами игры и вести подсчет баллов. Перед вами на экране игровое поле с пятью категориями вопросов. Каждый вопрос по своей сложности оценен в баллы. Посредством жеребьевки определим команду первой начинающей нашу игру (представители от команд тянут листочки с цифрами). Если команда затрудняется ответить на вопрос право переходит команде первой поднявшей руку.

Мы начинаем нашу интеллектуальную игру, каждой команде желаю удачи.

(первой игру начинает команда, вытянувшая из мешочка цифру один;

у нее право выбора категории вопроса)

Категория: Петр I – государь-реформатор

20 баллов: Часы на Спасской башне Кремля появились в XVвеке. В XVIII веке на Спасской башне были установлены новые часы, для которых было отлито 13 колоколов. Они имели неподвижную часовую стрелку и вращающийся циферблат, на котором было не 12 делений. Перт I велел заменить эти часы на новые – на 12 часов. Сколько делений было в старых часах?

Ответ: В старых часах на Спасской башне Кремля было 17 делений. Древнерусские часы отмечали время совсем не так, как сейчас: их переводили дважды в сутки, от восхода отсчитывали дневное время, от заката - ночное.

40 баллов: Петр I много внимания уделял воспитанию подрастающего поколения. Правилам поведения был посвящен специальный учебник, который учил молодого человека, как нужно вести себя в обществе. Что это была за книга и когда она появилась?

Ответ: Книга «Юности честное зерцало», год издания 1717.

60 баллов: Административная реформа Петра перекроила всю систему управления государством. Были организованы три коллегии, которые ведали государственными финансами: Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия и Ревизион-коллегия. Чем занимались эти коллегии?

Ответ: Камер-коллегия занималась доходами казны, Штатс-контор-коллегия - расходами, Ревизион-коллегия – контролировала расходы.

80 баллов: В 1714 году был принят закон, изменивший порядок наследования имущества. Прежде владелец имения мог разделить его между своими сыновьями, каждый дворянский отпрыск знал – что-нибудь ему и достанется. Какой указ издал Петр, изменивший систему наследования?

Ответ: Указ о единонаследии: нельзя дробить имение, все недвижимое имущество теперь получал один из сыновей. Остальным наследникам приходилось «хлеба искать службою, умением, торгами и прочим». Этот указ лишил их возможности жить в праздности и лени.




Категория: Многогранная личность Петра I

20 баллов: Петр I хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. В его времена эти действия знали далеко не все, и Петр настойчиво заставлял изучать их своих сподвижников. Сейчас данные действия знает каждый школьник. Что это?

Ответ: все это арифметические действия: Адиция – сложение, субстракция – вычитание, мультипликация – умножение, дивизия – деление.

40 баллов: Русский царь стремился все «попробовать своими руками», будь то строительство кораблей, стрельба из пушек или изучение часовых механизмов. По свидетельствам его поданных, при себе он всегда имел набор инструментов. Доказательство профессиональных успехов Петра можно наблюдать в удивительной коллекции, которая хранится в Кунсткамере. Что это за коллекция?

Ответ: В коллекции Кунсткамеры хранятся зубы, удаленные больным лично Петром I. Считается, что всем больным он выплачивал по 1 шиллингу за удаление.

60 баллов: Ранняя наклонность Петра I к ремесленным занятиям, к технической работе обратилась у него в простую привычку, в безотчетный позыв: он хотел узнать и усвоить всякое новое дело. С летами он приобрел необъятную массу технических познаний, и в совершенстве овладел ремеслами. Назовите их?

Ответ: Петр I в совершенстве знал до 14 ремесел: плотник, столяр, слесарь, кузнец, врач, картограф, штурман, артиллерист, навигатор, кораблестроитель, часовщик, оружейник, топограф, архитектор.

80 баллов: Успехи в ремесле поселили в Петре I большую уверенность в ловкости своей руки, но одно ремесло он не смог освоить. Назовите его?

Ответ: Петр I не смог освоить науку плести лапти и в сердцах произнес: «Нет ремесла мудренее лапотного!».


Категория: Морское наследие Петра I

20 баллов: Еще при Иване Грозном Россия мечтала о выходе к Балтийскому морю и созданию там торгового порта. Царь Петр I поставил перед собой цель – завладеть в Ингерманландии выходом к Балтийскому морю. Какой город Петр выбрал первым для нападения и в августе 1700 года его осадил?

Ответ: Первым городом для своего нападения в августе 1700 года Петр I выбрал Нарву.

40 баллов: Какой из кораблей на протяжении долгих лет Северной войны был флагманским и самым любимым кораблем царя, а какой Петр I называл «дедушкой русского флота»?

Ответ: 64 пушечный корабль «Ингерманланд» считался самым любимым и флагманским кораблем царя-флотоводца во многих компаниях Северной войны. Построен он был в 1715 году. По эскизам Петра I, выполненным им собственноручно, были изготовлены кормовые украшения. Бот «Святой Николай» известный всему морскому люду как «ботик Петра I» он называл «дедушкой русского флота».

60 баллов: В 1719 году крестьянин Ефим Никонов в Челобитной Петру I доносил об изобретении им «потаенного» судна. В 1722 году первое в мире «потаенное судно» было спущено на воду и в присутствии Петра I проходило испытание. Что это было за судно?

Ответ: Это была первая подводная лодка.

80 баллов: Когда и на каком корабле был впервые поднят штандарт Петра I, на котором были изображены морские карты четырех морей.

Ответ: Впервые личный штандарт царя Петра I с символикой владетеля морей был поднят в 1703 году на фрегате «Штандарт» - первом крупном корабле зарождающегося Балтийского флота.


Категория: Кунсткамера

20 баллов: Назовите удивительный экспонат из коллекции природных диковин Кунсткамеры. Петр I приказал построить здание для Кунсткамеры на месте, где найдено это дерево. Назовите дерево?

Ответ: По народным приметам ветки этого дерева с густым смолистым ароматом отгоняли нечистую силу, а ровные и прямые стволы лучше всего подходили для корабельных мачт. Это дерево сосна.

40 баллов: Тератология – наука об уродствах. В Кунсткамере появилась своя коллекция уродцев или монстров, которую начал собирать еще Петр I при своей жизни. Как называется экспонат тератологической коллекции Кунсткамеры – чучело животного с хорошо заметной мутацией?

Ответ: Это детеныш крупного рогатого скота – двуглавый теленок.

60 баллов: Самой яркой коллекцией Кунсткамеры является этнографическая коллекция, которая знакомит посетителей с культурой большинства народностей нашей планеты. Статуи этих демонов было принято ставить у входа в дом или храм. Какой экспонат охраняет вход в Кунсткамеру?

Ответ: Ракшас – трехметровая скульптура, кровожадный демон родом из Индии, изгнанный из царства богов и вынужденный жить на земле.

80 баллов: Один из старейших экспонатов Кунсткамеры – пример синтеза восточного искусства и европейской механики. Как называется эта китайская механическая заводная игрушка?

Ответ: Это фантазия китайского мастера о том, как мог бы выглядеть небесный корабль. Этот кораблик называется в память об императоре Цинь Ши-хуане, жившем в III веке до н.э. Ладья небесная. Он полагал что бессмертные движутся по времени именно на таком судне. Механическая игрушка представляет собой утонченное прогулочное судно.


Категория: «Революционер на троне» и русская кухня

20 баллов: Петр Алексеевич приехал в Голландию в 1697 году, чтобы обучаться искусству кораблестроения. Проживал он в доме бургомистра Амстердама и управляющего Ост-Индийской компании Николааса Витсена, который знал толк в колониальных товарах, привозимых из дальних стран. Назовите напиток, который для Петра I стал символом гастрономического прогресса.

Ответ: Благодаря бургомистру Петр распробовал и полюбил этот крепкий ароматный напиток – кофе.

40 баллов: При Петре I в русском кулинарном лексиконе появилось новое слово, которым назвали привычное блюдо для русских. До этого все жидкие блюда именовались «похлебками», подавались в горшочках, вкушались традиционными деревянными ложками. Как стали называть это блюдо?

Ответ: Привычное для русских блюдо «похлебка» стали называть на иностранный манер «суп».

60 баллов: Петр I ввел Россию в новый этап развития русской кухни. При нем на столе у русских появились: баклажаны, сельдерей, шпинат, сахарная свекла и многое другое. Многие из них сначала красовались на клумбах дворцовых парков, прежде чем перебрались в огород. Также произошло и с привезенными Колумбом в Европу семенами этого растения, а позднее попали в Россию.

Ответ: Под Воронежем царь устроил опытный сад, «дабы усмотреть, могут ли произрастать в земле нашей полезные плоды, растения, виноград и другие травы». Так на Руси появился подсолнечник, цветы которого поначалу считали украшением цветников.

80 баллов: Реформы Петра произошли не только в еде, но и коснулись кухонной техники. По его указу в летнем дворце в Петербурге на кухне произошли изменения при приготовлении пищи. Что приказал государь изменить в своей кухне и в кухнях столицы?

Ответ: В летнем дворце царя была сооружена на голландский манер одна из первых плит в России. А архитекторы и строители получили задание – проектировать в домах столицы новые очаги, а уральский промышленник Демидов – отливать для плит настилы, конфорки и вьюшки.

Ведущий: Наша интеллектуальная игра подошла к концу. Пока жюри подводит итоги игры, предлагаю ответить на один вопрос, который прибавит команде сразу сто баллов. Чья команда первой поднимет руку у той право ответа. В случае неправильного ответа право переходит другой команде.

Внимание вопрос: Какой год в истории России стал самым коротким и почему?

Ответ: Самым коротким в России был 1699 год в связи с распоряжением Петра I о новом, юлианском летоисчислении. Новый год начался 1 января 1700 года).

Предоставляется слово жюри, которое озвучит результаты нашей игры и не забудет прибавить сто баллов команде, правильно ответившей на вопрос ведущего.

(объявляются результаты игры)

Команда, победившая в нашей игре, награждается памятными сувенирами-магнитами с изображением Петра I.

Спасибо всем за активную игру.











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.